Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитекруры (Собор Василия Блаженного)

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры.
  2. Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.
  3. Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи.
  4. Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве, словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

  1. Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.
  2. Индивидуальные задания:
    а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного.
    b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

  • Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. (Рисунок 1). Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и классического совершенства”.
  • Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади.)
  • Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)
  • Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся.)
  • Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим.
  • Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”.

II. Сбор фактического материала к сочинению.

  • Сообщение ученика-“историка” о создании храма. (Учащиеся делают необходимые записи по ходу рассказа.)
  • Сообщение ученика-“архитектора” о композиции – построении храма. (Вместо сообщения ученика можно просмотреть презентацию “Собор Василия Блаженного” (Презентация1) со звуковым сопровождением, делая пометки в словариках.)

III. Составление плана сочинения.

  • Самостоятельно составить сложный план сочинения на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”, включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.

IV. Работа над текстом сочинения.

  • Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению?
  • Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу?
  • О чем вы скажете в основной части сочинения?
  • Что будет представлять собой заключение?

V. Написание сочинения.

  • Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Васили Блаженного – памятник русской старины” по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.