Урок на тему "Обучение сжатому изложению". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели и задачи урока:

  • Формирование навыков написания сжатого изложения;
  • Формирование знаний способов и приемов сжатия текста;
  • Формирование навыков работы с текстом.

Оборудование:

  • памятки для учащихся;
  • тексты с заданиями;
  • мультимедиа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку станут слова французского писателя Вольтера:

 Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.

Давайте помнить об этом и выражать мысли в устной и письменной речи верно, красиво.

3. Цели и задачи

– Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приемам сжатия текста, повторять этапы работы по написанию сжатого изложения.

Основным условием успешного выполнения речевой задачи, связанной со сжатием информации, является, во-первых, полноценное понимание исходного текста.  А во-вторых, для успешной работы над сжатым изложением важным условием является владение навыками сокращения текста.

4. Опрос учащихся:

– Чем отличается подробное изложение от сжатого? (Подробное изложение – максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.   Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности)

– Какие основные  приемы сжатия текста вы знаете? (Обобщение и исключение)

– Что можно обобщить? (Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца).

– Что можно исключить? (Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания)

5. Практическая работа

Перед вами карточки с предложениями. Примените приемы:

обобщения.

Задания на карточках Правильное написание
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты.   Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
 Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит  креслами.  Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

исключения

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие  « знатоки» ничему не удивляются и не способны совершать открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
 Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.  Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
 Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Самопроверка  (текст с ответами на слайдах). 

Возьмите памятку для учащихся. Повторим этапы работы по написанию сжатого изложения

Памятка для учащихся
1. Определение темы текста. Ответ на вопрос: «О чем текст?»
2. Определение идеи текста. Ответ на вопрос:  «Какую мысль автор хотел выразить?»
3. Определение структуры текста.
4. Абзацное членение текста: определение микротем текста как частей общей темы.
5. Моделирование сжатого изложения

6. Вопросы учащимся

– Как определить тему?

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам или размышлениям героев (автора)
  • по заглавию текста

– Что нам помогает сформулировать идею? (Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

– Что такое композиция текста? (Композиция текста  – построение текста.)

– Что такое тезис? (Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.)

– Как соединить содержание микротем в текст?  (Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста.

7. Работа с текстом

(Учащимся заранее был выдан текст с заданиями).

Жизнь и творчество Растрелли связаны с Петербургом, Москвой и другими местами России. Родился он в семье итальянского скульптора. Мальчиком был привезен в Россию, и эта страна навсегда стала его второй родиной. Творчество Растрелли сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Растрелли строил дворцы (Петродворец, Зимний), парковые павильоны, церкви (Андреевский собор в Киеве), монастырские ансамбли (Смольный монастырь), городские особняки.
Прекрасен бирюзово-белый четырехфасадный массив Зимнего дворца. Тремя энергичными выступами один фасад выходит на площадь, три арки подчеркивают его центр. Другой — двухъярусной колоннадой, вырастающей как бы из земли, уходит в пространство набережной Невы. Поставленные вдоль карниза статуи богинь, нимф и рыцарей завершают вертикали колонн.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Он сам составлял рисунки и декорировку. Элементы декора в руках талантливого мастера сочетаются и комбинируются во множестве вариантов. Как волшебник, он щедро рассыпает по стенам замысловатое обрамление окон, резные раковины, гирлянды, цветы, орнаментальные завитки.
Талант, блестящее мастерство, неуемный темперамент отдал великий зодчий на прославление русской национальной культуры.

(По И. Киартано)

Послетекстовые задания:

Задания  по орфографии. В данном тесте много словарных слов.

Вставьте пропущенные буквы

Арх_т_ктура архИтЕктура
Б_рокко бАрокко
Г_рлянда гИрлянда
Д_кор дЕкор
Зо_чий зоДчий
Инт_рьер интЕрьер
К_рниз кАрниз
К_лонна кОлонна
Мас_ив масСив
Павиль_н павильОн
Ф_сад фАсад

Самопроверка  (текст с ответами на слайдах). 

Вспомните лексическое значение выделенных слов (устные ответы учащихся).

8. Самостоятельная работа учащихся по заданиям

1. О чём говорится в этом тексте?

  • Растрелли – известный художник.
  • Растрелли жил и творил у себя на родине.
  • Растрелли – великий зодчий, работавший в России.

2. Какую мысль хотел выразить автор?

  • Сообщить об архитектуре Петербурга.
  • Рассказать о талантливом архитекторе, сыгравшем огромную роль в культуре нашей страны.
  •  Раскрыть секреты мастерства архитекторов 18 века.

Работа учащихся с текстом по памятке написания сжатого изложения.

Содержание микротем.

  • Россия стала второй родиной Растрелли.
  • Зодчий возвёл множество великих сооружений.
  • Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца.
  • Внимание архитектора к интерьерам.
  • Блестящий мастер прославил русскую национальную культуру

Поработайте с текстом, используя приемы исключения и обобщения.

Возможный вариант сжатого изложения

Россия стала второй родиной итальянского скульптора Растрелли. Его творчество сыграло величайшую роль в развитии стиля барокко в русской архитектуре XVIII века.
Зодчий построил множество замечательных сооружений в разных городах нашей страны.
Прекрасен четырёхфасадный массив Зимнего дворца. Тремя выступами один фасад выходит на площадь, другой  уходит в пространство набережной Невы.
Много внимания зодчий уделял интерьерам. Элементы декора в его руках сочетаются и комбинируются во множестве вариантов.
Своё блестящее мастерство отдал великий Растрелли на прославление русской национальной культуры.

9. Домашнее задание

Выпишите из орфографического словаря 10 слов  по теме «искусство».  Определите их лексическое значение.

10. Подведение итогов урока

Цели и задачи урока выполнены.  Мы вспомнили основные  приемы сжатия текста, применили названные приемы на практике, повторили лексическое значение и написание некоторых словарных слов.

11. Выставление оценок, их комментирование