Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме “Словообразование и орфография”.
Обучающий аспект:
- обобщить и систематизировать знания по теме “Словообразование” (ПУУД);
- различать понятия словообразование и морфемика (ПУУД);
- применять в стандартной и нестандартной ситуации способы словообразования (ПУУД).
Развивающий аспект:
- развивать монологическую речь обучающихся (КУУД);
- развивать логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) (КУУД);
- развивать познавательный интерес к родному языку (ПУУД)
Воспитывающий аспект:
- воспитывать коммуникативную культуру сотрудничества в группе (КУУД),
- воспитывать уважение к мнению другого человека (КУУД),
- воспитывать чувство значимости и ценности своего труда (ЛУУД).
Единица содержания: применение способов словообразования
Тип: комплексное применение знаний
Структура: Пг-Пр-Ит
Методы: Пг – репродуктивные, Пр – продуктивные, Ит – продуктивные и репродуктивные.
Ход урока
– Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите на тему. Как вы думаете, что в ней необычного? А кто обычно раскрывает тайны? Хотите быть детективами? Давайте вспомним, что вы знаете о словообразовании и приступим к разгадке первой тайны… Вчера вечером мне пришло письмо на почту от анонима, но я сомневаюсь во многом, что там написано.
– Ваша задача, доказать, что он достоин быть детективом. Посмотрите на свои рабочие листы.
1-й этап. Актуализация знаний.
Верно – 1 или не верно – 0
Согласны ли вы с тем, что…
1. … корень не может состоять из одной буквы.
2.
3. …приставка – это значимая часть корня, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
4. … у наречий “нулевое окончание”.
5. Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова.
6. … существует бессуффиксный способ образования слов.
7. … соединительных гласных в русском языке очень много.
8. … окончание служит для образования новых слов.
9. Омонимичные корни – это корни, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения.
10.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Сверяем результаты.
Итого 5–“5”, 4–“4”, 3–“3”, 2–1–“2”.
– Что вызвало у вас трудности? Какой вопрос показался тяжёлым?
– А как вы думаете, для чего могут понадобиться наши знания, которые мы
проверяем?
Ответы:
- Чтобы написать контрольную работу.
- Чтобы сдать экзамен.
- Чтобы быть умными.
- Чтобы правильно писать (быть грамотными).
- Чтобы применять эти знания!!!
2-й этап. Практическое применение.
1. – Я понимаю, дело это сложное и запутанное, требует не только хороших знаний, но и всестороннего, объективного рассмотрения. Поэтому участвовать в процессе я приглашаю вас всех. Согласны. Вы сидите по группам, давайте назовём ваши группы именами известных детективов (Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Мисс Марпл – вытягивают карточки). Вспомним правила работы в группах.
Заявление.
– Стоит прочитать, как вы думаете?
Следователю по особо важным
лингвистическим делам
Скатерти-самобранки
заявление.
Прошу рассмотреть заявление об оскорблении моего скатертного достоинства. Меня назвали скандальной женщиной и обвинили в том, что я всех БРАНЮ. Но это далеко не так.
06.11.2013 Скатерть-самобранка
– Рассмотрите данное заявление.
1) Каким способом образовано слово самобранка? (Сложение + соединительная гласная О.)
2) Какие корни: сам (о) бр – анк-а.
3) Почему, дорогие мои детективы, произошла эта ошибка? (а) Сложно определить корень, нужно знать этимологию слова; б) корни похожи на омонимичные.
Действительно ли скатерть-самобранка бранится?
Справка. Самобранка – от слова “брать, беру”, а не от слова “бранить, брань”.
САМОБРАНКА, самобранки, ж. (нар. -поэт.). Только в выражении:
скатерть-самобранка – в сказках скатерть, чудесным образом "собирающая на стол",
т. е. покрывающаяся кушаньями. (В словарях Ушакова, Ожегова даются примерно
одинаковые пояснения).
Слово САМОБРАНКА непосредственно связано с глаголом БРАТЬ (БЬРАТИ) и образовано
сложением основ САМ – и БРАНК– с помощью соединительного гласного. Сам по себе
этот способ словообразования был у славян очень продуктивным. Основа БРАНЪК – в
свою очередь образована тоже по продуктивной модели: от глагола БЬРАТИ с помощью
суффикса -анк- (в современном русском языке представлен результат сращения трех
суффиксов: глагольного -а- (бьр-а-ти) и именных -н- (бьр-а-н-ыи) и -ък- (бьр-а-н-ък-а)).
По этой же модели образованы существительные ВЯЗАНКА, ЧЕКАНКА, САМОЗВАНКА,
СТЁГАНКА и др.
Конечно, можно сказать, что САМОБРАНКА происходит от того, что она сама собирает
на стол (бир- и бьр- – варианты одного и того же корня; ср.: собирать –
собрать). Однако это не совсем так. Такое значение представляет собой народную
этимологию. Если обратиться к древним текстам, к сказкам, былинам, то наше
внимание привлечет такая фраза: “Садились (садятся) за скатерти браные...” Что
это за скатерти браные? Ответ помогут найти диалекты, в частности ярославский,
костромской, ивановский, тверской (к северу от Москвы и только на территории
России). В этих диалектах встречаются слова БРАНИНА, БРАНАЯ ТКАНЬ. Название ее
происходит от способа изготовления дорогой ткани, которая шла на нарядные
скатерти, рушники, полога и т.п. Это узорчатая или белая ткань, которая ткется
(набирается) не просто через нитку, а где основа перебирается по узору. Браным
называют также крестьянское цветное (красное) шитье, вышивку по холсту, где
нитки берутся счетом.
Таким образом, скатерть-самобранка – это прежде всего скатерть очень дорогая,
особым образом тканая, расшитая, скатерть ручной работы (самобранка), а не
сделанная на ткацком стане.
ПЕРЕБРАНКА, перебранки, ж.. Взаимная брань, бранные слова, обращенные друг к
другу.
*Задание на дом для любознательных: Какое значение имеет слово брань, в
словосочетании “поле брани”?
– Приведите примеры похожих слов, образованных путём сложения (самобранка,
самозванка, самовар).
Значит, в русском языке слова могут образовываться путём сложения, и тогда в
слове м.б. 2 или более корня. А эти корня одинаковые или…
2. Телефонограмма. Что на этот раз?
Следователю по особо важным
лингвистическим делам
частного детектива
телефонограмма.
Сообщаем, что при расследовании дело о составе слова обнаружили поразительное слово “водопровод”, имеющее два одинаковых корня. Просим вас проверить, так ли это.
06.11.2013
1. Приступим к расследованию. Из каких корней состоит слово? Одинаковые ли это корни? Каково их значение?
Справка. В слове водопровод два корня – вод-, но они разные: первый корень – от слова “вода”, а второй –“проводить”. Это корни-омонимы.
Задание по группам.
Работаем в группах.
1-е задание. Найдите слова, которые образовались от данного корня.
2-е задание 1-й группы (после выступления). Из списка слов другой группы выпишите те, что образовались способами сложения и суффиксальным, приставочно-суффиксальным (привести по одному примеру).
2-е задание 2-й группы (после выступления). Из списка слов другой группы выпишите те, что образовались способами приставочным и бессуфиксным.
Проводить, водить, проводник, проводница, провод, приводить, сопроводить, водитель, перевод.
Вода, водный, водянистый, водяной, водомер, водица, водолаз, водохлёб, водопад.
2. Приносят пакет-шифровку.
– Ребята, у нас с вами ещё одна загадка. В деле имеется найденная, но нерасшифрованная запись. Попробуйте расшифровать её. Успех работы будет зависеть от глубокого анализа всех частей слов, проходящих по делу.
Работают в группах. Из частей слова составляют части предложения и предложение целиком.
На-й-ти корень – слов-а – эт-о знач-ит на-й-ти в-нутр-енн-ий, за-та-ённ-ый смысл слова. М.А.Рыбникова
(Хорошо, если ребята уже знакомы с этой фразой. Например, на первом уроке по словообразованию её можно дать в качестве эпиграфа.)
3-й этап. Рефлексия и самооценка.
– Объясните смысл данного высказывания?
– Согласны ли вы с ним?
– А чем занимались мы с вами? (Искали тайну – “затаённый смысл”.)
– Удалось ли нам его найти?
– Какие способы словообразования мы использовали при расследовании?
– Для чего нам нужен такой раздел русского языка, как словообразование? Ответ
запишите так: “Я считаю, что словообразование…”