Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой)

Разделы: Русский язык, Литература


Тема: «В ней что-то чудотворное горит» (по творчеству Анны Ахматовой).

Цели:

  • Проникновение в художественный мир Анны Ахматовой.
  • Развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать.
  • Формирование исследовательских навыков и творческих способностей   учащихся.

НТСО: Ноутбук, мультимедийные программы: «Уроки литературы», «Хрестоматия школьника», «Школьный курс литературы», «Большая энциклопедия». Альбомы «Алгоритм анализа стихотворения», иллюстрации, стенды.
Оформление доски: Цитаты «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», (Ф.Тютчев), «Горька судьба поэтов всех времен, тяжелее всех она казнит Россию» (Кюхельбекер), «Поэт в России больше, чем поэт»

Методы обучения: проектный, частично-поисковый, информационный.

План урока.

1. Оргмомент.
2. Презентация темы учащимися.
3. Рецензирование выступлений учащихся.
4. Обобщение темы учителем.
5. Анализ стихотворений

А) «Музыка»,
Б) «Перед весной бывают дни такие».

6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

На стыке веков рождаются и творят гении. Одним из них является Анна Андреевна Ахматова. Сегодня на уроке мы приоткроем завесу над частью её жизни, попытаемся проникнуть в её художественный мир. Урок мы проведем в форме, которая стала для нас традиционной – это презентация темы, которую подготовили 3 группы учащихся, и рецензирование выступлений. Итак, слово первой группе.

Ученица. Анна Ахматова родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии –1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня.
Ахматова. Родилась я на даче Саракины около Одессы. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой; моя мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я «не сообразив», что собираюсь быть русским  поэтом, сделала своим литературным псевдонимом.

Ученик. В 1912 году была опубликована её первая книга стихов «Вечер». Ахматова оказалась в одном ряду не только с автором» «Соловьиного сада» Блоком, который навсегда остался для неё богом, но и с другими поэтами: Брюсовым, Бальмонтом Волошиным, Гумилевым.
Ахматова. Годы революций были приняты мною неоднозначно. Стихи предреволюционных и революционных лет объективно содержали в себе возможность прямо противоположных толкований. Отношение к эмиграции было сложным и противоречивым. В глазах многих я оставалась представительницей утонченного дворянского искусства. Была ли такой на самом деле – мне трудно сказать.

Ученица. Весной 1925 года вышло постановление « О прекращении литературной деятельности Ахматовой». Её перестали печатать в журналах и альманахах, принимать на литературных вечерах. Она пережила 14 лет забвения.

Ахматова

Обрезали крылья – и я не летаю.
Обрезали крылья мне вдруг, на лету.
Обрезали крылья – за что? – я не знаю.
Обрезали крылья – за что? не пойму.
И падая вниз, обессилев от боли,

И падая вниз, с олимпийских высот,
Я знала:
На жизнь нет ни силы, ни воли,
Но верила в то,
что талант не умрет.
И лежа в грязи у подножия века,
И лежа в грязи у закрытых ворот,
Шептала:
«Убили во мне человека»,
Кричала:
«Но только талант не умрет!»
Вы тело моё обезглавить сумели,
Но душу мою окрылить не смогли!
Меня раздавить у земли вы хотели,
Но подняли в небо от самой земли!

Ученик. Август 1946 года. Знаменитый доклад Жданова и постановление в журналах «Звезда» и «Ленинград» – «не арестовывать, но не печатать» Это была беспримерная по жестокости и цинизму гражданская казнь, постигшая почему-то именно Ахматову и Зощенко – назидание и устрашение всей «художественной интеллигенции». Чем не костёр инквизиции?

Ахматова.

И знаю я, как распинают на кресте,
И как вонзают гвозди в тело,
И как в лицо смеются смело,
И как плюют с задором все.

И знаю я торжественность венка
С терновым основанием под лавром,
И взгляд, что родственен был с тавром,
Что хуже острого клинка;

И знаю я невинности позор,
И невозможность оправдаться –
Лишь честь с достоинством болтаться
Людской молве наперекор;

И знаю я всю боль глубоких ран,
И вкус кровавых слез текущих,
И варварство живое тело рвущих,
Предательство собратьев и  обман;

Всё знаю я… Но чаша не испита –
Ещё не раз мне гибнуть на кресте
И рисовать на жизненном листе
Святую проклятость пророка и пиита.

Ученица.  Сегодня стихи Ахматовой  выходят миллионными тиражами. Сегодня об Ахматовой много пишут и говорят. Вчера о ней молчали. Вчера она была изгоем, и её можно было оскорблять. Она бы сказала о себе такими словами:

Я изгой в этом мире, изгой.
На меня наступили ногой,
У меня оторвали крыло,
Но живу я всем бедам назло.

Ученик.  У Ахматовой не было чинов и орденов. Правда, на закате жизни итальянцы удостоили её литературной премии «Этна Таормина», Англичане – звания почетного доктора Оксфордского университета. Россия подарила ей только свою любовь.

Ведущая.

Ах, нищая бродяжка, –
Без дома, без семьи.
И кружка мутной бражки
Испита без вины.

Без подаяний славы
Да славная в чести-
Ты собственной державы
Могла венец нести.

Да бог с ним, с этим чудом,
Которого так ждешь,
Оно б давило пудом, –
А ты легка идёшь,

Пряма, упруга, статна –
Царица на Руси.
Была б знатна, да знатна
Ты стала. Бог прости.

Бродягой-королевой
Тебя народ прозвал,
Такой царице верил,
Такую признавал,

Такую в сердце славил,
В душе своей хранил, –
А в мире нет для славы
Достойнее мерил.

Учитель. Какой литературой вы пользовались для подготовки?
– В основном, мы опирались на книгу Ольги Безымянной «Секреты школьных праздников». Искали материалы и по другим источникам. Это учебники по литературе за 7–11 классы, по компьютеру из диска «Большая энциклопедия».
– А сейчас оппоненты выскажут своё мнение о вашем выступлении.
– Слово представляется второй команде.

1 ученик.  Анна Ахматова была великим поэтом. Она прожила тяжелую жизнь. Счастливым у неё было только детство. Вот что она писала  в автобиографии:

Ахматова.  «Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой.  Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до шестнадцати лет.
Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки; старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем…
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфиродного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама».

Ученик. Ахматова вышла замуж за Гумилева. Но они не смогли жить вместе и вскоре расстались. Но всю жизнь они переживали друг за друга.

Гумилев.

Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя:
Снилось мне – ты любишь другого
И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным
Не блуждал ни один человек
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть и знаю, что не посмею
Никогда в эту дверь войти.

Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Пред твоим закрытым окном.

Учитель.  Какой литературой пользовались при подготовке презентации вы?

Учащиеся. Это журнал из серии «Праздник в школе». Номер  под названием «Слово и судьба». Он посвящен  поэзии серебряного века.

Учитель. Послушаем мнение других групп о вашей презентации темы. А теперь слово третьей группе.

Ахматова. «…Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из сретенского монастыря в Москве шёл крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом.
Одна из княжен Ахматовых – Прасковья Егоровна – в ХVIII веке вышла замуж за богатого  и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна – моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь её меня назвали Анной…»

1 ученик. Её отец занимал различные административные и преподавательские должности в петербургском Морском ведомстве и учебных заведениях. Он не вникал в жизнь дома, почти не видел шестерых своих детей: Андрея, Анну, Инну, Ию, Виктора. Жил в свое удовольствие и вскоре совсем ушёл из семьи. Андрей Антонович запретил дочери «позорить» его фамилию подписями под стихами. Поэтому она решила взять себе такой псевдоним. В своих воспоминаниях она пишет:

Ахматова. «Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы…  Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя» – «И не надо мне твоего имени!» –  сказала я …»

Ученик. Она была цельной натурой. Решила стать поэтом – стала. Полюбила в юности Гумилёва – вышла за него замуж, родила сына. Не смог муж принять её такой, какая она есть, достойно пережила развод, сохранив чувства на всю жизнь. Она никогда не жаловалась. Жила в нищете, но старалась помогать другим. Такой она останется в памяти людей.

Учитель.  Какой литературой пользовались вы?

Учащиеся. Мы просмотрели несколько книг. Это сборники лучших сочинений. Литературную энциклопедию. Но там был сложный язык. Мы решили готовиться по нашему учебнику. Во-первых, он очень красивый по оформлению. Во-вторых, написан доступным языком. Есть биография Ахматовой. Есть и культуроведческий комментарий. Книга подготовлена и отпечатана в Казани издательством «Магариф». Редактор Ахметзянова.

Учитель. А теперь комментарии по поводу вашего выступления из уст ваших оппонентов.
– А теперь я расскажу вам о моем восприятии этой чудесной женщины. На доске вы видите высказывания о судьбе поэтов. Прочитаем их.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – писал Ф.Тютчев, Ахматова родилась в то время, когда на смену одному веку пришел другой. Годы революции, гражданской войны, разрухи, репрессий, Великой Отечественной войны – всё она переносила стойко.  «Горька судьба поэтов всех времен, тяжеле всех она казнит Россию», – пророчески утверждал Кюхельбекер.  Можно  привести в качестве доказательства биографии многих русских поэтов. Почему же так складываются  их судьбы? «Поэт в России больше, чем поэт» . Художник в широком понимании этого слова – это человек, который воспроизводит в стихах жизнь через призму своего восприятия. Он чувствует свою ответственность за всё, что происходит в мире. Поэтому – то он и берется за перо или кисть, чтобы отобразить эпоху, весь её трагизм через свою судьбу, через свое сердце. Такую нагрузку не каждый может выдержать. Поэт – это человек, которому верят. Время определяет, прав он был или нет. Ахматова выдержала. Признание пришло к ней. Она не произнесла ни одного лживого слова, ни одной лицемерной фразы. Выдержала она и испытание временем. Так и прошла по жизни с гордо поднятой головой. Чтобы она стала ближе для вас, послушаем её голос.

(Прослушивание в записи стихотворения в исполнении автора, просмотр фотографий)

Учитель. Переходим ко второй части урока. Мы познакомимся со стихотворением «Музыка», посвященным  выдающемуся русскому композитору Шостаковичу. Ахматова была потрясена его «Седьмой» (Ленинградской) симфонией, первая часть которой была написана в блокадном Ленинграде. Прочтем его.

(Звучит музыка)

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Учитель. Какое чувство возникло у вас при чтении стихотворения? Откройте папку с алгоритмом анализа лирического стихотворения. Поработаем по нему.
– Какое, на ваш взгляд, это стихотворение? Оно лирическое, описывает чувства лирического героя. Но вместе с тем его можно назвать патриотическим, так как музыка была написана в блокадном Ленинграде.
– Какова тема стихотворения?
– Идея?
– Отражает ли их название?
– Есть ли в стихотворении эпитеты? (Последний).
– Сравнения? (Словно первая гроза и будто все цветы заговорили) Не кажутся ли вам эти эпитеты странными? Гроза и цветы. Только гроза и цветы «разговаривают с лирической героиней стихотворения. И первая гроза приносит очищение природе.
– Найдите метафоры. Почти в каждой строке стихотворения.
– А теперь проведем анализ лексики. Раскройте смысл слова «чудотворное». Подберите к нему синонимы.
– Какой биографический факт скрыт в словах «когда другие подойти боятся» и «она была со мной в моей могиле»?
– Какое впечатление произвело оно на вас? А музыка помогла вашему восприятию?
– Прочитаем статью учебника «Культуроведческий комментарий».
– Повлияла ли она на ваше восприятие темы? А сейчас познакомимся с другим стихотворением – «Перед весной бывают дни такие».
Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек. Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется  наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале стихотворения изображаются конец февраля и  начало марта. Луг, отдыхающий под плотным снегом.
Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью?
– Луг «отдыхает» – олицетворение, «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» – метафора. Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.
– Чем отличаются первое и второе четверостишия? Как удалось автору передать это?
– В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация. Резкий перелом в настроении лирического героя становится заметным во втором четверостишии: и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения. 
– Четыре строчки начинаются с союза «и», играющего не только сочинительную, но и усилительную роль. Этот прием называется анафорой. Еще какие настроения рождаются в душе поэта?
– «И дома своего не узнаешь» – в значении «все обыденное воспринимается как новое».
– В следующих двух строчках поэт продолжает развивать мысль, настроение, наметившиеся в начале второго четверостишия.
– Что еще волнует душу поэта?
– Знакомая песня, которая воспринимается им как новая.
– Какие слова помогают выразить состояние души поэта? –
– «С волнением поешь».
Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира. Подведем итог. Итак, о чем же  размышляет автор в своем стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют? Что нового открыли вы для себя на уроке? Какие выводы сделали? Погасим свечу – символ поэзии. Надеюсь огонь, зажженный в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии.