Урок комплексного повторения синтаксиса и пунктуации в старших классах "Пестрые стрелы сульдэ"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • отработка навыка постановки знаков препинания, анализа простого предложения;
  • отработка навыка орфографической зоркости;
  • развитие творческого мышления, самостоятельности;
  • воспитание любви к родному краю, интереса к произведениям местных авторов (с учетом регионального компонента)

1. Вступительное слово учителя.

У дальневосточного прозаика Станислава Прокопьевича Балабина есть удивительная книга: “Пестрые стрелы Сульдэ”, которая воскрешает далекое прошлое Приморья, когда под натиском монгольских орд пала могущественная Золотая империя чжурчженей, десятилетиями противостоявшая воинственному Чингисхану. Острый сюжет, выразительные образы героев, достоверный исторический колорит, придающий произведению, помимо увлекательного, еще и познавательный характер, - это далеко не все достоинства книги. Мне показался также интересным язык этот книги, язык, стилистически богатый, насыщенный сложными синтаксическими конструкциями, вот почему еще интересно обратиться к тексту этой книги.

Сегодня на уроке мы попробуем вместе перелистать страницы повести, что поможет не только повторить нам темы по постановке знаков препинания, но и узнать отдельные традиции наших предков, их быт, почувствовать далекое прошлое нашего края. Задания урока будут называться “стрелами” и по ассоциации с названием произведения Станислава Балабина, и по стремлению к точности их выполнения – “попадания в цель”.

2. Найдите допущенные в данной “Стреле” ошибки. (Текст написан на доске, где допущены орфографические и пунктуационные ошибки: приём КАКОГРАФИИ – заведомо неправильного письма)

Селихэ наконец протолкался к рядам, где на широких рядах громоздились целые горы нешелушёных кедровых шишек: коричневая, сухая, чешуйчатая их кожура напоминала воинские латы, побывавшие в отчаянных сечах, концы ее круто выгнулись, как черепица на крышах, а из-под нее выглядывали крупные орехи (по преданиям чжурчженей, кедровые орехи придавали человеку силу).

3. Мы с вами побывали на ярмарке, в рядах которой чего только нельзя было увидеть! А вот что именно – попробуйте описать сами.

Творческая работа

ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ВЫ ВМЕСТЕ С ГЕРОЕМ ПОВЕСТИ НА ЭТОЙ ЯРМАРКЕ. ОПИШИТЕ, КАКИЕ ДАРЫ ТАЙГИ МОГЛИ БЫ УВИДЕТЬ В РЯДАХ, КАКИЕ ТОВАРЫ ОСТАНОВИЛИ БЫ ВАШЕ ВНИМАНИЕ. Подумайте над интересными эпитетами и сравнениями.

Сравним с текстом:

(Можно было увидеть все богатства тайги: и липовый мед “слезы и кровь родины”, как уважительно называли его чжурчжени, и корень женьшеня, и вяленое изюбриное мясо, и соболиные меха, и тигровый ус, в который заложена сила царя зверей. На столах были разложены китайские ковры, шелка. Особым спросом пользовались зеркала).

4. Одновременно - работа по карточке-“стреле” на доске: РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАФИЧЕСКИ ОБЪЯСНИВ ИХ ПОСТАНОВКУ, А ТАКЖЕ ПРОИЗВЕДИТЕ СИНОНИМИЧЕСКУЮ ЗАМЕНУ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР, ГДЕ ЭТО НЕОБХОДИМО (ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ // ПРИДАТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ).

Здесь были зеркала и в виде цветка с восемью лепестками, внутри которых плелись парные узоры лоз, и зеркала, которые были украшены венком из цветов лотоса, и зеркало-дракон в виде облака, который подпирал солнце, однако особым вниманием пользовались зеркала в виде водяного ореха с надписью: “Чистота и ясность передадутся дому, если всегда будут пользоваться драгоценным зеркалом”.

5. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. Объясните знаки препинания. Выделите грамматические основы. Выпишите словосочетания (по одному примеру) на каждый способ подчинительной связи, произведите их разбор.

(Сейчас мы узнаем, как наши предки – чжурчжени – лечили, изгоняя болезни с помощью шамана и КАМЛАНИЯ – жертвоприношения)

Шамана сейчас было не узнать: на нем красовалась юбка, обвешанная железными блестящими кольцами; на прочном широком поясе из лосиной кожи, на кольцах, висели металлические зеркала, ловившие солнце и будто игравшие в переглядки с теми зеркалами, что были у танцовщиц. Илэ невольно заробел и придержал дыхание, ведь именно в тех зеркалах, что висели на поясе у шамана, отражались все дела и поступки людей их поселения, а значит, и его собственные. В зеркалах у шамана виднелось множество отверстий: столько стрел было выпущено в шамана – и он отразил их.

6. РАБОТА У ДОСКИ: синтаксический разбор предложения:

Владыки пренебрегли наставлениям учителей, забыли простые истины чжурчженей: чтить Небо и Землю, проявлять уважение к родителям и старшим, сохранять верность друзьям.

ВОПРОС КЛАССУ: - А по-вашему, какие истины самые главные в жизни? (обращение к библейским заповедям)

7. Задание-“стрела” на тренировку памяти, тренировка воспроизведения заданных выражений

(ЗРИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ)

- внимательно прочитайте предложенные вам отдельные фразы из повести. Воспроизведите по памяти.

1. По Конфуцию, власть правителя священна, дарована Небом.

2. Даосские монахи проповедуют возвращение к жизни, близкой к природе.

3. Мир многолик, и путей человеческих в нем множество.

(именно последнее изречение стало для героя повести, воина Нахаты, истинным жизненным откровением)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Я тоже хочу, чтобы вы в жизни выбрали свой путь, прямой и верный. Именно таким старались идти по жизни смелые воины и благородные предки наши – чжурчжени. Их государство занимало огромную площадь, охватывающую Приморье, Маньчжурию и Восточную Монголию. Судьба этого народа сколь героична, столь и трагична. Их долгая и изнуряющая борьба против Чингисхана надолго отсрочила нашествие орды на Русь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: творческая работа: “Что я знаю о своем родном крае”.