Русский язык
-
Урок комплексного повторения синтаксиса и пунктуации в старших классах "Пестрые стрелы сульдэ" 2008
У дальневосточного прозаика Станислава Прокопьевича Балабина есть удивительная книга "Пестрые стрелы Сульдэ", которая воскрешает далекое прошлое Приморья, когда под натиском монгольских орд пала могущественная Золотая империя чжурчженей, десятилетиями противостоявшая воинственному Чингисхану. Острый сюжет, выразительные образы героев, достоверный исторический колорит, придающий произведению, помимо увлекательного, еще и познавательный характер, - это далеко не все достоинства книги. Мне показался также интересным язык этой книги, язык, стилистически богатый, насыщенный сложными синтаксическими конструкциями.
-
Урок комплексного применения знаний "Тайна словообразования" 2014
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по теме, различают понятия "словообразование" и "морфемика" (ПУУД). Развивают монологическую речь (КУУД) и логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) (КУУД). Воспитывают коммуникативную культуру сотрудничества в группе (КУУД), уважение к мнению другого человека (КУУД).
-
Урок комплексного применения знаний по теме "Части слова" 2010
Основная идея урока – помочь детям освоить нелегкое занятие – разбор слова по составу, понять строгие законы языка, скрытые в словообразовании. Разбирая слова по составу, дети узнают из чего оно сделано, приобретают твердые языковые навыки.
-
Урок контроля знаний учащихся по теме "Типы предложений по строению грамматической основы" 2020
Почему в живописи и даже в поэзии не так много произведений, посвященных поздней весне, именно все о ранней. Оказывается в весне, начинающей, есть такой импульс жизни, который и привлекает поэтов. Поэтому в стихах о любви много сравнений с весной… мотив обновления, пробуждения…. Как выстроить этот урок? Обязательно у учеников должны быть тексты, не будем забывать, что главное на уроке литературы – текст. Заранее подготовленные распечатки. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Познакомьтесь со стихами. Расположите их по хронологии. Есть ли какое созвучие картины… и стиха? Как передается это настроение в стихе и в картине (ритм, цвет).
-
Урок культуры речи "Речевой этикет". 9-й класс 2012
Урок культуры речи, на котором рассматриваются основные понятия: «этикет», «речевой этикет», «требования к современному этикету», «хороший собеседник». В игровой форме предлагается урок-общение, который развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности, повышает уровень речевой культуры.
-
Урок лексики «Устаревшие слова». 5-й класс 2015
Цель урока: дать понятие об устаревших словах, архаизмах и историзмах; познакомить со значением некоторых из них; совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов; вызвать интерес у учащихся к слову и к русскому языку.
-
Урок литературы "Стихи пленительные Фета". 11-й класс 2016
Урок даёт возможность обучающимся за короткое время составить представление об основных направлениях творчества Фета и особенностях его поэзии. На уроке акцентируется внимание на нескольких наиболее ярких его произведениях. Обучающиеся делают сообщения на основе самостоятельных наблюдений над текстами, таким образом демонстрируя свои аналитические возможности и развивая монологическую устную речь. Используется презентация.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Поэзия сердца" (любовная лирика Н.А. Некрасова) 2010
Анализ стихотворений из "Панаевского цикла" помогает понять непростые отношения поэта со своей Музой, Авдотьей Панаевой. Каждый этап урока – это отдельная глава романа Н.А. Некрасова с этой незаурядной женщиной, закончившийся так трагично.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Человек должен быть с грехом, иначе он не человек" (В.Распутин "Живи и помни") 2012
Произведения о Великой Отечественной войне не перестают быть актуальными для формирования у нашей молодёжи чувства сострадания, патриотизма, толерантности. Нравственные вопросы в наше непростое время делаются нужными и важными. Приоритетная цель, которую ставит учитель перед учащимися через филологический анализ текста, – прийти к пониманию авторского замысла и выйти на самостоятельное видение жизненной ситуации.
-
Урок литературы в 5-м классе "И.А. Крылов. Басни" 2009
Данный урок является первым уроком по теме "Басни Крылова" по программе В.Я. Коровиной в 5-м классе общеобразовательной школы и рассчитан на средний уровень подготовки учащихся. По форме урок традиционный с применением ИКТ; методы - объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый. Применение презентации позволяет разнообразить урок, сделать его более ярким и интересным.
-
Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой) 2008
Урок литературы в 6-м классе посвящен творчеству Анны Ахматовой. Через проникновение в художественный мир происходит развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать, а также формирование исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
-
Урок литературы в 6-м классе "Основные способы выражения авторской мысли в художественном тексте" 2009
Урок усвоения новых знаний. Ученики проводят анализ стихотворения, определяют идею, авторскую позицию и способы ее выражения в художественном тексте. В ходе беседы дети приходят к выводу, что стихотворение Т.Белозерова – это стихотворение о любви, преданности, дружбе и бессмысленности принесенной жертвы, приведшей к одиночеству. Форма работы кооперативно-групповая.
-
Урок литературы в 7-м классе "Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»" 2009
Основными задачами данной работы являются развитие речи учащихся; дать детям представление о юморе.
-
Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Л.Н.Андреев «Кусака». Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека" 2024
Цели урока: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.
-
Урок литературы в 8-м классе. Анализ поэтического текста С.В. Курач "Я почему-то слов не нахожу" 2009
На уроке формируются умения и навыки анализа текста регионального компонента на лексическом уровне, развиваются коммуникативные свойства речи и навыки выразительного чтения стихотворений С.В. Курач.
-
Урок литературы в ходе интегрированного дня, посвященного взрыву на Чернобыльской АЭС «…время настало задуматься всем над вопросом "Наука и Нравственность"» 2012
Статья представляет собой урок литературы в 11-м классе, посвященный проблемам влияния научно-технического прогресса на жизнь человека. Урок позволяет учащимся взглянуть на мир как на единое целое, понять взаимосвязь всех областей знаний, осознать необходимость взвешенного подхода к принятию решений.
-
Урок литературы по теме: "Лирическая поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Отношение автора к своему герою. 8 класс. 2013
Учащиеся анализируют программное произведение в контексте авторского замысла, показывают идейные особенности и художественные открытия писателя. Создаются условия для раскрытия философского звучания; выявляется отношение автора к своему герою. Ребята учатся чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений. Определяют жанр поэмы; составляют психологический портрет Мцыри.
-
Урок математики во 2-м классе "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Закрепление" 2025
Цели урока: закрепить устные приемы сложения и вычитания в пределах 100; вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание; развивать математическую речь, наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление.
-
Урок мужества «Помните! Через века, через года, - помните!» 2024
Цель классного часа: сформировать представление об истории нашего Отечества, героизме и самоотверженности народа.
-
Урок на деятельностной основе. Обобщение по теме "Имя прилагательное" 2011
Цель урока – проверить, научились ли учащиеся пользоваться богатствами удивительной части речи – имени прилагательного. А тексты, звучащие на уроке, будут объединены одной темой – они посвящены цветам.
-
Урок на тему "Архитектурный пейзаж" 2012
В статье представлен один из уроков развития речи, который предполагает работу по картине. Такая работа формирует эстетический вкус учащегося, способствует развитию интеллекта и обогащению языка. Данному уроку предшествует подготовительный этап: подбор нужных иллюстраций, оформленных в виде презентации, сбор информации в соответствии с темой.
-
Урок на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием". 5-й класс 2017
Данный материал может быть использован на уроке русского языка в 5-м классе при изучении нового материала на чередование гласных в корнях слов и систематизации этих знаний. На уроке применяются мультимедийные технологии. Учащиеся в игровой форме учатся находить корни с чередующейся гласной, графически обозначать условия выбор орфограммы. Кроме этого, закрепляя изученный материал, отрабатываются навыки самостоятельной и коллективной работы.
-
Урок на тему "Буквы е–и в корнях с чередованием" 2017
Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.) разработан в соответствии с ФГОС. Урок направлен на формирование навыка написания букв Е–И в корнях с чередованием. На уроке организована поисковая деятельность, чтобы подвести учащихся к самостоятельному открытию новых знаний.
-
Урок на тему "Буквы з–с на конце приставок". 5-й класс 2017
Основная цель урока - познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок; формировать умение определять условия выбора букв з–с на конце приставок. На уроке развивается логическое мышление, внимание, память, творческие способности, учитывается степень сложности задания и ученик определяет для себя возможность / невозможность его выполнения.
-
Урок на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом" 2017
Представленный урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения. Цель урока не только сформировать ключевые компетенции на уроке, но и воспитать бережное отношение к природе. Используются разные формы работы (коллективная, групповая, самостоятельная работа).
-
Урок на тему "Имя существительное" 2023
Цель урока: введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико-грамматическими признаками существительных.
-
Урок на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения". 8-й класс 2017
Урок является вторым в данной теме, который помогает закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущем уроке. Применение ИКТ на уроке позволяет разнообразить виды работ, повысить работоспособность учащихся, активизировать их внимание к изучаемому материалу.
-
Урок на тему "Образование деепричастий". 7-й класс 2017
Основная цель урока: в наглядной форме закрепить знания о деепричастии как части речи, сформировать навыки образования деепричастий от глаголов в занимательной и наглядной форме. Смена деятельности на уроке позволяет держать внимание сосредоточенным, не рассеивая его. Устная беседа ориентирована на формирование речевых компетенций. Путем исследовательской работы учащиеся развивают навыки мышления, анализа, создания собственных выводов.
-
Урок на тему "Обучение сжатому изложению". 9-й класс 2012
План-конспект урока по русскому языку в 9-м классе на формирование навыков написания сжатого изложения; формирование знаний способов и приемов сжатия текста; формирование навыков работы с текстом.
-
Урок на тему "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения". 8-й класс 2017
Урок систематизации знаний. Данный урок является предпоследним по счету в теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения». Урок был дан во время семинара, посвященного гражданско-патриотическому воспитанию. Использовались фотографии и исторические факты о городе Мурманске.