Литература
-
Урок литературы на тему "Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Человек на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы раскрывает главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе, воспитывает уважение к славному прошлому нашей страны, чувство ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
-
Урок литературы на тему "Квест «Детективное агентство»" (7-й класс, ФГОС) 2022
Цели урока: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения создавать устные и письменные высказывания.
-
Урок литературы на тему "М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита". Грани романа" 2011
Представленный урок является первым уроком при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся узнают об идее романа, замысле писателя, проводится параллель между главными героями романа: Иешуа, Понтием Пилатом и Воландом.
-
Урок литературы на тему "М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»" 2012
Цель урока: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М.Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне". На основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Урок литературы на тему "Найти свою тропу» (по рассказу "Зеленая лампа" А.С.Грина) 2020
Цели урока: создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели; развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.
-
Урок литературы на тему "Нравственные качества человека на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы построен по технологии развития критического мышления. Целью урока является раскрытие нравственных качеств человека на войне, выявление читательской позиции обучающихся через анализ произведений современной военной литературы времён Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, Чечне.
-
Урок литературы на тему "Образы представителей нового купечества и их влияние на жизнь общества в пьесе А.Н. Островского "Бесприданница". 10-й класс 2014
Цель урока: выявить приоритетные черты представителей новой купеческой среды, определить влияние этих черт на жизнь общества. Урок проводится в малых группах (по 5 человек). Работа группы определяется решением задачи на основе пьесы.
-
Урок литературы на тему "Одинокая странствий звезда, или Ангел Родины" (о Николае Рубцове) 2014
Истинная поэзия Н.М. Рубцова незаслуженно забывается, потому что не отличается яркостью, остротой, изысканностью. Автора называют "тихим ангелом", а слова, сказанные не с надрывом, а тихо и прочувственно, более всего задевают сердце. Хочется верить, что урок, проведенный в спокойной, тихой обстановке, поможет учащимся вобрать в себя глубокие чувства поэта, принять и полюбить его поэзию.
-
Урок литературы на тему "Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева. 10-й класс 2012
Данный урок, проведенный в форме мастерской, позволит не только познакомить учащихся с особенностями философской лирики Тютчева, её истоками, но и позволит учащимся проникнуться мироощущением «любомудров» и попробовать себя в роли авторов.
-
Урок литературы на тему "Посиделки". 5-й класс 2012
Цель урока: повторить жанры русского фольклора; воспитывать любовь к родному краю, истории своей родины; активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, пробудить интерес к углубленному чтению произведений устного народного творчества различных жанров.
-
Урок литературы на тему "Пословицы и поговорки". 6-й класс 2014
Урок литературы по учебнику под ред. В.Я. Коровиной дает возможность повторить малые жанры фольклора; показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл, сходство и различие двух жанровых форм.
-
Урок литературы на тему "Поэзия Николая Рубцова" 2020
Цели урока: показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Н. Рубцова, познакомить с этапами его творческого пути, осветить роль его лирики в истории русской поэзии XX в.; совершенствовать умение учиться анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.Рубцова; отработать навыки художественного чтения поэтического произведения, умение выбирать материал для сообщения, устного выступления; навыки устной речи, публичного выступления, пробудить интерес к творчеству поэта, воспитание любви к родному краю.
-
Урок литературы на тему "Прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу…" Пять писем к матери. Урок-мастерская о благодарности и любви. 7-й класс 2012
На уроке ученики знакомятся с письмами В.С. Высоцкого, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.Г. Алексина и В.М.Шукшина, адресованными матери. Эти письма были написаны в разное время,, но для всех авторов мать – вневременное понятие, с этим образом все мы связаны неразрывными духовными нитями. Ребята не только знакомятся с эпистолярным творчеством мастеров, но и пытаются постичь нравственные качества личности.
-
Урок литературы на тему "Раз в крещенский вечерок девушки гадали…" Отражение быта русского народа в балладе В.А. Жуковского "Светлана" 2012
Урок знакомит учащихся с личностью В.А. Жуковского, жанром баллады. Школьники учатся анализировать прочитанное. Воспитывает уважение к традициям своего народа, интерес к творчеству и личности писателя.
-
Урок литературы на тему "Сказка "Журавль и Цапля" 2012
Цель урока: формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять нравственную проблему в произведении, опираясь на текст; формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности; учащиеся должны уметь выстраивать связный, развернутый ответ на вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
-
Урок литературы на тему "Сказки XX века. В.А. Писарев и его герои". 5-й класс 2012
Совместный проект учителя литературы из России и библиотекаря из Беларуси – пропаганда чтения, привитие читательского вкуса, развитие навыков анализа текста, творческого воображения и читательской наблюдательности.
-
Урок литературы на тему "Соня Мармеладова – нравственный идеал Ф.М.Достоевского" (по роману "Преступление и наказание" 2017
Цель урока: раскрытие образа Сони Мармеладовой как нравственного идеала Ф.М.Достоевского в свете библейских истин. На уроке используется стратегия «Фишбоун» - мини-исследовательская работа, которая позволяет формировать у учащихся умения в использовании причинно-следственного анализа текста, извлекать необходимую информацию и переводить ее в таблицу, способствует осуществлению совместной работы с детьми (работу в сотрудничестве).
-
Урок литературы на тему "Старинный град Борисоглебск… Стоит, как страж, который век…" 2009
Данный урок является неотъемлемой частью при изучении литературы родного края. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов-земляков, основными мотивами их лирики. Встреча и беседа с поэтами расширяет кругозор, развивает творческие способности восьмиклассников, помогает понять, что нет ничего "милей бесценного родного края...".
-
Урок литературы на тему "Такташ – кɵчле талант, шигърият чишмǝсе" 2014
Урок посвящен татарской литературе.
-
Урок литературы на тему "Тарас Бульба и его сыновья" 2012
Урок может быть использован как первое, вводное занятие при изучении произведения. В ходе урока необходимо поговорить об исторической основе повести, особенностях жанра, раскрыть перед учащимися образы главных героев, выявить особенности первичного восприятия, а также формировать целостное представление о произведении. На уроке учащиеся рассматривают иллюстрации к повести известных художников.
-
Урок литературы на тему "Творчество А.И. Куприна". 10‒11-е класс 2012
Урок литературы сопровождается презентацией. Проводится в средних специальных учебных заведениях. Ввиду недостаточного количества отведенных часов для преподавания этой учебной дисциплины необходимо сокращать материал до минимума (на изучение творчества А.И. Куприна отводится два аудиторных часа).
-
Урок литературы на тему "Трагическая судьба человека в "Колымских рассказах" В.Шаламова". 11-й класс 2015
Основной целью урока является знакомство с жизнью и творчеством В.Шаламова, историей нашей страны. В процессе работы формируются лингвистические и коммуникативные навыки учащихся, идет обучение анализу эпического произведения, умению «видеть» и «слышать» писателя.
-
Урок литературы на тему "Яков Ухсай – яркий и самобытный талант" 2014
Яков Гаврилович Ухсай – народный поэт Чувашской Республики. Родился он в 1911 году в селе Слакбаши, в Башкирии. Всеобщее читательское признание и любовь Ухсай завоевал, своими поэмами и романами в стихах. В 50–60-е годы ХХ века одно за другим появились произведения большой эпической формы – «Дед Кельбук», «Перевал», «Лебяжье», «Встреча с Чапаевым», «Звезда моего детства», «Разговор с белой березой» и другие. К этому времени автор успел накопить богатый жизненный опыт, побывав в огне войны с фашистами.
-
Урок литературы на тему "Яркие созвездия поэзии Серебряного века". 11-й класс 2016
Данный конспект урока представляет собой обзорную лекцию по поэзии Серебряного века. В лекции дается определение таким понятиям, как Серебряный век, символизм, акмеизм, футуризм. Для удобства часть материала содержится в презентации (рубрики: факты из биографии поэтов; творчество (сборники); поэтический мир; несколько интересных фактов; несколько слов о поэте). Лекция «разбавляется» выразительным чтением стихотворений поэтов и небольшим анализом.
-
Урок литературы на тему «Рассказ Бориса Петровича Екимова "И в дождь, и во тьму…."» 2012
Одним из интересных современных писателей, на взгляд автора статьи, является Борис Петрович Екимов. В своих произведениях писатель обращается к вечным проблемам бытия, к взаимоотношениям человека и природы. В его произведениях заложен огромный заряд нравственной силы и чистоты.
-
Урок литературы на тему «Тайна любви в рассказе И.А. Бунина "Темные аллеи"». 9-й класс 2014
Учитывая стандарты ФГОС, урок по рассказу И.А. Бунина «Темные аллеи», развивает критическое мышление в чтении и письме. Предусмотрена работа учащихся в двух группах.
-
Урок литературы на тему «Характер русского человека» (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
Формируется представление об особенностях внутреннего мира героя; совершенствуются навыки работы в форме чтения-анализа; развиваются навыки работы с художественным текстом, устной и письменной речи.
-
Урок литературы на тему: "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова". 7-й класс 2007
Урок на тему "Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении "Молитва" М.Ю. Лермонтова" разработан для учащихся 7-го класса. Он призван помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской поэзии XIX века. Урок направлен на реализацию этнокультурного компонента в обучении, воспитывает духовно-нравственные качества учащихся и развивает их кругозор.
-
Урок литературы на тему: "Позорные дни России" в дневниках Л.Андреева 2010
В данной статье приводится анализ публицистики Л.Андреева (его дневников и писем 1917–1919 гг.) как основы для перехода к изучению русской литературы после 17-го года. Бескомпромиссная позиция писателя, подкрепленная исторической справкой, дает учащимся более широкое понимание сложной литературной ситуации в начале ХХ века.
-
Урок литературы на тему: "Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина 2007
Урок литературы в 8-м классе по рассказу Александра Грина "Зелёная лампа" построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Основное внимание уделено развитию критического мышления и творческих способностей учащихся, формированию умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, а также сравнивать, обобщать, систематизировать. На уроке использованы такие приёмы как "Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками", "Синквейн", "Дерево предсказаний", "Ромашка вопросов Блума", составление сводной таблицы, работа с цитатами. Урок способствует созданию положительных условий для формирования интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека.