Коррекционная педагогика
-
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с РАС. Тема: «Цвета и формы» 2025
Цель занятия: изучение основных цветов и форм предметов.
-
Авторская поэзия как средство развития речи дошкольников с речевыми нарушениями 2025
Поэзия для детей, является универсальным средством развития речи дошкольников. Воспринимая поэтические образы, малыши получают эстетическое наслаждение, у них воспитывается художественный вкус, обогащается словарный запас, развивается чувство слова. В статье приводятся примеры использования авторской поэзии из книги для маленьких почемучек «Где зимует стрекоза?» и книги «Большие тайны маленьких людей» для развития речи и эмоциональной сферы дошкольников, прилагается литературный материал.
-
Коррекционно-развивающие занятия по изучению цветов и форм предметов для детей с РАС 2025
Представлены конспекты занятий с детьми РАС по изучению цвета и форм предметов. Раскрыты цели и задачи коррекционных занятий. Описан ход занятий. Подобраны упражнения и задания в соответствии особенностей детей с РАС. Для того чтобы ребенок с РАС мог правильно воспринимать цвет и форму предмета необходимо учитывать не только индивидуальные особенности развития, но и правильно подобрать задания и упражнения в соответствии с интересом ребенка. Предположение о том, что повтор пройденного материала плюс добавление с каждым последующим занятием нового упражнения по той же теме, улучшает эффект запоминания пройденного материала и способствует заучиванию и применению в дальнейшем на практике.
-
Технологическая карта урока немецкого языка в 4-м классе коррекционной школы для детей с ЗПР "Свободное время: в цирке" 2025
В ГБОУ Уфимская КШ № 120 обучаются и воспитываются дети с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, необходимые для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Работая с такими детьми необходимо и важно учитывать их физиологические и психические особенности. Добиться положительных результатов в обучении детей с ЗПР немецкому языку можно, сместив акцент с практического владения языком на общее развитие детей.
-
Квест-игра "Путешествие в Математикград" 2025
Задачи занятия: совершенствовать навыки устного счёта; упражнять в соответствии плоских и объемных фигур; продолжать знакомить детей с «соседями» числа в числовом ряду.
-
Методическая разработка "Особенности работы с обучающимися с ОВЗ при обучении математике в 5–6 классах" 2025
Проблема, с которой сталкиваются часто при работе с детьми с ЗПР заключается в замедленном восприятии информации, трудности с анализом текса и построении выводов. Для более эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, стремление узнавать на уроке что-то новое, желание и привычку думать.
-
Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью 2025
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками. Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.
-
Организация коррекционно-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) 2025
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) требуют особого внимания и системной поддержки, направленной на всестороннее развитие и адаптацию. Для эффективной коррекционно-педагогической помощи необходимо учитывать особенности каждого ребёнка и использовать научно-обоснованные методы. Коррекционно-педагогическая помощь детям с РАС должна быть системной, индивидуализированной и междисциплинарной. Современные методики позволяют существенно улучшить качество жизни и развитие ребёнка, а активное участие семьи и общества является важнейшим фактором успешной социализации и интеграции.
-
Комплексный подход к коррекции и профилактики дисграфии учащихся начальных классов с расстройством аутистического спектра 2025
Дисграфия — это нарушение письменной речи, проявляющееся в затруднениях орфографического, грамматического и механического письма. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) дисграфия часто сопровождается уникальными трудностями, связанными с когнитивными, моторными и эмоциональными особенностями. Особенности восприятия, мышления и моторики нередко осложняют формирование навыков письма, что требует особого внимания и специализированных методов коррекции.
-
Сценарий конкурса «Читалочка» для учащихся 1–9-х коррекционного класса (для детей с интеллектуальными нарушениями) 2025
Цели конкурса: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова; привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.
-
Мультипликационный фильм как средство формирования социальных умений у детей с ОВЗ 2025
Практика показывает, что мультфильмы можно и нужно использовать для социализации детей с ОВЗ, чтобы формировать у них нравственные нормы, социальные навыки и эмоциональный интеллект. Это возможно через: показ примеров поведения — дети учатся, подражая героям мультфильмов, через развитие эмпатии — персонажи показывают разные возможности взаимодействия с миром, формируют способность к сопереживанию, через помощь в позитивном восприятии себя — через сравнение себя с героями ребёнок учится справляться со страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.
-
Использование логических блоков Дьенеша как средство повышения мотивации на занятиях по познавательному развитию у детей с ОВЗ 2025
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как превратить обыкновенное занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность? Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию. Одним из залогов успешного занятия является именно мотивация. Именно с мотивации начинается всякое взаимодействие между ребенком и взрослым. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч, следующих занятий.
-
Использование учителем-дефектологом учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» 2025
В статье представлены варианты игр с учебным пособием «Логические блоки Дьенеша» с детьми дошкольного возраста. Рассказывается о применении данного пособия в условиях дошкольного учреждения. Описывается, что именно можно развивать у детей дошкольного возраста с помощью логических блоков Дьенеша.
-
Особенности организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе 2025
Школа V вида доказала свою высокую эффективность как модель «помощи полного цикла» для детей с ТНР. Ее успех базируется на принципах системности, комплексности, дифференцированного и индивидуального подхода, а также на тесном взаимодействии всех специалистов (логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей). Дальнейшее развитие системы связано с интеграцией инновационных технологий и усилением профориентационной составляющей.
-
Адаптация обучающихся с РАС: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления 2025
Критерием полной адаптации ребенка с РАС к школьному обучению является его положительное отношение к школе, соблюдение всех школьных правил, выполнение всех просьб и инструкций учителя, понимание содержания учебного материала, самостоятельность, доброжелательное отношение к одноклассникам и взаимодействие с одноклассниками. Как правило, педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении таких детей. Они, дети, плохо входят в режим занятий, требуют индивидуального подхода, постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми, не всегда реагируют не только на инструкции учителя, но и на голос учителя и т.д. При этом невозможность адаптироваться к условиям школьной жизни может привести ребенка данной категории к эмоциональному срыву. Проявление данного нарушения в сочетании с умственной отсталостью отягощает указанные трудности в начальный период обучения в школе. У детей с комплексным нарушением в большинстве случаев страдают все виды школьной адаптации: организационная, учебно-мотивационная, психологическая и социальная.
-
Развивающая технология: блоки Дьенеша и её использование в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста 2025
В статье рассматривается содержание работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ с использованием блоков Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с целью развития у них логического мышления.
-
Формирование слоговой структуры слов у младших школьников 2025
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребёнка об окружающей среде. Если в речи ребенка присутствуют добавления лишних звуков или слогов, пропуски, искажения, замещения, то это может указывать на нарушение слоговой структуры слова.
-
Особенности организации уроков для детей с ОВЗ в начальной школе 2025
Организация уроков для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе — это многогранный процесс, который требует от учителя профессионализма, терпения, творческого подхода и умения работать в команде с семьей и специалистами. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, адаптация содержания и методов обучения, создание комфортной и поддерживающей атмосферы, а также использование современных технологий формируют условия для успешного развития и обучения детей с ОВЗ. Это позволяет им раскрыть свой потенциал, интегрироваться в образовательное пространство и чувствовать себя полноценными участниками учебного процесса.
-
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД 2025
Проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения является актуальной и современной. У детей отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Дети становятся пешеходами намного раньше, чем они бывают к этому готовы, и если в дошкольном возрасте их все время сопровождают взрослые, то, став первоклассниками, их безопасность, в том числе, определяется уровнем знаний правил дорожного движения, приобретенных ими в детском возрасте. Изучение, дошкольниками правил дорожного движения, начиная с детского сада, позволяет сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного поведения на улице и в транспорте, и, как следствие, снижения количества дорожно-транспортных происшествий с участием ребенка.
-
Развитие познавательной активности у детей с расстройствами аутистического спектра 2025
В современной образовательной практике отмечается устойчивый рост количества обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Сегодня в профессиональной среде принято использовать именно это широкое понятие, отражающее разнообразие проявлений нарушений развития. Социальная реализация потенциала таких детей становится возможной при условии раннего начала и грамотной организации коррекционно-образовательного процесса.
-
Использование опорного материала на уроках физики для учащихся с ограниченными возможностями здоровья 2025
Для удовлетворения образовательных потребностей учеников с ОВЗ учитель должен объективно, своевременно и качественно контролировать результативность их обучения, пошагово отслеживать уровень успешности усвоения материала, вовремя реагировать на возникшие трудности, предупреждать пробелы в знаниях учеников. Актуальность опыта по использованию опорного материала для учеников с ОВЗ на уроках физики определяется поиском наиболее эффективного способа повышения качества их обучения, выявления причин неуспеваемости и предупреждения снижения интереса к предмету.
-
Психологическая адаптация ребенка с расстройствами аутистического спектра к условиям общеобразовательной школы 2025
В статье описаны особенности работы школьного психолога по психологической адаптации ребенка с расстройствами аутистического спектра к условиям общеобразовательной школы. Приводится описание содержания планирования по психологической адаптации ребенка с расстройствами аутистического спектра к условиям общеобразовательной школы.
-
Коммуникативные трудности детей с расстройствами аутистического спектра: как помочь в инклюзивном классе 2025
В статье описаны особенности коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра, которые обучаются в инклюзивном классе. Описано содержание работы по преодолению коммуникативных трудностей детей с расстройствами аутистического спектра, обучающихся в инклюзивном классе.
-
Практики применения цифровых технологий в работе с детьми ОВЗ 2025
Включение цифровых технологий в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников. Использование таких технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения, появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации процесса воспитания. Стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход, появилась возможность рациональнее организовать весь учебно-воспитательный процесс. Открылись дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
-
Конспект урока по литературе "В.П.Астафьев «Васюткино озеро»". 5-й класс 2025
Цель урока: развивать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
-
Формирование математических представлений у детей с интеллектуальными нарушениями 2025
В статье представлена разработанная адаптированная линейка для обучения навыкам счёта в пределах десяти в рамках АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, с расстройством аутистического спектра.
-
Методические рекомендации по развитию связной письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта на основе коммуникативного подхода 2025
Методические рекомендации предназначаются для использования педагогами в работе с детьми с нарушением интеллекта в коррекционной школе.
-
Разноуровневый подход к обучению детей с ОВЗ 2025
Обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом. Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
-
Методы коррекции дисграфии у младших школьников на уроках 2025
Коррекция дисграфии – сложный и длительный процесс, требующий терпения и настойчивости. Систематическая и комплексная работа на уроках, в сочетании с поддержкой родителей и специалистов, поможет младшим школьникам справиться с трудностями в письме и достичь успехов в обучении. Важно помнить, что успех коррекции зависит от индивидуального подхода, постоянного анализа трудностей и внесения изменений в коррекционную программу.
-
Равные возможности для каждого: права людей с инвалидностью и роль инклюзии в современном обществе 2025
3 декабря отмечается Международный день инвалидов, учрежденный ООН в 1992 году. Этот день призван привлечь внимание к правам, потребностям и возможностям людей с инвалидностью, а также напомнить о необходимости их полной интеграции в общество.