Применение технологии проблемно-развивающего обучения "Школа социализации" Д.Г.Левитеса
Вид урока: формирование умений и навыков
Тип урока: урок-творчество
Цели урока:
- обучающая: формирование умений и навыков анализа текста регионального компонента на лексическом уровне;
- развивающая: развивать коммуникативные свойства речи, навыки выразительного чтения стихотворений С.В. Курач;
- воспитывающая: на примере стихотворений поэтессы воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения к родной природе, любовь к Родине.
Оборудование: портрет поэтессы, слайды с изображением зимнего пейзажа, тексты стихотворений, задания для работы в группах, памятки "Изобразительные средства языка"
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Индукция (мотивационное начало урока, создание эмоционального настроя):
*выразительное чтение стихотворения на фоне картин зимней природы
(учитель или ученик, заранее подготовленный)
Я почему-то слов не нахожу,
Чтоб описать явленье снегопада:
И просто так по улицам брожу,
Хоть, как всегда, спешить куда-то надо.
А снег идет:Подарком от небес -
Он осыпает голову и плечи.
И хочется каких-нибудь чудес
В предновогодний этот теплый вечер.
Огни витрин, мерцанье мишуры,
Завороженный зимней сказкой город.
Не отрясай пока что до поры
Искрящий звездами пушистый ворот,
Не спугивай волшебных белых птиц,
Садящихся доверчиво на плечи.
Сквозь дымку припорошенных ресниц
Прохожих лица теплятся, как свечи:
И хорошо, когда есть рядом тот,
Кто разделить сумеет это счастье,
Кто рад тому, что белый снег идет,
А он с тобою к этому причастен.
Информационная справка о поэтессе: индивидуальное сообщение
(Светлана Владимировна Курач окончила Омский технологический институт, художник-дизайнер, преподаватель изостудии. Печаталась в омских журналах и коллективных сборниках .Автор трех поэтических книг: "Остров" (1999г), "Древо" (2003г), "Перевал"(2006г). Дипломант международного конкурса детско-юношеской литературы имени А.Н.Толстого (2007г), лауреат городского поэтического конкурса "Омские мотивы (2008г). Член Союза писателей России)
Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное задание)
Россия! Боль моя! Невеста!
Как перед выданьем, стоишь,
Снегами убрана. И вестью
Какой-то праведной горишь.
Как хороша ты в белоснежных
И первозданных кружевах!
Поэма древняя в безбрежных
Полях, и сказка - в деревах:
О чем мечтается и мниться
Ей, горестной, среди снегов?
Опять взмывает белой птицей
Твоя надежда с берегов:
Ужель молитвы не напрасны
И ждешь не зря ты перемен?
Стоишь невинна и прекрасна,
Как будто не было измен!
2. Актуализация опорных знаний (этап самоконструкции)
- Ребята, вам понравились эти стихотворения? Почему? Какое стих. понравилось больше? Почему?
- О чем эти стихотворения? (о зимней природе, снегопаде, жизнелюбии, о любви лирического героя к родной земле:)
- Какой образ объединяет эти стихотворения (Россия, Родина, природа:)
- Какая тема объединяет их? ( любовь к Родине, тема счастья, радости:)
- Исходя из сказанного, как можно сформулировать тему урока? (:)
- Чтобы убедиться в том, что вы на верном пути решите задачу: зачеркните повторяющиеся согласные и прочтите то, что останется)
В П А Р Н В А Р Г Л И Я З Т Р Е Ю К Г С Ы Т Р О А
Записать в тетрадь тему урока "Анализ поэтического текста С.В.Курач "Я почему-то слов не нахожу:".
- Что поможет нам детально разобраться в тексте? ( его анализ)
- Какой могла бы быть цель урока?
- Саша, как бы ты сформулировал свою задачу на данном уроке? (вспомнить все, что связано со словосочетанием "анализ текста", понять состояние души лирического героя, обозначить главных и второстепенных героев, основную мысль стихотворения:)
3. Анализ поэтического текста (этап социоконструкции и социализации: работа в группах, выступление в группах)
Стихотворение "Я почему-то слов не нахожу:" состоит из пяти строф. Проследим, как в них развивается поэтическая мысль - смысл. Попытаемся прокомментировать основные художественные образы, изобразительные средства, с помощью которых эти образы создаются.
Вопросы для анализа поэтического текста "Я почему-то слов не нахожу:" на лексическом уровне:
1). К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение - пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы.
2). Как связаны между собою темы реальности и мечты? Как раскрываются?
3). Какие образы, на ваш взгляд, являются главными? Второстепенными? Обоснуйте свои выводы?
4). Какова основная мысль, идея стихотворения? Почему вы так думаете?
5). Каково состояние лирической героини. С чем это связано?
6). Это стихотворение о природе, но и о человеке тоже. Докажите словами текста.
7). Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать красоту зимней природы, состояние души человека? Приведите примеры.
4. Афиширование (обмен творческими наработками, выступление одного представителя группы)
5. "Разрыв" - осознание несоответствия тех знаний, которые были и которые получили после публичного выступления одноклассников, выработка единого мнения (можно предложить ученикам еще раз прослушать выразительное чтение стихотворения, но уже без предварительной подготовки)
6. Рефлексия по поводу индивидуальной и совместной деятельности (подведение итогов работы каждого ученика)
- В чем вы единодушны при анализе стихотворения?
- В чем наметилось разногласие?
- Чья версия вам кажется более достоверной?
- Кто сегодня был самым активным на уроке, в группе?
- К какой группе (лидер, активный, пассивный, наблюдатель) вы отнесли бы себя сами? А как считает группа?
7. Домашнее задание (одно из двух):
1) написать эссе, продолжив фразу "Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в декабре:"
2) выучить наизусть стихотворение о зимней природе любого омского поэта.