Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта (с подробным объяснением выбора автора и стихотворения).
Оформление: презентация (4-5 слайдов) "Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского "Времена года").
Словарная работа: программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.
Задание к уроку:
- Индивидуальные сообщения 2-х учащихся о поэтах XIX века: Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете (по 2-3 минуты).
- Остальная часть класса: сообщения о своих любимых поэтах, строчки их стихов (по 1-ой минуте).
Используемые технологии:
- Технология педагогических мастерских.
- Технология развития критического мышления.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока
Эпиграф.
Тот не писатель, кто не прибавил к
зрению человека хотя бы немного зоркости.
К.Паустовский.
(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года"- весенний цикл)
1. Учитель.
-Любите ли вы стихи?
-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?
-Ваши любимые стихи?
-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.
2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.
-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят)
3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].
Сегодня на уроке мы с вами поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.
- Что обозначает слово "программа"? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём)
- А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят)
Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения.
4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" (запись темы урока)
I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка)
Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года". Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.
II. Откройте учебник "Литература" на стр. 239.
Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его?
(Сообщение подготовленного ученика)
III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Весенние воды" [2].
Чтение учителем. Школьники перечитывают.
- Какое настроение передаёт это стихотворение?
(Радости)
- Какое слово, какие предложения тому подтверждение?
(Восклицательные предложения, а в последней строке слово "весело")
- А что вызывает эту радость?
(Наступление весны, пробуждение природы весной)
- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?
(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.
Весна идёт.
Выслала гонцов - быстрые ручьи)
- А какие звуковые повторы подтверждают это?
("ш", "ж", "г", "д", "с", "л")
- Зачем Тютчев повторяет некоторые слова?
(Бегут - бегут, весна идёт - весна идёт, и - и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).
- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева?
(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)
- Прочтите с радостной интонацией.
- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)
(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев "Весенние воды").
IV. Презентация "Певец родной природы".
- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана "Весна - большая вода" и "Март"? (Мнения ребят)
- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)
Делаем запись в тетради под № 2 "Оформление" (см. пропущенная строка):
1. Название поэтического концерта.
2. Презентация "Певец родной природы".
(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)
V. Ещё одна пленительная встреча - А. А. Фет.
Сообщение подготовленного ученика.
Стихотворение "Весенний дождь" [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя).
- Почему эти строки особенно завораживают?
(Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного)
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
(Сиюминутное настроение. Остановись мгновение - ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)
- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?
(Солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)
- Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения?
- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?
- Какие звуки помогают поэту создать настроение?
- А запахи?
- Каково построение предложений?
(ССП с союзом "и", БСП - чтобы предать настроение. Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета)
- Как вы будете читать Фета?
(Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!". Чтение.
-Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!"
- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)
(Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь").
VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?
(Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).
(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)
VII. Вывод.
- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.
- Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?
VIII. Домашняя работа.
- Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте).
Список литературы:
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд.3-е, исправленное и дополненное. М.: "ВАКО", 2005, с. 319-320.
- Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002, с.51-52.
- Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя / И. И. Аркин.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2001, с.143.