Урок литературы в 7-м классе. Тема: "Л.Н.Андреев «Кусака». Слово о писателе. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека"

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: Л.Н.Андреев «Кусака»


Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

  • Образовательные: формировать умение определять тему, идею рассказа; составлять план, характеризовать героев, использовать устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды; повторить знания по теории литературы, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу.
  • Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение анализировать, находить в тексте ключевые эпизоды, слова; определять роль пейзажа, внешности; делать выводы, сравнивать, обобщать; совершенствовать устную и письменную речь учащихся, способствовать формированию художественного вкуса.
  • Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся; воспитывать гуманное отношение к животным, ответственность за их жизнь, сострадание.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, репродуктивный.

Оборудование: художественный текст рассказа Л.Андреева «Кусака»; презентация на мультимедийной доске, толковые словари, фрагменты фильмов «Белый Бим, чёрное ухо» (1978 г.) (1,35-1,37) и «Белый Бог» (2015 г.) (22,45-23.05).

План работы

  1. Знакомство с биорафией писателя.
  2. Словарная работа
  3. 1 глава. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
  4. 2 глава. Как Кусака получила свое имя?
  5. 3 глава. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака».
  6. 4 глава. «Кусаку придется оставить».
  7. 5 глава. Снова одиночество.

Слово о писателе

Леонид Николаевич Андреев - один из самых ярких, своеобразных писателей начала ХХ века. Родился Л.Андреев в августе 1871 года в городе Орёл, где прошли его детские и юношеские годы. Он вырос в типично провинциальном, патриархальном быту. Отец его был землемером, окончившим трёхклассное уездное училище. Большая семья (4 брата, 2 сестры) жила скромно и скудно на одной из окраинных улиц, населённых беднотой. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. Андреев был гимназистом 6 класса, когда умер отец. Поэтому впечатления от окружающей жизни были, в основном, тяжелые. С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем. В 26 лет (1897 году) окончил юридический факультет Московского университета и получает должность помощника присяжного поверенного (в царской России - адвокат).Андреев собирался стать присяжным поверенным, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание, как талантливый репортер, через два месяца он перешел в газету «Курьер». Так началась литературная деятельность Андреева. Первый рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), понравился читателям и привел в восторг Горького. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность.

Во время революции 1905 ода Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.

Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечого приступа в деревне Нейвола в Финляндии. Рассказ «Кусака» был написан более 119 лет назад в 1901 году.

Презентация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Организационный

- Добрый день, ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем.
Улыбнемся друг другу,
И пожелаем добра,
Нам же урок начинать пора!

Учащиеся отвечают

1) Регулятивные: волевая саморегуляция;
2) Личностные: смыслообразование
3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация Включаю фрагменты видеофильмов:
Задание: внимательно просмотрите фрагменты и сравите их, что их связывает, а что отличает? (Бессердечое отношение человека и милосердое по отношению к собакам).
На столе у каждой группы есть высказывание. Прочитайте его и подумайте, о чём в нем идет речь? Какую мысль нам хотели донести авторы?
Самооценка
Таблица достижений
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий
Работа в группах:
1 группа: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделённая с собакой, когда ты голоден не меньше её. (Джек Лондон)
2 группа: Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. (Артур Шопенгауэр)
3 группа: Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. (Антуан де Сент-Экзюпери)
4 группа: Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими. (Антуан де Сент Экзюпери)
Дают ответы и свои предположения

- Игра «Кто больше?». Вспомните произведения русской литературы, героями которых являются собаки.
- Почему, по-вашему, к проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

Отвечают: А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму», Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо, Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Бешеная собака», «Булька» и т.п.

Вывод на тему и цели

- Ребята, кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какой будет наша тема урока? Давайте попробуем её сформулировать: «Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Л.Андреева «Кусака».
У каждого на столе лежат лист самооценки и критерии оценивания, не забываем оценивать себя в них.
Сейчас пусть каждый поставит перед собой цели
Мы познакомимся с….
Мы узнаем, о чём говорится в ….
Мы поразмышляем о…
Сегодня мне хотелось бы…»
Итак, цель мы поставили, а чтобы у нас все получилось, что нам необходимо ещё? (план работы…). Вывешиваю на доску план работы.

Отвечают на вопросы,

Оценивают себя по критериям

Ставят перед собой цель и составляю план достижения цели

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.

Р: Проговаривание последовательности своих действий

П: (общеучебные) определение основной информации, извлечение необходимой информации из текста

Изучение нового материала Сегодня наше первое знакомство с творчеством яркого, самобытного русского писателя Леонида Николаевича Андреева, который родился в России, в Орле, жил на русской земле, а умер в эмиграции, в Финляндии (слайд: портрет писателя).
Сообщение о нем нам подготовила Софья Рассохина (сообщение). Давайте её выслушаем и сделаем по ходу свои записи.
слушают
сообщение
П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации
- Каким же в жизни был человеком Л.Андреев?
- Чем интересен характер писателя?
- О каких особенностях творчества и личности Л.Андреева мы узнали?
отвечают на вопросы
отмечая свою работу в листах
Вывод: Л. Андреев писатель - гуманист. Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.
Мы в ответе за тех, кого приручили», - так говорил герой знаменитой сказки-притчи «Маленький принц». Вдумайтесь в его фразу, она поможет нам в работе на уроке: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
думают над словами притчи и дают свои ответы
Словарная работа.
Бессердечие - нечуткое, невнимательное отношение к кому-либо, отсутствие жалости.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.
Ответственность - необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

записывают в тетради

- Давайте разберемся в композиции рассказа? (В рассказе пять частей, каждую можно озаглавить. Есть экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
(Каждая группа находит свой элемент композиции и называет).
Экспозиция. Завязка, на дачу, под которой зимовала брошенная собака, приезжают из города дачники. Развитие действия - Леля приучает собаку к себе, Кусака начинает привыкать. Кульминация: Кусака разучилась добывать себе пищу, привыкла к ласкам и уже сама их искала. Развязка: Кусака опять оказывается брошенной.
Начало и финал рассказа очень схожи, т.е. композиция кольцевая.
- Как считаете, какова тема рассказа? (милосердие, сострадание, любовь к братьям нашим меньшим.
- Идея рассказа «Кусака»? (бездушное отношение людей к животным ведёт к безразличию и жестокости в общении людей между собой)

находят в группах каждый свою часть композиции

записывают словарые слова

Анализ текста рассказа. Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Рассказ начинается тройным отрицанием, так автор подчёркивает ситуацию безысходности, в которой оказалась собака. работают в группах над текстом рассказа, анализируя эпизоды, доказывают свою точку зрения

Задания и вопросы для групп: 1 часть для 1 группы
- Что отличало эту собаку от дворовых собак?
- Какие чувства рождались в собаке в одиночестве? Что она копила?
- Как понимаете фразу: «Только один раз ее пожалели и приласкали?»
- Какую роль играет природа в передаче настроение собаки?
- Какой мы видим природу, когда собака одна, голодная, «грязная и некрасивая»?
1 (Рассказ начинается с описания живого существа без крыши, без еды, без имени.
2. Отличительные свойства - принадлежность к дому; собака должна иметь хозяина, иметь свои обязанности. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности.
3. В одиночестве копила «страх и злобу».
4. Измученная одиночеством, собака, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные людьми. Когда Жучка легла перед ним на спину, «он ткнул ее сапогом в бок». Писатель тонко подметил, что собака в этот момент чувствовала обиду. И с тех пор она не доверяла людям.
5. В начале рассказа - зима - долгая, морозная.
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад».)

Работа над 2 частью - 2 группа
- Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны?
(Воздух стал весенний, пьянящий под воздействием тепла и света, травы и ласкового солнца собака стала оживать).
- Как отреагировала собака на появление девочки?
(«… беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшейся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины»).
- Что проявила собака в этом эпизоде? (злобу и страх).
- Какую кличку и почему дали собаке?
- Почему дачники ее не истребили?
- Как Кусака преодолевала недоверие к людям?
- Почему Кусака полюбила из всех дачников Лелю?
(Девочка была добра к собаке, ласкова с ней; проявила настойчивость в ее приручении).
- Что произошло со злобой Кусаки?
(Кусака учится любить: медленно происходит пробуждение ее души, время идет, она «оттаивает», обретает утраченную веру и надежду).

Работа над 3 частью - 3 группа
- Как вы понимаете авторскую метафору «всею своей собачьей душой расцвела Кусака»?
(У нее было имя. Она могла служить людям. Это - главное счастье собаки. Изменилась и внешность Кусаки - «длинная шерсть, прежде висевшая рыжими и сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас).
- Изменилось ли отношение к собаке за пределами дачи после перемен с нею?
(Да, теперь никому в голову не приходило дразнить ее или бросать в нее камень).
- Почему Кусака не могла радоваться до конца? Почему она была такая неловкая?
(Сказывались последствия перенесенных обид. Ничто в жизни не проходит бесследно).
- Вас ничто не сторожило в поведении этих «добрых людей», как называет их автор? Что за странная мольба в глазах у Кусаки? Почему никто из дачников не замечает этой мольбы?

Работа над 4 частью - 4 группа
Лето кончилось, люди должны уехать. Зачитайте наступление осени
- Какое чувство вызвало у вас описание осенней природы? (Чувство щемящей тоски, предчувствие беды).
- И как же решается судьба собаки?
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Проследите за настроением Лели. Почему готовилась заплакать, но не заплакала, узнав, что собаку в город не возьмут? Могла ли она настоять, чтобы собаку взяли в город? Как вы понимаете слова Лели: «Скучно, Кусака?»
(У нее не было глубокой привязанности к собаке; она приручила ее от скуки. Девочка - натура неглубокая, способная на предательство. Лето кончилось, кончилось и веселье, надоела и собака, поэтому «скучно» стало. Девочка, проявившая добрые чувства, не готова была нести ответственность за кого-либо).
- Как реагировала собака на отъезд людей? Как Кусака выразила свое горе и отчаяние, когда ее хозяева уехали?
(Она жалобно и грустно завыла.)
- Чей поступок для собаки больнее: Лёли или пьяницы-мужика, встреченного ею в начале рассказа?
- Только ли о жестоком отношении к животным этот рассказ?
Чтобы ответить, вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.
- Зачем Леонид Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
(Люди жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу. Равнодушие людей, их черствость, жестокость, бездуховность по отношению к людям. Издевательство людей над теми кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются над дурачком, заставляя его цинично и грязно ругаться в ответ на обиды).

Работа над пятой частью рассказа - 5 группа.
- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)
- Как она ведёт себя?
- Как природа усугубляет состояние собаки?
- Почему собака выла?
Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась и которых любила: «собака выла - ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно». В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.
- Обратите внимание на последний абзац. «Собака выла» - почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце - она воет).
- Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.

Физминутка-флешмоб

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

выполняют движения физкультминутки

Контроль знаний и способов действия

Cоставляем кластер или синквейн: по фразе А.де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- Давайте проверим, что у вас получилось... Оцените себя в листах самооценки.
Творческая работа в группах.
- Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?
Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.
Итак, начнем работу.
- Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?
Конечно, финал произведения.
Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае - Лелю и ее маму.
А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа
Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа
Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа
Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

Четвертая группа: придумайте свой финал рассказа.

Пятая группа: придумайте свой финал рассказа.

составляют кластер по заданию и представляют свои работы
работают в руппах, придумывая свой конец рассказа

Рефлексия - Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное: нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Посчитайте свои баллы за работу на уроке. Поднимите руки те, у кого всё получилось и максимальное кол-во баллов. У кого баллов меньше… У кого что-то не совсем получилось…
оценивают свою работу на уроке

Продолжите фразу:
- Для меня сегодня важно было…
- У меня сегодня получилось…
- Мне понравилось. не понравилось..
В большинстве случаев в том, что собака агрессивна и зла, виноват человек. На человеческую жестокость, бессердечие следует ответная реакция. Но как может измениться поведение четвероногих друзей, если просто полюбить их. На любовь они ответят любовью и безграничной преданностью. Можно привести немало примеров этой преданности.

продолжают начатую фразу

1) Познавательные: - умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению
2 мин.

Дом. задание
(на выбор)

Запишите в дневник дом. задание на ваш выбор

1. Найти и записать пословицы или притчу об отношении человека к животным.
2. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода.
3. Прочитать рассказ В.Крупина «Пастух и пастушка» и сравнить истории Ворюги и Кусаки.

выбирают для себя дом. задание и записывают его