Цель:
- познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова;
- выделить особенности басни как эпического жанра.
Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока.
Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)
Ход урока
- Слово учителя
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.
Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.
А что же такое басня? Кто знает?
БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла
Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.
Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.
МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
А что мы знаем о самом Крылове, авторе этих замечательных слов?
- А теперь обратимся к басням.
- “Ворона и Лисица”.
- Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру…)
- Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
- Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
- А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
- Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
- Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
- “Свинья под Дубом”
- С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
- Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
- Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
- Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.
(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)
- Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
- Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?
(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)
- В чем проявляется аллегория в данной басне и в баснях Крылова вообще?
- Домашнее задание
- По желанию – проиллюстрировать басни с цитатами-комментариями к рисункам
- “Волк на псарне” выучить наизусть.
- стр. 58. устно.
- Рефлексия.
- С каким автором мы познакомились?
- Чем он запомнился?
- Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры.
- Почему на портрете изображен И.С. Крылов и звери? Какое отношение к творчеству Крылова они имеют?