Цели урока:
- Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры.
- Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.
- Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи.
- Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.
Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве, словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.
Подготовка к уроку:
- Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.
- Индивидуальные задания:
а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного.
b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. (Рисунок 1). Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и классического совершенства”.
- Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади.)
- Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)
- Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся.)
- Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим.
- Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”.
II. Сбор фактического материала к сочинению.
- Сообщение ученика-“историка” о создании храма. (Учащиеся делают необходимые записи по ходу рассказа.)
- Сообщение ученика-“архитектора” о композиции – построении храма. (Вместо сообщения ученика можно просмотреть презентацию “Собор Василия Блаженного” (Презентация1) со звуковым сопровождением, делая пометки в словариках.)
III. Составление плана сочинения.
- Самостоятельно составить сложный план сочинения на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”, включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.
IV. Работа над текстом сочинения.
- Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению?
- Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу?
- О чем вы скажете в основной части сочинения?
- Что будет представлять собой заключение?
V. Написание сочинения.
- Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Васили Блаженного – памятник русской старины” по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.