Тип урока: изучение нового материала.
Цели и задачи урока:
- Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.
- Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.
- Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный.
Оборудование: художественный текст рассказа Л.Андреева «Кусака»; презентация на мультимедийной доске, толковые словари, фрагменты фильмов «Белый Бим, чёрное ухо» (1978 г.) (1,35-1,37) и «Белый Бог» (2015 г.) (22,45-23.05).
План работы
- Знакомство с биорафией писателя.
- Словарная работа
- 1 глава. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
- 2 глава. Как Кусака получила свое имя?
- 3 глава. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака».
- 4 глава. «Кусаку придется оставить».
- 5 глава. Снова одиночество.
Слово о писателе
Леонид Николаевич Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей начала ХХ века. Родился Л.Андреев в августе 1871 года в городе Орёл, где прошли его детские и юношеские годы. Он вырос в типично провинциальном, патриархальном быту. Отец его был землемером, окончившим трёхклассное уездное училище. Большая семья (4 брата, 2 сестры) жила скромно и скудно на одной из окраинных улиц, населённых беднотой. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. Андреев был гимназистом 6 класса, когда умер отец. Поэтому впечатления от окружающей жизни были, в основном, тяжелые. С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем. В 26 лет (1897 году) окончил юридический факультет Московского университета и получает должность помощника присяжного поверенного (в царской России - адвокат).Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева. Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), понравился читателям и привел в восторг Горького. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность.
Во время революции 1905 ода Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.
Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечого приступа в деревне Нейвола в Финляндии. Рассказ «Кусака» был написан более 119 лет назад в 1901 году.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
Организационный |
- Добрый день, ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем.
|
Учащиеся отвечают |
1) Регулятивные: волевая саморегуляция;
|
Актуализация |
Включаю фрагменты видеофильмов:
Задание: внимательно просмотрите фрагменты и сравите их, что их связывает, а что отличает? (Бессердечое отношение человека и милосердое по отношению к собакам). На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести авторы? |
Самооценка
Таблица достижений |
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий |
Работа в группах:
1 группа: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её. (Джек Лондон) 2 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (Артур Шопенгауэр) 3 группа: Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. (Антуан де Сент-Экзюпери) 4 группа: Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими. (Антуан де Сент Экзюпери) |
Дают ответы и свои предположения | ||
- Игра «Кто больше?». Вспомните произведения русской литературы, героями которых являются собаки.
|
Отвечают: А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо, Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Бешеная собака», «Булька» и т.п. |
|
|
Вывод на тему и цели |
- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какой будет наша тема урока? Давайте попробуем её сформулировать: «Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Андреева «Кусака».
|
Отвечают на вопросы,
Оценивают себя по критериям Ставят перед собой цель и составляю план достижения цели |
П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов. Р: Проговаривание последовательности своих действий П: (общеучебные) определение основной информации, извлечение необходимой информации из текста |
Изучение нового материала |
Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).
Сообщение о нем нам подготовила Софья Рассохина (сообщение). Давайте её выслушаем и сделаем по ходу свои записи. |
слушают
сообщение |
П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации |
- Каким же в жизни был человеком Л.Андреев?
- Чем интересен характер писателя? - О каких особенностях творчества и личности Л.Андреева мы узнали? |
отвечают на вопросы
отмечая свою работу в листах |
||
Вывод: Л. Андреев писатель - гуманист. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.
Мы в ответе за тех, кого приручили», - так говорил герой знаменитой сказки-притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили». |
думают над словами притчи и дают свои ответы | ||
Словарная работа.
Бессердечие - нечуткое, невнимательное отношение к кому-либо, отсутствие жалости. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем. Ответственность - необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках. |
записывают в тетради |
||
- Давайте разберемся в композиции рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
|
находят в группах каждый свою часть композиции
записывают словарые слова |
||
Анализ текста рассказа. Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчёркивает ситуацию безысходности, в которой оказалась собака. | работают в группах над текстом рассказа, анализируя эпизоды, доказывают свою точку зрения | ||
Задания и вопросы для групп: 1 часть для 1 группы
Работа над 2 частью - 2 группа
Работа над 3 частью - 3 группа
Работа над 4 частью - 4 группа
Работа над пятой частью рассказа - 5 группа.
|
|||
Физминутка-флешмоб |
Раз - подняться, подтянуться
|
выполняют движения физкультминутки |
|
Контроль знаний и способов действия |
Cоставляем кластер или синквейн: по фразе А.де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Четвертая группа: придумайте свой финал рассказа. Пятая группа: придумайте свой финал рассказа. |
составляют кластер по заданию и представляют свои работы
|
|
Рефлексия |
- Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Посчитайте свои баллы за работу на уроке. Поднимите руки те, у кого всё получилось и максимальное кол-во баллов. У кого баллов меньше… У кого что-то не совсем получилось… |
оценивают свою работу на уроке | |
Продолжите фразу:
|
продолжают начатую фразу |
1) Познавательные: - умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
|
|
Дом. задание
|
Запишите в дневник дом. задание на ваш выбор
1. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
|
выбирают для себя дом. задание и записывают его |