Урок литературы "Стихи пленительные Фета". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


11-й класс (программа Р.Н. Бунеева)

Цель урока: На данном уроке учащиеся знакомятся с основными мотивами и особенностями лирики Фета, учатся анализировать стихотворный текст, проникаются чувством прекрасного, развивают навыки ведения плана-конспекта урока.

Презентация

Ход урока

Содержание Формирование УУД и технология оценивания
I. Введение в тему. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

  1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
  2. Пользоваться изучающим видом чтения.
  3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
  4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
  5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
  6. Пользоваться словарями, справочниками.
  7. Осуществлять анализ и синтез.
  8. Устанавливать причинно-следственные связи.
  9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
  3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
  4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
  5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
  6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
  8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
  2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

Звучит романс на стихи Фета «На заре ты её не буди».
Слово учителя: Вы прослушали романс на стихи А.А. Фета. О чём он? (о любви). Любовь – основной мотив лирики Фета. Однажды поэт услышал этот романс, объявленный слушателям как народная песня. Это стало высшей похвалой автору.
Фет пришёл в литературу как поэт чистого искусства. Об особенностях лирики Фета хорошо сказал критик Дружинин: «У Фета мы не находим ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления, ни особенной страстности в изложении. Поэзия его состоит из картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения неуловимой души человеческой. Сердце читателя волнуется от умения поэта ловить неуловимое. Сила Фета в том, что он, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его невелика, но в ней он полный властелин».
Тема, я думаю, ясна. Скажите, чего бы вы хотели добиться на этом уроке?
II. Постановка целей урока обучающимися.
  • Читать стихи Фета выразительно;
  • Понять особенности его лирики;
  • учиться анализировать стихотворный текст.
III. Сообщения обучающихся.

1-e Сообщение обучающегося (ученица анализирует стихотворение).

Поэт зовёт читателя от суетной земли к вышнему, горнему миру. (обучающиеся смотрят видеоролик со стихотворением
«Одним толчком согнать ладью живую…»
Поэт – тонкий лирик. Тема назначения поэта и поэзии перекликается в этом стихотворении философскими размышлениями о горнем мире, где каждый из поэтов – желанный гость. Перед нами стихотворение – размышление. Поэт путешествует в иной мир, к цветущим берегам, туда, где не раз бывала его муза.
Стихотворение пронизано восторгом от ощущения собственной силы. Ведь то, что дано поэту, не дано больше никому. Его дар – дар Божий.
Стихотворение состоит из 3 катренов. Интересно, что весь текст представляет собой одно сложное предложение, динамику которому придают глаголы в неопределённой форме, как бы подчёркивая категоричность, обязательность подобных действий для каждого поэта. Выразительные средства языка также способствуют усилению впечатления. Украшают стихотворный текст эпитеты ладью живую, цветущих берегов, рисуя образы рая. Метафоры
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -

помогают увидеть силу поэтического гения. Светлая тональность поддерживается ключевыми существительными: пески, волна, ветр, вздох, бой. Таким образом, усиливается идея движения. Возникает символический образ лодки, перевозящей души в другой мир через водную гладь. Берег, к которому направляется лодка, вовсе не страшен. Он прекрасен, берега его цветут.
Мы условно слышим шипение лодки, сдвигаемой в воду, движение ветра, и это достигается повторением звуков ц, с, х.
лирический герой стихотворения представляется мне поэтом, путешествующим между мирами.
Высокое звучание придают стихотворению ключевые слова: сон (слышен звук благовеста), ветр, избранный, певец, венец, сладость, тайный. Стихотворение написано ямбом – размером, повторяющим сердечный ритм человека. Экспрессию тексту придаёт восклицательное предложение.
Последняя строфа – итог всего стихотворения. Истинный поэт, по мнению автора, должен видеть многое и уметь это выразить в слове.

2-e Сообщение обучающегося.

В своём творчестве, как и поэт Ф.И. Тютчев, Фет руководствовался философией немецкого мыслителя Шопенгауэра. В соответствии с ней страдание в жизни человека неотвратимо. Счастье – освобождение от страдания, но оно кратковременно. На мир нужно смотреть пессимистически. И в этой безнадёжности есть один просвет: искусство. Это связь с Богом, с потерянным раем. Надо уйти от земного, вещного к вечному. Мы знаем, что Фет – двойственная личность ( Я между плачущих Шеншин, И Фет я только средь поющих). В поэзии Фета нет ничего от человека Шеншина. По Фету поэт похож на бабочку, так как только поэт может быть среди людей парящим существом. Поэтому поэзия самого Фета насыщена лексикой полёта: парить, лететь, порхать и т.д. Фет предлагает жить в счастье, то есть в мире искусства, уйти от битв и прозы жизни в эстетическую созерцательность.
Бог изначально подарил человеку красоту. Это был Эдем. Но человек потерял Божий дар. Поэт, как существо переходное, должен восстановить красоту и вернуться в потерянный рай. Красота – реально существующий элемент мира. Красота – образ – Бог. Некрасивое – безобразное. Демон старается похитить красоту у людей, заменяя её словом прелесть. Лесть – обман. То, что кажется прелестным, обманет. Итак, поэт пытается воссоздать красоту в своих стихах. А что красиво в этом мире? Конечно же, любовь.

3-e Сообщение обучающегося.

Стихи Фета о любви трепетны, оригинальны. Похожи на сиюминутную импровизацию. Это, прежде всего, «Шёпот, робкое дыханье». (Звучит стихотворение в видеозаписи). Вокруг стихотворения развернулись споры. Щедрин и Добролюбов не одобрили его. Зато оно понравилось Толстому и Тургеневу. Оно построено на одних назывных предложениях. Здесь нет ни одного глагола. Только предметы и явления. Называемые одно за другим. Предметы непредметны, это знаки чувств и состояний. Мы читаем и воспринимаем не перечисления предметов, а ассоциации, с ними связанные. Слова будто светятся, мерцают. Главное не слова, а чувство. Невыразимо сильное чувство любви. Это стихотворение – явление импрессионизма в поэзии (в живописи слово импрессия означает впечатление). Цветовая гамма – серебро, сизый, пурпурный, янтарный, все цвета полыхающей зари. Звуки – шёпот, дыханье, пение соловья, звуки поцелуев. В последнем стихе небо будто благословляет влюблённых, венчает их.

4-e Сообщение обучающегося.

Ещё одно стихотворение о любви – «Я пришёл к тебе с приветом». (звучит стихотворение). Так стихи никто не начинал. Это было неправильно, ново. Фет считал, что ничто так не губит поэзию, как повторение, особенно самого себя. Начало стихотворения будто случайно. Фет называл это «стихи растрёпанного рода». Создаётся впечатление, что поэт вроде бы специально не задумывается над словами, а они сами собой как-то вырвались Это оказывает на читателя сильное художественное воздействие. Автор напрямую ведёт беседу с читателем. В начале стихотворения даётся оптимистичный эмоциональный настрой, он создаётся ключевыми словами привет, солнце, свет, затрепетало. Лирический герой делится с нами своей радостью, счастьем, чувством любви. Далее эмоции нарастают. Предметы внешнего мира и чувства героя перекликаются. Мы наблюдаем в 1 строфе радость героя, затем видим картину залитого солнцем мира, пробудившегося леса. Это толчок к ещё большему счастью. В стихотворении много анафор и просто лексических повторов: лес проснулся – весь проснулся,
Веткой каждой – каждой птицей, что-что-что. Это скрепляет поэтический текст, делает его цельным эмоционально. Концовка стихотворения тоже оригинальна. Любовь и радость вдохновляют поэта на творчество. Песня, поэзия – высшая точка радости, красоты. Ещё нет слов, но есть вдохновение. Тургенев боялся, что финал стихотворения вызовет насмешки недоброжелателей, а Толстой сказал: «Мужик тоже не знает, что поёт, а выходит песня прямо из души, как у птицы».

5-e Чтение стихов наизусть («На заре ты её не буди», «Роза», «Сентябрьская роза»)

Обучающиеся читают стихи Фета.

Учитель: Природа – ещё один мотив лирики поэта Фета. В его поэзии всякие различия между природой и человеком устранены. В прочитанных стихотворениях наблюдается олицетворение. Образ женщины, красоты совмещён с образом розы. Стихотворения о природе насыщены возвышенной лексикой, которую я предлагаю вам найти самостоятельно, составив дома письменный анализ стихотворений Фета о природе (Домашнее задание).

Формулирование вывода.

  • Итак, назовите основные образы поэзии Фета.
  • Каковы основные эмоциональные центры его стихов?
  • Какие особенности лирики Фета вы запомнили?
IV. Итог урока. (Подводят сами обучающиеся)

Лирика Фета образна и музыкальна. У него нет патриотических и высокогражданственных стихов. Все его стихи о природе, о любви, о прекрасном в жизни человека. Он пишет образами, картинками. Любимые образы Фета – ночь, соловей, роза, бабочка, заря. Он почти не использует глаголы, мастерски передаёт эмоции человека, запахи, звуки, зрительные образы, музыку. У Фета настоящее пристрастие к источникам света: костру, заре, солнцу, луне. Любит он источники отражения: зеркало, гладь озера, пруда. Краски в его стихах яркие, сочные, насыщенные. Он умеет без глаголов передать динамику движения и течение времени. В его стихах присутствуют таинственность, неопределённость. Это настоящий поэт чистого искусства.

V. Домашнее задание

К следующему уроку необходимо составить письменный анализ понравившихся стихов Фета о природе.
Какие оценки вы бы поставили на сегодняшнем уроке? Что получилось лучше, что хуже? Какие рекомендации по работе над устными сообщениями вы бы дали своим товарищам?

Ссылки на ролики:

  1. www.youtube.com/watch?v=Q7FLCGWdbf8
  2. www.youtube.com/watch?v=30YdFUDi4Q4
  3. www.youtube.com/watch?v=30dtDaPQ6O8
  4. www.youtube.com/watch?v=9nEaIxS3s6o
  5. www.youtube.com/watch?v=BrsYHmpbGzw