Марина Вольфовна Баркова |
Темы Открытых уроков автора
-
На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
соавтор: Негина Валентина ВасильевнаПатриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
Мир природы и мир человека в японских хокку 2010
соавтор: Вершинина Людмила ВладимировнаВ работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.
-
Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии 2009
соавтор: Вершинина Людмила ВладимировнаВ статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина.
-
Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) 2008
соавтор: Лоськова Тамара АнатольевнаЗанятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
соавтор: Лоськова Тамара АнатольевнаМ.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Сонет как вершина поэзии 2005
соавтор: Лоськова Тамара АнатольевнаПоэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.
-
Концепция мира как театрального действия в творчестве поэтов Серебряного века 2004
соавтор: Лоськова Тамара АнатольевнаОдна из основных функций искусства - анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения. В основе нашей работы - взгляд каждого поэта на мир, выражение духа времени и концепции бытия посредством специфических для литературы средств: сюжета, композиции, словесных образов и способов выражения авторской позиции.
-
Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений 2003
Изучение любого произведения может быть всесторонним только в системе художественных направлений. Категория "художественное направление" - одно из сложных теоретико-литературных понятий - усваивается учащимися постепенно и с большим трудом, поэтому необходима систематическая работа над изучением данного материала. Урок "Романтизм и романтика в русской литературе, живописи и музыке" является примером подобной работы.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Путешествия А.С. Пушкина по Нижегородскому краю
В данной работе представлена информация о том, куда и с какой целью совершал поездки А.С. Пушкин по Нижегородскому краю. К материалу прилагается карта Нижегородской губернии. Текст сопровождается виртуальной экскурсией "Арзамас пушкинской поры".
-
В данной работе представлена информация о городе Арзамасе Нижегородской обл., об истории мужских и женских арзамасских монастырей, о правительственных реформах по развитию православия в России.
-
Русь раздольная. Современные иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"
В работе анализируются литературные приемы Н.В. Гоголя, связанные с темой Руси (русское богатырство, сравнение Руси с песней, стихии пословиц и народного смеха и др.).
-
Виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану
Представленный нами проект посвящен знаменательной дате в истории России — победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В основе нашего проекта мысль о том, что стойкость и мужество защитников Сталинграда и, в частности, Мамаева кургана, навсегда останутся в истории нашей страны как пример для молодого поколения.
-
Виртуальная экскурсия «Арзамас — город Гайдара»
Виртуальная экскурсия может быть использована учителями литературы на уроках изучения жизни и творчества Аркадия Петровича Гайдара или во внеурочной деятельности, а также для самостоятельного просмотра учащимися. Особенно актуальна эта экскурсия при изучении повести «Школа», так как основные события, в которых участвует главный герой Борис Гориков, происходят именно в Арзамасе.