Урок литературы по теме: "Лирическая поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Отношение автора к своему герою. 8 класс.

Разделы: Русский язык


Триединая дидактическая цель по теме:

  • образовательная – проанализировать программное произведение в контексте авторского замысла, показать идейные особенности и художественные открытия писателя, создать условия для раскрытия философского звучания; выявить отношение автора к своему герою.
  • развивающая – создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности;
  • воспитательная – учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведений.

Задачи:

  • Определить жанр поэмы;
  • Составить психологический портрет Мцыри;
  • Выявить роль пейзажа в поэме;
  • Сделать вывод об отношении автора к своему герою;
  • Исследовательские методы: проблемный анализ текста произведения ; опрос, обобщение, творческий вывод

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Технология: проектная деятельность

План работы по проекту:

  1. разделить класс на группы для эффективности исследования;
  2. заранее распределить задания на дом по группам;
  3. на уроке – проекте провести защиту исследований по тексту поэмы;
  4. подвести итоги работы по проекту;

Оформление доски: эпиграф, портрет Лермонтова, иллюстрации к «Мцыри», рисунки детей, мультимедиа.

Ход урока

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…». (В.Г. Белинский)

Слово учителя. Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове много созвучных струн с каждым, кто задумывается о смысле жизни.

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”, – писал известный литературовед Ираклий Андроников.

Знаменательно, что его привлекали люди-борцы, не склоняющие головы ни перед какой опасностью, ни перед какой силой– даже перед самой смертью . Это и безымянный герой «Бородина», и вдохновенное воплощение высоких черт русского национального характера – Степан Парамонович Калашников), и лирический герой многих его стихотворений, и мятежный Мцыри.

Лирика Лермонтова – это во многом автопортрет. Мы видим в нем, как в зеркале, душу поэта, и даже парус, который просит бури, -это уже сам поэт, его ищущее сердце .Для поэта и его лирического героя важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов. Так же бросает вызов судьбе и Мцыри.

Этапы урока.

Слово учителя.

Этап выявления восприятия. Беседа.

1. Как вы понимаете смысл названия поэмы? Какое значение слова «мцыри» больше соответствует духу поэмы?

2. Какая же тема основная?

– Изображение сильного, смелого, мятежного человека, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для жизни вырваться на волю.

3. Как вы понимаете эпиграф к поэме? (эпиграф подчеркивает жизнелюбие Мцыри, выражает недоумение, почему должен погибнуть человек).

5. Какова идея поэмы?

Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек просто существует.

Слово учителя. Поэтический мир Лермонтова – это мир высоких, прекрасных чувств. Мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А всё творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу.

Проблемный вопрос: Мцыри – идеал Лермонтова?

С результатами своих исследований поделятся «Литературоведы».

1 группа «Литературоведы» (Приложение 1)

Исследование: Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Отношение М.Ю. Лермонтова к своему герою.

Проблемный вопрос. Каким образом жанр поэмы отражает отношение автора к своему герою?

Цель исследования:

1. Определить, к какому жанру относится поэма “Мцыри”.

2. С какой целью поэт избрал форму исповеди?

3. Выявить романтические особенности поэмы.

4. Ответить на проблемный вопрос.

Первоначальная гипотеза: Поэма «Мцыри»– эпическая поэма, как уже известная нам поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

План исследования: 1. Смысл названия поэмы «Мцыри». . 2. Тематика «Мцыри». 3. Сюжет и композиция поэмы.4. Жанр. 5.Вывод.

Учитель: Так каков главный герой поэмы? Что дает нам право считать его идеалом Лермонтова? Давайте нарисуем его психологический портрет.

(Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности).

2 группа «Аналитики» (Приложение 2)

Исследование: Психологический портрет Мцыри. Отношение автора к своему герою.

1. Проблемный вопрос: Монолог Мцыри – исповедь или диалог-спор?

Цель исследования: 1. Проанализировать поэму и ответить на поставленный вопрос. 2. Выявить отношение автора к своему герою.

Основная гипотеза: Монолог Мцыри – исповедь, так как на протяжении монолога мы не слышим ни голоса чернеца, ни автора.

Аналитики (3 группа). (Приложение 3)

«Бой с барсом» Строфы 16– 19

Карточка с вопросами: 1. Что заставило Мцыри вступить в схватку с барсом? 2.Какие качества характера Мцыри проявляются в битве с барсом? Как образ пламени представлен в контексте этого эпизода? Какими сравнениями поэт подчеркивает близость своего героя к природе? 3. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам. Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль.

Исследование: Психологический портрет Мцыри. Отношение Лермонтова к своему герою.

1. Проблемный вопрос: Вы согласны, что Мцыри «..быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

2. Цель исследования: 1. Доказать , что слабый телом, но сильный духом Мцыри может победить смерть. 2.Выявить отношение автора к своему герою.

3. Основная гипотеза: Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. И «…быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Аналитики (группа 4).

Исследование: Отношение автора к своему герою через описание картин природы.

1. Проблемный вопрос Как понимают автор и его герой ,что такое счастье?

Цель исследования: 1. Доказать, что описание природы является не только фоном, который окружает героя, но и способом раскрытия его внутреннего мира. 2.Выявить отношение автора к своему герою.

Основная гипотеза: М.Ю. Лермонтов и герой поэмы Мцыри убеждены, что мир прекрасен. И человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

Слияние с природой. Пейзаж. Художественные средства выразительности. Строфы 6-12

Карточка с вопросами: 1.Назовите и прокомментируйте наиболее яркие образы многокрасочной природы, воссозданные в рассказе юноши. 2. В чем проявляется субъективность восприятия природы героем поэмы? 3. Какими языковыми средствами раскрывается близость, гармоничность отношений между героем и силами природы? 4. Дайте общее определение цветовой и звуковой гамме в описании природы (строфы 6-12). Случайно ли преобладание светлых красок? В какой мере можно говорить о романтическом характере пейзажа?5. Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри, обратите внимание на роль эпитетов, сравнений, олицетворений. Подберите примеры художественных изобразительных средств.

Слово учителя. Поэма «Мцыри» прежде чем была написана, годы жила в душе поэта. В нее вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли. Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России (о времени, в котором жил Лермонтов, политической обстановке мы с вами говорили на уроках)

Мысли, настроения, мечты Мцыри – это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их. Лермонтов, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Идеал Лермонтова – свободный, гордый, независимый человек. Мцыри – герой-боец, протестующий против насилия над личностью. Поэтому основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.

Обратимся к эпиграфу, написанному на доске.

“…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…” (В.Г. Белинский)

Сегодня на уроке мы попытались доказать это своими исследованиями.

Заключительный этап

Слово учителя. Ребята, как вы думаете, почему интерес к поэзии Лермонтова не угасает в течение веков? Какие жизненные уроки вы извлекли , изучая поэму Мцыри?

Сделаем вывод: На первый взгляд, кажется, что Мцыри потерпел поражение под ударом судьбы. Но уже одно то, что он не побоялся бросить вызов року, обрекшему его на монастырское существование, и сумел прожить несколько дней именно так, как хотел – в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью, – говорит о том, что в поединке с судьбой он одержал нравственную победу. Значит, смысл жизни и подвига Мцыри – в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на "решительный шаг", попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы.

Рефлексия.

– Давайте попытаемся продолжить создание психологического портрета Мцыри. Вы составили кластер к образу Мцыри. Сравните с кластером к образу самого поэта. Что общего вы обнаружили в них?

– Какой вывод можете сделать?

– Зачитаем синквейны, которые вы сочинили.

Домашнее задание

Теперь не по группам, а индивидуально.

Эссе “Каким я вижу Мцыри».

Подводя итог, можно сказать, что поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей. Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к "боренью" все новые и новые поколения.