Урок комплексного применения знаний "Тайна словообразования"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме “Словообразование и орфография”.

Обучающий аспект:

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Словообразование” (ПУУД);
  • различать понятия словообразование и морфемика (ПУУД);
  • применять в стандартной и нестандартной ситуации способы словообразования (ПУУД).

Развивающий аспект:

  • развивать монологическую речь обучающихся (КУУД);
  • развивать логическое мышление (умение устанавливать причинно-следственные связи) (КУУД);
  • развивать познавательный интерес к родному языку (ПУУД)

Воспитывающий аспект:

  • воспитывать коммуникативную культуру сотрудничества в группе (КУУД),
  • воспитывать уважение к мнению другого человека (КУУД),
  • воспитывать чувство значимости и ценности своего труда (ЛУУД).

Единица содержания: применение способов словообразования

Тип: комплексное применение знаний

Структура: Пг-Пр-Ит

Методы: Пг – репродуктивные, Пр – продуктивные, Ит – продуктивные и репродуктивные.

Ход урока

– Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите на тему. Как вы думаете, что в ней необычного? А кто обычно раскрывает тайны? Хотите быть детективами? Давайте вспомним, что вы знаете о словообразовании и приступим к разгадке первой тайны… Вчера вечером мне пришло письмо на почту от анонима, но я сомневаюсь во многом, что там написано.

– Ваша задача, доказать, что он достоин быть детективом. Посмотрите на свои рабочие листы.

1-й этап. Актуализация знаний.

Верно – 1 или не верно – 0

Согласны ли вы с тем, что…

1. … корень не может состоять из одной буквы.

2.

3. …приставка – это значимая часть корня, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

4. … у наречий “нулевое окончание”.

5. Морфемика – это раздел науки о языке, который изучает значимые части слова.

6. … существует бессуффиксный способ образования слов.

7. … соединительных гласных в русском языке очень много.

8. … окончание служит для образования новых слов.

9. Омонимичные корни – это корни, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения.

10.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 1 0 0 1 1 0 0 1 1

Сверяем результаты.

Итого 5–“5”, 4–“4”, 3–“3”, 2–1–“2”.

Что вызвало у вас трудности? Какой вопрос показался тяжёлым?
– А как вы думаете, для чего могут понадобиться наши знания, которые мы проверяем?

Ответы:

  1. Чтобы написать контрольную работу.
  2. Чтобы сдать экзамен.
  3. Чтобы быть умными.
  4. Чтобы правильно писать (быть грамотными).
  5. Чтобы применять эти знания!!!

2-й этап. Практическое применение.

1. – Я понимаю, дело это сложное и запутанное, требует не только хороших знаний, но и всестороннего, объективного рассмотрения. Поэтому участвовать в процессе я приглашаю вас всех. Согласны. Вы сидите по группам, давайте назовём ваши группы именами известных детективов (Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, Мисс Марпл – вытягивают карточки). Вспомним правила работы в группах.

Заявление.

– Стоит прочитать, как вы думаете?

Следователю по особо важным
лингвистическим делам
Скатерти-самобранки
заявление.

Прошу рассмотреть заявление об оскорблении моего скатертного достоинства. Меня назвали скандальной женщиной и обвинили в том, что я всех БРАНЮ. Но это далеко не так.

06.11.2013 Скатерть-самобранка

– Рассмотрите данное заявление.

1) Каким способом образовано слово самобранка? (Сложение + соединительная гласная О.)

2) Какие корни: сам (о) бр – анк-а.

3) Почему, дорогие мои детективы, произошла эта ошибка? (а) Сложно определить корень, нужно знать этимологию слова; б) корни похожи на омонимичные.

Действительно ли скатерть-самобранка бранится?

Справка. Самобранка – от слова “брать, беру”, а не от слова “бранить, брань”. САМОБРАНКА, самобранки, ж. (нар. -поэт.). Только в выражении: скатерть-самобранка – в сказках скатерть, чудесным образом "собирающая на стол", т. е. покрывающаяся кушаньями. (В словарях Ушакова, Ожегова даются примерно одинаковые пояснения).
Слово САМОБРАНКА непосредственно связано с глаголом БРАТЬ (БЬРАТИ) и образовано сложением основ САМ – и БРАНК– с помощью соединительного гласного. Сам по себе этот способ словообразования был у славян очень продуктивным. Основа БРАНЪК – в свою очередь образована тоже по продуктивной модели: от глагола БЬРАТИ с помощью суффикса -анк- (в современном русском языке представлен результат сращения трех суффиксов: глагольного -а- (бьр-а-ти) и именных -н- (бьр-а-н-ыи) и -ък- (бьр-а-н-ък-а)). По этой же модели образованы существительные ВЯЗАНКА, ЧЕКАНКА, САМОЗВАНКА, СТЁГАНКА и др.

Конечно, можно сказать, что САМОБРАНКА происходит от того, что она сама собирает на стол (бир- и бьр- – варианты одного и того же корня; ср.: собирать – собрать). Однако это не совсем так. Такое значение представляет собой народную этимологию. Если обратиться к древним текстам, к сказкам, былинам, то наше внимание привлечет такая фраза: “Садились (садятся) за скатерти браные...” Что это за скатерти браные? Ответ помогут найти диалекты, в частности ярославский, костромской, ивановский, тверской (к северу от Москвы и только на территории России). В этих диалектах встречаются слова БРАНИНА, БРАНАЯ ТКАНЬ. Название ее происходит от способа изготовления дорогой ткани, которая шла на нарядные скатерти, рушники, полога и т.п. Это узорчатая или белая ткань, которая ткется (набирается) не просто через нитку, а где основа перебирается по узору. Браным называют также крестьянское цветное (красное) шитье, вышивку по холсту, где нитки берутся счетом.

Таким образом, скатерть-самобранка – это прежде всего скатерть очень дорогая, особым образом тканая, расшитая, скатерть ручной работы (самобранка), а не сделанная на ткацком стане.

ПЕРЕБРАНКА, перебранки, ж.. Взаимная брань, бранные слова, обращенные друг к другу.

*Задание на дом для любознательных: Какое значение имеет слово брань, в словосочетании “поле брани”?
– Приведите примеры похожих слов, образованных путём сложения (самобранка, самозванка, самовар).
Значит, в русском языке слова могут образовываться путём сложения, и тогда в слове м.б. 2 или более корня. А эти корня одинаковые или…

2. Телефонограмма. Что на этот раз?

Следователю по особо важным
лингвистическим делам
частного детектива
телефонограмма.

Сообщаем, что при расследовании дело о составе слова обнаружили поразительное слово “водопровод”, имеющее два одинаковых корня. Просим вас проверить, так ли это.

06.11.2013

1. Приступим к расследованию. Из каких корней состоит слово? Одинаковые ли это корни? Каково их значение?

Справка. В слове водопровод два корня – вод-, но они разные: первый корень – от слова “вода”, а второй –“проводить”. Это корни-омонимы.

Задание по группам.

Работаем в группах.

1-е задание. Найдите слова, которые образовались от данного корня.

2-е задание 1-й группы (после выступления). Из списка слов другой группы выпишите те, что образовались способами сложения и суффиксальным, приставочно-суффиксальным (привести по одному примеру).

2-е задание 2-й группы (после выступления). Из списка слов другой группы выпишите те, что образовались способами приставочным и бессуфиксным.

Проводить, водить, проводник, проводница, провод, приводить, сопроводить, водитель, перевод.

Вода, водный, водянистый, водяной, водомер, водица, водолаз, водохлёб, водопад.

2. Приносят пакет-шифровку.

– Ребята, у нас с вами ещё одна загадка. В деле имеется найденная, но нерасшифрованная запись. Попробуйте расшифровать её. Успех работы будет зависеть от глубокого анализа всех частей слов, проходящих по делу.

Работают в группах. Из частей слова составляют части предложения и предложение целиком.

На-й-ти корень – слов-а – эт-о знач-ит на-й-ти в-нутр-енн-ий, за-та-ённ-ый смысл слова. М.А.Рыбникова

(Хорошо, если ребята уже знакомы с этой фразой. Например, на первом уроке по словообразованию её можно дать в качестве эпиграфа.)

3-й этап. Рефлексия и самооценка.

– Объясните смысл данного высказывания?
– Согласны ли вы с ним?
– А чем занимались мы с вами? (Искали тайну – “затаённый смысл”.)
– Удалось ли нам его найти?
– Какие способы словообразования мы использовали при расследовании?
– Для чего нам нужен такой раздел русского языка, как словообразование? Ответ запишите так: “Я считаю, что словообразование…”

Приложение.