Литература
-
Урок литературы на тему «Характер русского человека» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
Формируется представление об особенностях внутреннего мира героя; совершенствуются навыки работы в форме чтения-анализа; развиваются навыки работы с художественным текстом, устной и письменной речи.
-
Урок литературы на тему: "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова". 7-й класс 2007
Урок на тему "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова" разработан для учащихся 7-го класса. Он призван помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской поэзии XIX века. Урок направлен на реализацию этнокультурного компонента в обучении, воспитывает духовно-нравственные качества учащихся и развивает их кругозор.
-
Урок литературы на тему: "Позорные дни России" в дневниках Л.Андреева 2010
В данной статье приводится анализ публицистики Л.Андреева (его дневников и писем 1917–1919 гг.) как основы для перехода к изучению русской литературы после 17-го года. Бескомпромиссная позиция писателя, подкрепленная исторической справкой, дает учащимся более широкое понимание сложной литературной ситуации в начале ХХ века.
-
Урок литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина 2007
Урок литературы в 8-м классе по рассказу Александра Грина "Зелёная лампа" построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Основное внимание уделено развитию критического мышления и творческих способностей учащихся, формированию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, а также сравнивать, обобщать, систематизировать. На уроке использованы такие приёмы как "Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками", "Синквейн", "Дерево предсказаний", "Ромашка вопросов Блума", составление сводной таблицы, работа с цитатами. Урок способствует созданию положительных условий для формирования интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.
-
Урок литературы на тему: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель") 2006
Урок по повести Н.В. Гоголя "Шинель" нацелен на пробуждение чувств сопереживания, сострадания судьбе "маленького человека". Этому служит и выбранная форма "Урок – День Рождения героя", которая призвана уменьшить дистанцию между произведением и читателями. Учитель постарался донести важную для современного человека мысль, что есть унижение, которое возвышает... В анализе текста повести присутствует проекция на сегодняшнюю жизнь: актуальны ли проблемы "маленького человека" в наши дни? а как должно быть в жизни?
-
Урок литературы на тему: "Тема страдания и скорби в поэме Анны Ахматовой "Реквием" 2010
Замысел урока – устроить встречу современного читателя с поэтом, чей спор с властью рассудила история. Погружение учащихся в ту противоречивую историческую эпоху, проникновенное эмоциональное чтение фрагментов поэмы А.Ахматовой призваны подчеркнуть трагизм и величие ее творчества.
-
Урок литературы на тему: "Фантастический и реальный мир сказок. Х.К. Андерсен "Снежная королева". 5-й класс 2004
Обобщающий урок литературы в пятом классе по творчеству Х.К. Андерсена. Углубление изученного по сказке "Снежная королева". Урок имеет большое воспитательное значение.
-
Урок литературы на тему: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!.." 2007
Размышляя над тем, каким должен быть урок, мы остановились на использовании мультимедийного слайд-шоу. "Озвучили" слайды "голосами" Марины Цветаевой, её родителей, друзей, детей, поэтов. Сделали попытку оживить лица, глаза всех этих людей, объяснить, что скрывается за их взглядами и улыбками. Текст монтажа не является коллажем цитат. Все, что говорится на этом уроке, несет в себе не только информативный, но и эмоциональный заряд.
-
Урок литературы по басням И.А. Крылова (Технологическая карта урока) 2009
Автор продолжает знакомство с творчеством И.А. Крылова, с текстом басни. Учит детей умению анализировать текст басни, строить полный ответ, побуждает учащихся к правильному прочтению и осмыслению басни. Развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитывает любовь и интерес к родной литературе.
-
Урок литературы по главе "Тамань" романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2013
Урок строится на основе использования технологии развития критического мышления. В ходе урока, после сопоставления образов-синквейнов девушки и Печорина (глава "Тамань") и сравнения с ранее уже составленными синквейнами героев баллады "Морская царевна", определяется философский конфликт главы.
-
Урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви" 2013
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна; расширить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А.И. Куприна; познакомить учащихся с историей создания рассказа "Гранатовый браслет"; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа проанализировать произведение, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (8-й класс) 2010
Урок обобщения знаний проводится в форме литературной игры. Цель – углубить понимание идейно-художественного богатства произведения; учиться разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте; развивать индивидуальные качества учащихся, творческие возможности, способность к целеполаганию и самооценке.
-
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Вожатый». 8-й класс 2015
Урок литературы по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» развивает умения читать и понимать текст художественного произведения, проводить исследовательскую работу и собирать материал для характеристики героя, сопоставлять, анализировать собранный материал, готовить его к презентации и делать выводы.
-
Урок литературы по повести В.Закруткина "Матерь Человеческая" на тему "Сила духа русской женщины". 9-й класс 2011
Знакомство с повестью В. Закруткина дает учащимся представление о тяжелом военном времени, пробуждает интерес к военной истории; способствует формированию таких качеств учащихся, как милосердие, доброта, человечность, бескорыстие, жизнестойкость, выносливость, вера в себя; воспитывает у подрастающего поколения чувство истинного патриотизма, осознание своей жизненной позиции.
-
Урок литературы по повести Василия Быкова "Альпийская баллада". 11-й класс 2012
Проблемный вопрос «На что способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?» стал отправной точкой в уроке по повести В.Быкова «Альпийская баллада». Современным школьникам необходимо понимать, что значит «наука побеждать», в этом помогают произведения о войне как величайшей трагедии народа.
-
Урок литературы по повести И.С. Тургенева "Ася" "В душе у тебя цветет фиалка" 2012
В ходе урока по повести «Ася» И.С.Тургенева учащимся предлагается решение «проблемной» литературной задачи, способствующей глубокому раскрытию образов главных героев. Почему несчастливы г-н Н.Н. и Ася, хотя оба любят друг друга? Учащиеся делают свои «открытия»: г-н Н.Н. как бы «запаздывает во времени», а счастье уходит безвозвратно. Несовпадение во времени делает их счастье невозможным.
-
Урок литературы по повести К.Д. Воробьева "Это мы, Господи!" "Пленные – предатели или герои?" 2013
Учащиеся анализируют художественное произведение, наблюдают, как человек, попавший в трудное положение, может оставаться Человеком. Это произведение учит стойкости, любви к людям, учит беречь мир и память. Цель урока: развивать навыки анализа художественного произведения, внимательного отношения к слову. Чтение отрывков мастерами художественного слова обогащает духовный мир школьников.
-
Урок литературы по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Эксперимент профессора Преображенского". 11-й класс 2014
Этот урок поможет узнать учащимся о сложной творческой судьбе повести, понять философский и нравственный подтекст произведения, провести параллель между современностью и 20 годами ХХ века, когда была написана сатирическая фантастика, понять, о чем предупреждает Булгаков и почему так живучи Шариковы.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Урок литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" "Образ праведника Земли русской" 2014
Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию. Формируют коммуникативную и культуроведческую компетенции, развивают читательскую культуру, умения понимать авторскую позицию.
-
Урок литературы по повести Чингиза Айтматова "Белый пароход" 2024
Цели урока: понимание ключевых проблем изучаемого произведения, умение понимать и формулировать тему и идею произведения, характеризовать и сопоставлять героев произведения, анализировать эпизод.
-
Урок литературы по повести Ю.Даниэле "Говорит Москва" 2011
Идея урока: помочь ученикам задуматься об ответственной позиции человека в мире, о необходимости развивать в себе "орган прямохождения", способности мыслить свободно, уточняя, договаривая мысль до конца, дисциплинируя ее. Промолчать и присоединиться к большинству, возможно пытаясь защитить себя, - "умыть руки" - проще, чем, прислушавшись к себе и услышав голос совести, проявить личную позицию.
-
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» «Высок и свят их подвиг незабвенный» 2016
Урок литературы по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» призван научить думать, спорить, мыслить. Урок-размышление призывает поразмышлять над вопросами: Что такое подвиг? Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?
-
Урок литературы по программе А.Г. Кутузова по теме: "Тяжелое искусство художественного перевода". 6-й класс 2006
Рассмотрение учениками ошибок при переводе. Обучение учеников самостоятельно формулировать тему урока и называть главное правило перевода.
-
Урок литературы по произведению А.Экзюпери "Маленький принц". Тема урока "У каждого человека свои звезды…" 2009
Цели урока: раскрыть главную проблему сказки-повести взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя; совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения; развивать творческие способности учащихся; подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственност.
-
Урок литературы по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе - заключительный этап изучения произведения Короленко «Дети подземелья». Цель урока – воспитание личности, формирование ценностного отношения к семье, дому, окружающим с помощью анализа художественного произведения, музыкального сопровождения и создания зрительного образа – красочной «Картины счастья».
-
Урок литературы по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема: "Проблема чести и долга в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича…" 2009
Урок литературы построен с учётом основных принципов технологии эвристического обучения. Ученики выдвигают гипотезы, делают выводы. Это урок-следствие, на котором определяются мотивы действий героев, происходит обвинение и защита персонажей. Учащиеся могут проявить своё творчество, высказать и записать свои мысли, создать цитатную характеристику героев.
-
Урок литературы по произведению Н.А. Некрасова "Железная дорога" на тему "Сколько же ты вытерпел, русский народ?" 2010
На уроке через анализ художественного текста доказывается, что истинным строителем железной дороги является не граф Клейнмихель, а русский многострадальный народ. В процессе работы дается исторический комментарий.
-
Урок литературы по произведению Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" 2009
Нетрадиционная форма проведения урока, использование в ходе него компьютерной презентации помогают учащимся не только серьёзно поработать с текстом, готовясь к уроку, но и проявить творческие способности. Данная разработка может быть использована учителем для проведения внеклассного мероприятия по предмету.
-
Урок литературы по публицистике Ф.А. Абрамова. Тема: "Федор Абрамов и художественная культура Севера". 10-й класс 2013
Урок литературы с информационными технологиями – сотворчество, открытие богатства смысловых пластов публицистики Федора Александровича Абрамова, которого волновали не только проблемы «хлеба насущного», но и «хлеба духовного». Аналитическое чтение публицистики Абрамова развивает кругозор.