Урок на тему "Буквы е–и в корнях с чередованием"

Разделы: Русский язык


Цель деятельности учителя: подвести учащихся к самостоятельному открытию новых знаний, организовав поисковую деятельность; формировать орфографические умения в определении способа выбора Е – И в корнях с чередованием и умение графически обозначать изучаемую орфограмму; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Планируемые результаты:

  • предметные: знать перечень корней с чередованием, условия выбора букв Е- И в этих корнях; уметь находить корни с чередованием, уметь применять правило; графически обозначать орфограмму, отличать её от других орфограмм.
  • метапредметные: осознавать цель учебной деятельности, осуществлять её достижение; уметь сопоставлять и сравнивать, делать выводы, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности; осуществлять совместную деятельность в парах, уметь аргументировать своё мнение, пытаться точно и грамотно излагать свои мысли, приходить к общему решению в совместной деятельности.
  • личностные: понимать значение знаний для человека, участвовать в творческом процессе, уважительно относиться к родному языку, гордиться им; стремиться к речевому самосовершенствованию.

Методическое обеспечение урока: презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

Я хочу нам всем пожелать сегодня удачи. Мне хочется, чтобы вы чувствовали себя комфортно, чтобы вам хорошо работалось. Взгляните на это солнышко (Приложение 1), пусть его лучики согреют ваше сердце. Улыбка, настроение, вера в себя приведут к хорошему результату.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

1. “Третий лишний” (найди лишнее слово в каждом ряду, запиши его, выдели орфограмму).

1. Предл...гать, предл...жить, изл...жить.

2. Р...стение, выр...сло, р...са.

3. Выб...рать, наб...рёшься, б...рётся.

Приложение 1

Обсуждение результатов выполнения.

- Возникли ли у вас затруднения? (Да, при работе со словами под цифрой 3).

- Чего же мы не знаем? К словам под цифрой 3 мы обратимся немного позже. Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Запишем тему урока. Какова наша цель? (учащиеся формулируют вместе с учителем)

III. Открытие нового знания

- Посмотрите на слайд (№ 7), понаблюдайте, выскажите ваши предположения.

Слова на слайде:

  • изберу – избирает
  • запер – запирает
  • отдеру – отдирает
  • вытер – вытирает
  • замер – замирает
  • расстелю – расстилает
  • выжег – выжигает

- Давайте прочитаем правило в учебнике, сравним с вашими формулировками.

- Теперь мы с вами можем найти лишнее слово в ряду под цифрой 3. Какое это слово?

- А теперь попробуем зарифмовать правило (работа в парах)

Если есть за корнем А, в корне будет И всегда.

- Зашифруйте правило, изобразите схематично. (И А)

- Посмотрите внимательно на слова, сравните 2 столбика. Какую закономерность можно увидеть? (совершенный – несовершенный вид; уч-ся высказывают свои предположения).

- Составляем алгоритм (работа в парах).

Приложение 1

IV. Первичное закрепление

1. Работа у доски и в тетрадях. Рассуждаем по алгоритму, обозначаем орфограмму.

Разбирать по косточкам, втереться в доверие, задирать нос.

- Какие видовые пары можем образовать?

- Что объединяет записанные выражения? (Это фразеологизмы)

- Что мы называем фразеологизмами? Давайте выясним значение записанных фразеологизмов.

Разбирать по косточкам – сплетничать о ком-либо (собств. русское. Производное от “перемывать косточки”).

Втереться в доверие (разг. экспресс.) - пытаться завоевать чьё-то хорошее отношение неблаговидным способом.

Задирать нос (разг., неодобр.) – зазнаваться, важничать.

Очень интересно узнавать происхождение фразеологизмов. Почему так стали говорить?

Удивительна и неожиданна судьба некоторых устойчивых словосочетаний. Например, почему появился фразеологизм “разбирать по косточкам”, знаете?

Приложение 1

Происхождение фразеологизма (рассказывает учитель или подготовленный ученик).

Приложение 2

- Фразеологизмы – одно из богатств русского языка. При помощи фразеологизмов мы можем метко, образно выразить своё отношение к чему-либо.

2. Работа с сигнальными карточками: Е – зелёный цвет, И – красный.

Задание. Замените в словосочетаниях глаголы синонимами того же вида с чередованием гласных в корне, покажите нужную карточку. Слова для справок при затруднении - на слайде.

Приложение 1

  • сверкать на солнце (блестеть)
  • подниматься в гору (забираться)
  • закрывать кабинет (запирать)
  • загораться ярко (зажигаться)
  • оцепенеть от страха (замереть от страха)
  • выдёргивать сорняки (убирать, выдирать)
  • убегать от ребят (удирать)

- Для чего нам нужны синонимы? (Делают нашу речь более выразительной, яркой, украшают её. Ни в одном из языков не существует такого количества слов для выражения различных оттенков).

- Мы с вами поработали с фразеологизмами, с синонимами, а теперь обратимся к пословицам.

Пословицы и поговорки – это настоящие сокровища русского языка. Меткие, яркие высказывания, имеющие поучительный смысл (часто скрытый).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Упр. 649 (1, 6, 7, 8 предл-я).

Добавим поговорку: “Не боги горшки обжигают”.

- Поговорка не является целой фразой, законченным предложением, а представляет собой намёк (гляди в оба, хоть верёвки из него вей).

“Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей”, - писал А.С.Пушкин.

“Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”.

2. Самопроверка упражнения.

Приложение 1

3. - Как вы понимаете поговорку “Не боги горшки обжигают”? Слышали притчу? (Притча – небольшой поучительный рассказ).

Приложение 3. Притча “Не боги горшки обжигают”.

- В чём смысл этой притчи?

К.Г. Паустовский сказал: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. Я думаю, это неоспоримо. Вспомнив содержание урока, приводя свои факты, докажите, что русский язык богат и поистине волшебен.

Приложение 1

VI. Рефлексия

1. Вспомним начало урока. Мы с вами ставили цель. Помните, какую? Как вам кажется, добились мы этой цели?

2. Самоанализ

Поставьте знак + (знаю); - (не знаю); + - (есть затруднения).

Приложение 4.

Если вам было интересно на уроке, хорошо работалось, изобразите на своём листочке солнышко, если что-то омрачало вашу работу – тучку.

VII. Домашнее задание.

Стр. 112 (правило), упр. № 647, № 648 (по выбору).