Урок на тему "Буквы е-и в корнях с чередованием". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Задачи:

  1. Уметь находить корни и различать в них гласные (проверяемые, непроверяемые и чередующиеся), работать со схемой, с таблицей, приводить примеры, делать выводы, обобщения.
  2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, применять новые знания.
  3. Развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Планируемые образовательные результаты

I. Личностные результаты:

  • формировать положительную мотивацию к обучению;
  • формировать чувство самоуважения у учеников.

II. Метапредметные.

1. Познавательные УУД:

  • закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;
  • формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

3. Коммуникативные УУД:

  • формировать умение работать в группе, в паре;
  • учить приёмам представления результата своей деятельности и деятельности группы.

III. Предметные.

  • Добиваться осознания способа действия по выбору чередующейся гласной в корне.
  • Учить применять знания в повседневной жизни.

Формы, методы

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная

Методы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, проблемный диалог

Компетенции/УУД

  • Учебно-познавательная: планирование познавательной деятельности, действие по плану, переработка, использование информации для решения учебных задач.
  • Информационная: извлечение и обработка информации, передача информации в форме формулировки правила и составления алгоритма.
  • Коммуникативная: устная коммуникация (монолог, диалог), письменная коммуникация (чтение, создание текста правила), продуктивная коммуникация (работа в парах и группах).

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование, презентация, оценочные ведомости, карточки со словами с корнями с чередованием, учебник русского языка для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся.

II. Актуализация знаний (разминка)

1. Игра “Третий лишний” (устно) слайды 2,3

Ст..пной, изл..жение, р..стение

В..кзал, выр..щенный, прил..гать

Р..ка, пом..рить, р..сток

С..бака, кр..вать, сл..гать

2. Заполнение таблицы (письменно). слайды 4,5

Задание: заполнить таблицу примерами (“лишними словами”), обосновать выбор.

проверяемые гласные непроверяемые гласные чередующиеся гласные
степной - степь вокзал (запомнить) изложение (нет –а-)
река – реки собака растение (перед СТ)
помирить – мир кровать выращенный (перед Щ)
    прилагать
    росток (искл.)
    слагать

3. Фронтальный опрос.

- Что такое чередование? (Замена одного звука другим).

- Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим в третьей колонке таблицы? Почему? (Нельзя. Потому что оба корня – безударные.). Корни с чередованием? (-лаг- - -лож-; -раст- - -ращ- - -рос-)

III. Формирование новых знаний

1. Запись темы урока.

Учитель: Запишите, пожалуйста, новую тему урока “Буквы Е - И в корнях с чередованием”.

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Сегодня мы будем изучать чередование букв Е-И в корнях.

Цель урока: научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием.)

2. Разбор примеров слайд 6

Изб..рать – изб..ру

зап..рать – зап..р

Учитель: Можете ли вы объяснить в данных примерах условие выбора букв Е-И в корнях? (Нет.)

Учитель: Почему? (Потому что мы не знаем правила, которое надо применить)

3. Материал для наблюдения:

  • избирать – изберу
  • запирать – запер
  • отдирать – отдеру
  • вытирать – вытер
  • замирать – замер
  • расстилать – расстелю
  • блистал – блеснул
  • выжигал - выжечь

Задание: Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида?

(Глаголы первой колонки несовершенного вида, глаголы второй колонки – совершенного. После корня в глаголах несовершенного вида стоит суффикс –а-.)

4. Самостоятельное формулирования правила учащимися

Учитель: Сделайте, пожалуйста, вывод, вставив пропущенные слова в предложение:

В корнях с чередованием...пишется буква .., если после корня стоит.. . слайд 8

Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Слайд 7

Знакомство с образцом рассуждения применения правила и обозначение орфограммы №24. (стр.113 учебника)

IV. Закрепление.

1) Выборочное комментированное письмо. (Учебник, стр. 113, упр. 648) (1 ученик у доски, остальные выполняют упражнение на местах; после окончания выполнения упражнения проверка).

Блестят (нет -а-), запирает, соберутся (нет -а-), растёт, выросли (не перед ст, щ), продирает.

2)Самостоятельная работа. Выполнение упр.647 (по вариантам). Взаимопроверка. Слайд 9

Вариант 1

Звёзды заблестели. Взбираемся на вершину. Замереть от восторга. Зажигать костёр. Степь расстилается.

Вариант 2

Опираться на перила. Запереть дверь. Натирать пол. Постелить ковёр. Протереть окно. Прибирать комнату.

3) Буквенный диктант (по вариантам).

Вариант1 Вариант2
соб...рают разб..раться
зам...рло зап..реть
забл...стела изб..рать
нат...рать заж..гать
бл...стит зам..реть
прот...реть расст..лить
выж...гать отд..рать
подберу перест..лать
подб...рать бл..стеть
бл...стать соб...рать

Ответы: слайд 10

Вариант 1 Вариант 2
И

Е

Е

И

И

Е

И

Е

И

И

И

Е

И

И

Е

Е

И

И

Е

И

Вариант1 Вариант2
собирают разбираться
замерло запереть
заблестела избирать
натирать зажигать
расстилать замереть
протереть расстелить
выжигать отдирать
подберу перестилать
подбирать блестеть
блистать собирать

4) Творческое задание (раздаточный материал). Последующая проверка.

Задание: Составить “Правила поведения за столом для брата (сестры)”, используя глаголы с чередованием в корне. Глаголы нужно будет поставить во 2 лице в единственном числе. Предложения должны быть простыми, распространёнными.

Слова для справок: убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть), постелить (постелю).

V. Рефлексия

1) Беседа с учащимися

  • Что нового узнали на уроке? Вспомним, какое правило изучали.
  • - Какова была учебная задача? Справились ли с ней?
  • - От какого суффикса зависит выбор букв Е–И в корнях с чередованием?
  • - Что было трудно?
  • - Что было интересно?

2) Оценивание учащихся за урок.

Учитель: Обратимся к оценочным листам.

(Ребята самостоятельно подсчитывают заработанные баллы и получают оценку и отметку за урок)

VI. Домашнее задание: п.112, упр.649.

Оценочная ведомость

Фамилия______________________

Вид работы Итого баллов
Задание 1: заполнение таблицы 12
Задание2: выборочное комментированное письмо (упр. 648 ) 6
Задание 3: самостоятельная работа (упр.647). Взаимопроверка. 6
Задание 4: буквенный диктант. 10
Итого 34
Выставление отметки: за каждый правильный ответ 1 балл
  • “5” - 31-34 балла
  • “4” - 26-30 баллов
  • “3” - 17-25 баллов
  • “2” - менее 17 баллов