Цели урока:
- Помочь учащимся самостоятельно разобраться в особенностях любовной лирики Н.А. Некрасова, выяснить, что привнес поэт в освещение этой темы по сравнению с его предшественниками, поэтами первой половины 19 века.
- Продолжить обучение анализу поэтического текста, умению выделять главное, сопоставлять, обобщать и делать выводы.
- Развивать монологическую речь учащихся, образное мышление, словарный запас.
- Воспитывать высокие нравственные качества учащихся, чувство прекрасного. Воспитывать интерес к изучению русской классической литературы, творчеству Н.А. Некрасова.
Тип урока – изучение новой темы.
Оборудование к уроку: на уроке используются поэтические тексты Н.А Некрасова, воспоминания современников поэта, цитаты из писем А. Панаевой, презентация к уроку.
На уроке применяются приемы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения. Используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Эпиграф к уроку:
Зачем же ты в душе неистребима
Мечта любви, не знающей конца?
Н.А. Некрасов
Ход урока
1. Организационный момент. Стадия вызова. Слово учителя. Беседа.
- Человек мечтает быть счастливым и не мыслит своей жизни без счастья.
И одной из составляющих его считает любовь. Искусство – зеркало жизни, поэтому тема любви – основная его тема. Красоту возлюбленного или возлюбленной, состояние человека, охваченного “страстями мятежными”, психологическую правду любовных переживаний, взлеты и падения души, охваченной этим чувством, запечатлели на страницах своих произведений гениальные русские поэты 19 века.
Учащимся предлагаются вопросы и задания.
- Как писали о любви А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов?
Предлагаю вам составить словесный ассоциативный ряд, вспомнив любовную лирику этих поэтов. Запишите свои мысли, ассоциации.
(Ребята после самостоятельной работы читают свои записи).
- А теперь предположите, как писал о любви Н.А. Некрасов, чье творчество вы сейчас изучаете на уроках литературы?
(Ребята зачитывают свои предположения).
- Чтобы понять, насколько вы близки к истине, мы прочитаем с вами роман Некрасова о любви, составленный из его стихов. Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Предполагается, что учащиеся сформулируют тему урока).
Тема урока демонстрируется на первом слайде презентации (приложение 1), затем эпиграф к уроку на втором слайде презентации.
- Что нас будет интересовать? Зачем мы вспомнили любовную лирику предшественников поэта? (Учащиеся формулируют проблемные вопросы урока: чем неповторима любовная лирика Н.А Некрасова, что привнес поэт в раскрытие этой вечной в литературе темы?).
2. Стадия осмысления. Слово учителя. Беседа.
На доске третий слайд презентации, на котором портрет А. Я. Панаевой.
2.1. - Авдотья Яковлевна Панаева. Красивая женщина, писательница, незаурядная личность, сильная и волевая. Она стала Музой Н.А. Некрасова, любовью почти всей его жизни. Ей он посвятил стихи, которые литературоведы назвали “Панаевским циклом”.
Откроем первую главу этого любовного романа. Прочитаем стихотворение “Ты всегда хороша несравненно” (1847 год). (Стихотворение у каждого учащегося).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Радость, наслаждение).
- Как называет автор лирическую героиню? А
лирического героя?
- Какими изобразительно-выразительными
средствами пользуется поэт для создания образов
лирического героя и лирической героини?
(Лирическая героиня – Муза-вдохновительница,
подруга, защитница. Она красивая, веселая,
жизнерадостная, деятельная, активная женщина.
Лирический герой – счастливый человек, мудрец,
влюбленный, пылкий, глупый).
- Обратить внимание на антитезу в
характеристике лирического героя. Что она
обозначает? (Учащиеся делают записи в тетради).
- Как лирический герой выражает свои чувства? (Искренно).
- В каких ситуациях человек предельно искренен? (Когда
произносит исповедь. Лирика Н.А. Некрасова очень
исповедальна).
- Какое слово нельзя поставить в ряд, выстроенный
для лирической героини? (Лукавый).
- Почему? (Лукавый – коварный, хитрый).
- Что мы, читатели, чувствуем? (Настороженность).
2.2. Слово учителя. Беседа с учащимися.
- Шли годы. Отношения между Н.А. Некрасовым и Панаевой становились драматичными, неоднозначными: то искренними и близкими, то отчужденными и ироничными.
Это вторая глава романа Н.А. Некрасова и Панаевай.
Демонстрируется четвертый слайд презентации с отрывками из писем Н.А. Некрасова друзьям в разные годы жизни. (Смотри презентацию).
Учитель читает стихотворение Н.А. Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” (1851 год) и беседует с учащимися по следующим вопросам.
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Обида,
раздражение, поэт будто прощается с
возлюбленной).
- Какая здесь лирическая героиня? А лирический
герой?
- Назовите средства выразительности, создающие
эти образы?
(Продолжаем записи в тетради).
(Лирическая героиня – бестолковая, не радующая лирического героя, вспыльчивая, импульсивная, несдержанная, мучительница. Лирический герой – ревнивец, в душе его тревожно, но он принимает ее такой и готов к примирению).
- Как вы считаете, взгляд на любовь у поэта
прежний?
- Какой видится любовь в этом стихотворении? (Она
не романтическая, а прозаическая, обыденная, с
проблемами, огорчениями, ревностью,
противоречивая, в ней целая гамма чувств).
- А о какой любви мечтает человек?
- Как вы думаете, о чем может быть третья глава
романа? (Высказываются предположения).
Демонстрируется пятый слайд презентации со стихотворением “Прости” (1856 год). Затем учитель читает письмо А. Панаевой 1863 года.
(В июне 1863 года Панаева написала Некрасову:
“Ну, теперь я прошу тебя выслушать мой ответ на твои замечания о моей личности. Прошу тебя так же скоро прочитать их, как я прочла, и так же искренне уверовать, как я уверовала, что каждое слово было писано искренне, руководимо желанием добра и без малейшей мысли упрекнуть чем-нибудь.
Не дивись, что я никак не могу выйти на прямую дорогу, право, многим женщинам она невозможна. Я знаю, что на прямой дороге я не плакала бы, а жила, может быть, даже весело. Но не вини меня, если я не могу быть благоразумной, и думаю, что ты менее, чем кто-нибудь, должен быть строг к тем женщинам, которые избирают темные аллеи, в которых они плачут, чем прямую дорогу, где они могли бы смеяться и легко прогуливаться. Не злись на слезы женщин, а прощай их, потому что я убеждена, что слезы, которые ты видел в детстве, проливаемые твоей матерью, они…”).
- Что было написано раньше, стихотворение или
письмо? Почему вы так думаете?
- Какие отношения между героем и героиней
стихотворения? (Они ведут к разрыву).
- Какие выразительные средства использует в этом
стихотворении Н.А. Некрасов? Какова их роль в
стихотворении?
- Лирический герой этого стихотворения близок
лирическому герою первого или второго
стихотворения? (Ему присуще романтическое
чувство, он поднимается над суетой и прозой
жизни).
- Разрыв произойдет позже. И через десять лет, в 1873
году, Н.А. Некрасов напишет “Три элегии”.
Учитель читает стихотворение и предлагает следующие вопросы.
- Что чувствует лирический герой?
- С помощью каких изобразительно-выразительных
средств поэт передает свои чувства?
- А теперь подумаем над эпилогом романа в стихах.
Каким вы его видите?
3. Стадия рефлексии. Слово учителя. Беседа.
- Вернитесь к ассоциативному ряду, который вы
составляли, когда предполагали в начале урока,
какой может быть лирика Н.А. Некрасова о любви.
Что бы вы добавили к этому ряду, что убрали?
- Какая же она, лирика Некрасова о любви?
(Учащиеся после непродолжительной работы
зачитывают свои ассоциативные ряды).
- Любовь разная: это и борение, и противоречия, и
ревность, и страдания, и счастье, и муки, и ссоры, и
мир.
- Кто для лирического героя Некрасова
возлюбленная? (Она любимая женщина с
достоинствами и недостатками, соратница и
единомышленница, равная ему во всем. Любовь к ней
и счастье, и горе).
Обращаемся к эпиграфу стихотворения.
И какой бы она, возлюбленная, ни была, любовь - желанное для поэта чувство, с ним не хочется расставаться.
4. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение наизусть, интерпретировать более подробно одно из стихотворений, прочитанных на уроке, или найти и интерпретировать не изученное на уроке стихотворение Н.А. Некрасова о любви.