Литература
-
"Сражаюсь, верую, люблю…" Литературный вечер, посвященный 85-летию Э. А. Асадова 2009
Мероприятие (с применением мультимедийной презентации) можно провести в 10–11-х классах на уроках литературы или в форме внеклассного мероприятия. Цель работы: познакомить учащихся с творчеством Э.А. Асадова, с наиболее яркими страницами его жизни, привить любовь к поэзии.
-
Средства выражения комплимента в русской классической литературе 2012
Комплимент несет в себе большую эмоциональную нагрузку. Функцией комплимента является установление контакта, способность вызывать положительные эмоции. Эмоциональное удовлетворение может получать не только адресат, но, в некоторых случаях, и адресант. Классификация комплимента разнообразна. И это подтверждает исследование и анализ языкового материала, отрывков произведений русской классической литературы, примеры которых приведены в моей статье.
-
Средства создания комического в рассказе М.Зощенко "История болезни". 8-й класс 2014
Урок представляет собой творческое исследование языка рассказа М.М. Зощенко «История болезни». В выделении и определении тех или иных средств создания комической ситуации в рассказе, учащиеся приходят к выводу, какой тип комического (юмор, сатиру или иронию) использует автор в рассказе. На уроке используется и индивидуальная, и групповая работа, каждый ученик принимает участие в исследовании.
-
Средства создания комического в сказке Л.Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 2013
Анализируя произведение, учащиеся доказывают, что оно отвечает всем законам комедийного произведения, автор пользуется всеми возможными способами создания комического. Произведение яркое, написано богатым, образным языком народного творчества, по жанру ‒ сказ.
-
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") 2011
На уроке продолжается знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла "Записки охотника".
-
Средь бела дня, или по Средневековой Москве с фразеологическим словарем 2016
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века.
-
"Срывание всех и всяческих масок". Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя "Нос" 2009
На уроке литературы учащиеся 10-го класса узнают, что пороки общества часто скрываются под маской приличия. И помогает им в этом сам Н.В. Гоголь, умело снимающий маски не только с героев повести "НОС", но и с самого себя. Откроются же "тайны" произведения только внимательному читателю.
-
"Сталинградская битва". Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы 2007
Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу. Этому величайшему событию посвящена литературно-музыкальная композиция. Чтобы помнили.
-
Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения 2010
Духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся. Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами о поступках других людей. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными.
-
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 2020
Цели урока: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ; Чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
-
Старославянизмы в поэзии поэтов-декабристов 2012
В произведениях Рылеева, Кюхельбекера за старославянизмами, не ушедшими из литературного языка, не перешедшими в разряд нейтральных или общеупотребительных книжных слов, окончательно закрепляются стилистические функции, сохранившиеся за ними в языке художественной литературы до сих пор: создание исторического колорита, поэтических текстов, патетического слога, комического эффекта, воссоздание библейского, античного, восточного колорита, употребление в целях характерологии.
-
Статья "ИКТ на уроках русского языка и литературы" 2009
В статье приводятся методические аспекты применения программных продуктов на уроках русского языка и литературы, раскрываются приёмы и методы дифференцированного подхода к обучению с использованием ИКТ. Демонстрируется процесс оптимального применения ИК технологий, которые способны стимулировать познавательный интерес к предметам, призваны расширять кругозор учащихся, оптимизировать затраты педагога, помогая сосредоточиться на творческой работе.
-
Статья "Исследовательская деятельность на уроках литературы" 2008
Реализация идеи исследовательской деятельности означает понимание роли предметного содержания в организации интеллектуального развития учащихся, поэтому при выполнении успешной привычной деятельности ребятам должны встречаться проблемы-ловушки. Умение решать неожиданные задачи способствует их интеллектуальному развитию.
-
Статья "Исследовательская работа обучающихся старших классов на уроках литературы" 2009
Исследовательская работа на уроках литературы может быть представлена разными формами деятельности. Это работа с книгой, составление синхронистических таблиц и словарей по определённой теме, а также практические и лабораторные работы на уроках литературы. Практическая и лабораторная работа – учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой является приобщение каждого к искусству слова.
-
Статья "Книга и подросток" 2007
Дети и подростки делятся на "окрыленных чтением" и "приговоренных к чтению", последних, к сожалению, больше. Почему? Попытаюсь дать свою трактовку назревшей проблеме.
-
Статья "Методический комплекс в рамках военно-патриотического воспитания" 2009
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
-
Статья "Мотив дома, семьи и домашнего очага в жизни А.С. Пушкина" 2009
А.С. Пушкин занимает особое место в русской литературе. Деятельность величайшего национального поэта ознаменовала целую эпоху в истории культуры и общественной жизни. Мотив дома, семьи и домашнего очага - это очень важная тема в духовной биографии Пушкина.
-
Статья "Нестандартные формы обучения на уроках русского языка и литературы" 2009
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. Часто на уроках русского языка и литературы использую нестандартный опрос. Все приведенные нестандартные формы обучения - не просто развлечение, они обучающие, они приковывают внимание ребенка к материалу урока, дают новые знания и умения.
-
Статья "Павел Васильев. Забвению не подлежит" 2008
30-е годы XX века – самые кровавые и страшные в истории советской России. Невозможно быть счастливым человеком в обществе, которое построено на расправе с инакомыслящими. Об опальном поэте Павле Васильеве идёт разговор в данной статье.
-
Статья "Проблема случайного семейства" Ф.М. Достоевского и современный мир 2010
В данной статье проводится анализ творчества Ф.М. Достоевского (прежде всего его Дневников) применительно к проблеме «случайного семейства». Этим термином Достоевский обозначал семью, в которой распались внутренние связи и которая находится в состоянии «хаоса» и «беспорядка». В статье показывается острая актуальность мыслей великого писателя, их злободневность и глубина.
-
Статья "Сочинение как одно из средств раскрытия творческих способностей учащегося" 2010
Урок развития речи как форма учебного занятия предоставляет большие возможности для развития творческих способностей учащегося. Какими основными умениями должен овладеть ученик? Как избавить ученика от упрёка в списывании, в компиляции? В статье предлагаются разные способы написания школьного сочинения, учитывая характер материала, склад ума школьника, его творческие способности.
-
Статья "Сценарий литературно-музыкальной композиции "К 200-летию войны 1812 года" 2012
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории.
-
Статья "Формирование нравственной позиции и ценностных ориентаций школьников в процессе изучения предметов социального и гуманитарного циклов" 2009
В статье изложены мысли, отвечающие следующему высказыванию И.А. Бунина: "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, а в другом - Чудь, Меря. Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа, - и дубина, и икона",- в зависимости от обстоятельств, и от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв".
-
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы" 2007
Язык искусства – наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка.
-
Стенограмма урока литературы по теме "Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?" 2010
Урок по профильному курсу новейшей русской литературы на тему «Новейшая русская литература – восхождение к новой личности или рупор зла?» является уроком обобщения и систематизации знаний учащихся в целом по всему курсу.
-
Стенограмма урока по рассказу А.П. Гайдара "Голубая чашка" 2009
Анализ ключевых эпизодов через интерпретацию текста: от восприятия логики событий к пониманию их смысловой значимости. Происходит «восхождение» от первоначального восприятия к авторскому замыслу. В процессе размышлений приходит понимание смысла названия рассказа.
-
"Стечение обстоятельств" (урок внеклассного чтения по творчеству А.В. Вампилова) 2009
Творчество А.В. Вампилова изучается в старших классах. На уроках литературы говорят в основном о его пьесах. Но у этого автора есть и рассказы. Урок внеклассного чтения "Стечение обстоятельств" в 6-м классе нацелен на знакомство с творчеством Вампилова-писателя.
-
Стилистические особенности М.А. Шолохова (по роману-эпопее "Тихий Дон") 2013
Урок представляет собой слияние наглядного и словесного методов обучения. Усиливается эмоционально-психологическое воздействие, что мобилизует и концентрирует мышление. Цель: рассмотреть, как меняется язык писателя, предметный мир, абстрактных суждения, нравственно-психологический мир героев; подвести к выводу, что роман – образец для литераторов.
-
Стилистические функции индивидуально-авторских неологизмов Е.А. Евтушенко 2015
Стилистические приемы, смысловая нагруженность неологизмов передают идейное и эмоциональное содержание поэтических произведений Е.А. Евтушенко. Поэтические неологизмы тесно взаимодействуют с контекстом, выполняя акцентную, оценочную, стилистическую, номинативную функции, отражая систему ценностей поэта. Индивидуально-авторский неологизм становится для Е.А. Евтушенко стилеобразующей единицей его художественного пространства.
-
Стилистический анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (конспект урока литературы в 10-м классе) 2007
Урок по литературе для 10-го класса. Представлен стилистический анализ отрывка из романа Толстого. Основной принцип данного урока - "к авторской философии через авторскую филологию". Анализ отрывка строится так: выделяя микротексты, анализируя образные средства, проводя стилистический эксперимент, отмечая стилистические приемы, передающие эмоциональность речи, учащиеся стремятся постичь развитие авторской мысли, понять идеи отрывка на уровне авторского замысла. Такая работа обогащает речь, воспитывает вкус и интерес к слову.