Сотрудничество и сотворчество учителя и ученика на уроках литературы

Разделы: Литература


Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.

Конфуций говорил, что учитель и ученик растут вместе. Мне кажется, что именно эти слова отражают суть технологии творческого пространства урока литературы. Системный подход по проблеме сотрудничества и сотворчества на уроках литературы применяет немало учителей.

Организация творческого пространства урока литературы - это своеобразный диалог. Художественные произведения так или иначе интерпретируются, а это и есть творчество. Такая организация очень важна, потому что у обучающихся формируются коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. На первом этапе использую кейс-технологию с целью привлечения внимания к чтению художественного произведения. Уверена, если нет читательского опыта, то нельзя анализировать текст, невозможно увидеть красоту художественного произведения, читатель не сможет насладиться искусством слова. Этот метод работы дал хороший результат, так как начали читать те ученики, которые вообще не читали художественную литературу. Данная технология апробирована мною в течение пяти лет. Следующим этапом работы стало смысловое чтение текста: чтение-интерпретация с разными видами творческих работ, например, рассказ Ф.Абрамова «Поездка в прошлое» ученики представили в виде дневниковой записи от 1 лица по теме «День, изменивший мою жизнь». При такой организации работы формируется навык детального чтения. Главный результат сотворчества вижу в повышении мотивации к урокам литературы, когда дети с удовольствием приходят на уроки, задают вопросы, советуются, что прочитать дополнительно, кода они с учителем в одном творческом пространстве.

Творческое пространство урока литературы дает возможность раскрыться любому ребенку. Проба пера - начальная ступень к видению мира юным читателем. В творческом пространстве урока литературы развивается критическое мышление, способность к диалогу, ситуативное обучение. Особый интерес представляют методики оценивания творческой работы ученика, это совместный труд педагога и обучающегося: разработаны критерии оценивания, анализа устных и письменных работ по литературе.

Следуя за А.А.Леонтьевым, который считает, что диалектика «меня» и «другого» делает мир «открытым», наполняет его творчеством через глубинное понимающее общение, через возникновение уз сопричастности, «через созвучие» судеб в ситуациях «встречи с Другим».

Согласно В.С.Библеру, такой человек ищет глубоко личностные решения и в этом поиске оказывается заинтересован в бесконечном и предельноличностном диалоге со столь же уникальными культурными собеседниками. И это подтверждается уроками словесника.

Ученики , исследуя поэтику, специфику художественного произведения, включаются в «понимающий диалог» с культурой, в понимание её смыслов (её представлений о мире, о человеке и его жизни). В языке произведения выражается «модель мира» определенной культуры. «Культура живет в произведениях» (Библер), а не в рассказах о ней. Культура - это среда, растящая и питающая личность, это язык, объединяющий человечество (П.А.Флоренский). Важно, чтобы «факты» культуры не усваивались, а открывались актуальные смыслы, ценности и связи подрастающих поколений с обществом.

Можно рассматривать диалог как ценность, содержание образования и метод. «Личностно» обучать человека - значит взаимодействовать с ним диалогично. Педагогическое пространство должно быть диалогической средой, отличающейся насыщенностью и спонтанностью, предполагающей наличие множественности истин, ценностей, взглядов, установок, требующей согласования одного с другим, сосуществования и взаимообогащения субъективных реальностей. Диалог как способ бытия, как форма отношений и взаимодействия дает ученику и учителю новый ракурс видения себя и своей жизни в культуре и системе образования.

Используемые педагогом формы диалога:

  • ассоциативный уровень восприятия проблемы, героя;
  • построение графика жизненного пути героев;
  • иконическая модель;
  • конспект-модель;
  • синквейн;
  • кластер;
  • письмо-диалог с учеником;
  • письмо потомкам;
  • письмо литературному герою и т.д.

Таким образом, сотрудничества педагога и учащихся на уроках литературы может успешно осуществлять с помощью активных методов обучения, например, таких как проектная деятельность, игровые технологии, образовательные путешествия и др.

Учебное взаимодействие - сложный многуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.

Сотворчество на сегодняшний день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной стратегии деятельности.

С другой стороны - сотворчество учителя и учащегося - это создание новой педагогической реальности, обладающей такими признаками как полиязыковой и поликультурный характер. Расширение поля деятельности обоих участников для участников педагогического процесса, а также упрочнение и развитие их личностного языкового статуса проходит как составляющая взаимного творческого обогащения.