Урок литературы в ходе интегрированного дня, посвященного взрыву на Чернобыльской АЭС «…время настало задуматься всем над вопросом "Наука и Нравственность"»

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • образовательная: знакомство с произведениями, посвященными научно-техническому прогрессу;
  • воспитательная: привлечь их внимание к нравственной проблематике произведений; воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • развивающая: развивать умение эмоционального восприятия текста; развивать логическое мышление и умение находить и отбирать нужную информацию.

Целый мир охватив от земли до небес,
Всполошив не одно поколенье,
По планете шагает научный прогресс.
Что стоит за подобным явленьем?

Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
От пещер, от каменьев и лука,
От костра мы шагнули вперед далеко –
Нас вела за собою наука.

И сегодня стоим пред проблемой проблем,
Проступившей так четко и явственно.
Видно, время настало задуматься всем
Над вопросом

“НАУКА И НРАВСТВЕННОСТЬ”

1. Вступительное слово учителя. (После чтения стихотворения.)

Итак, сегодня мы будем разбираться в том, как взаимосвязаны понятия “наука” и “нравственность”. Много проблем, связанных с ядерной энергией и ее использованием, сегодня было поставлено на уроках физики, биологии, истории. Сейчас нам предстоит подвести итог сегодняшним размышлениям, сформулировать проблемы, поднимаемые на предыдущих уроках.

2. Беседа с классом.

Учитель. Какие проблемы были поняты на предыдущих уроках?

  • Проблема роли личности в истории.
  • Проблема развития ядерной энергетики.
  • Экологические проблемы.

(Сформулированные проблемы записываются в таблицу.)

Проблема Авторская позиция Аргументы
     

Результатом нашей сегодняшней работы должна стать таблица, которая поможет нам в работе над частью С ЕГЭ по русскому языку.

3. Работа по первой сформулированной проблеме.

  1. Какие имена ученых, писателей упоминались сегодня на уроках?
  2. Давайте выясним, как относились ученые к своей работе?

Сообщение о научной деятельности Курчатова, Сахарова.

Приложение. (Слайды 1–2)

“Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся советский физик, мягкий и добрый человек. Под его руководством в 1949 году в СССР была создана атомная бомба, а в 1953 году – первая в мире водородная бомба. Это был вынужденный шаг ученого – этого требовала безопасность Родины. После испытания термоядерной бомбы Курчатов взволнованно сказал: “Это было такое ужасное, чудовищное зрелище! Нельзя допустить, чтобы это оружие начали применять”.

– Почему Курчатов сказал, что “нельзя допустить, чтобы это оружие стали применять”?

Вывод: ученый отвечает за результаты своей исследовательской, экспериментальной деятельности.

(Вывод записывается в таблицу в колонку “Авторская позиция”.)

– А ставилась ли проблема научного эксперимента в художественной литературе?

Да, М.Булгаков. “Собачье сердце”. (Слайд 3 )

– Какой эксперимент задумал профессор Преображенский? Каковы его результаты?

Почему именно такое решение принял профессор Преображенский?

Главный герой повести – профессор Преображенский – задумывает создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга.

В результате операции появляется безобразное, примитивное существо.

Ученый должен быть ответственен за результат своей работы, должен предвидеть последствия своих действий.

Г.Уэллс. “Человек-невидимка”. (Слайд 4)

Учитель. К проблеме ответственности ученого за свою работу обращались не только русские писатели. Вспомним Г.Уэллса и его “Человека-невидимку”. Кто является главным действующим лицом этого произведения, и какой эксперимент задумал этот герой?

Физик Гриффин открыл состав, который делает человеческое тело невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим людям. В конце произведения ученый погибает.

Учитель. Сюжеты этих и многих других произведений еще одно подтверждение того, что ученый должен отвечать за свои изобретения. Роль личности велика. Но все действия должны быть направлены на благо окружающих людей.

От чего зависит отношение ученого к своему труду?

(От нравственных основ личности.)

Учитель. Многие учение занимались исследованием ядерной энергии и, когда поняли, как могут быть использованы результаты их исследований, отказались продолжать их. Такое решение принял Оппенгеймер. (Слайд 5)

Что можно сказать о его нравственных качествах?

А теперь давайте прослушаем рассказ еще об одном эксперименте, об испытаниях ядерного оружия, и задумаемся о нравственных качествах людей, принявших в них участие.

(Слайд 6)

Сообщение учащегося.

“Генерал Лесли Гровс – главный администратор работ по созданию атомной бомбы. Первую бомбу он назвал симпатичным словом “Малыш”, а вторую – симпатичным и смешным словом “Толстяк”.

Когда самолет с атомной бомбой вылетел на Хиросиму, у Лесли выдалось свободное время – от вылета до атаки должно было пройти несколько часов. Он пишет черным по белому: “Донесения запаздывали, и я решил пойти поиграть в теннис”. Потом Лесли пообедал с женой и дочерью. Когда доели десерт, ему сообщили, что бомба взорвалась…”

Учитель. Как вы оцениваете поведение этого человека?

Согласитесь, что это экстремальная ситуация. Но ведь именно в таких ситуациях проявляются истинное лицо человека.

Давайте сформулируем проблему и авторскую позицию, прослушав окончание рассказа.

“Я хочу быть объективным. Я знаю, что спасение человечества, нашей планеты – в объективности. Я мог бы понять генерала во всем. Даже в том, что он швырнул атомные бомбы на вражескую сторону. Война есть война, и на войне как на войне.

Генералы получили новое оружие и применили его.

Я могу понять все, кроме того, что генерал Лесли играл в теннис, обедал, кушал десерт. Я даже мог бы понять его, если бы генерал Лесли после вылета самолета ушел в церковь и помолился. Но он не молился”.

(Работа с таблицей.)

Учитель. Назовите, пожалуйста, экстремальные ситуации, которые возникали в связи с использованием ядерной энергии?

Авария на Чернобыльской АЭС.

Авария на АЭС “Фукусима-1”.

– Как вели себя люди, во время аварий?

Сообщения, подготовленные дома: “Героя Чернобыля”, “Герои Фукусимы”.

(Слайды 7–8)

Учитель. Писатели не могли пройти мимо таких событий. Светлана Алексеевич несколько лет подряд (с1986 по 2005гг) ездила в закрытую Чернобыльскую зону, зная, что даже малые дозы таят опасность. Результатом ее поездок стала книга “Чернобыльская молитва”. Это записи размышлений тех, кто пережил эту трагедию, тех, кто, несмотря на опасность, остались в зоне, продолжают жить.

Книга заставляет нас задуматься не только над поведением людей, которые попали в сложные жизненные ситуации, но и о нашем отношении к ним.

(Слайд 9)

Чтение отрывков из “Чернобыльской молитвы”.

“Мне – двенадцать лет…

Я все время дома, я – инвалид. В нашем доме почтальон приносит пенсию мне и дедушке. Девочки в классе, когда узнали, что у меня рак крови, боялись со мной сидеть. Дотронуться. А я смотрела на свои руки… На свой портфель и тетрадки… Ничего не поменялось. Почему меня боятся?

Врачи сказали: я заболела, потому что мой папа работал в Чернобыле. А я после этого родилась.

А я люблю своего папу…”

“Я никогда не видела столько солдат…
Солдаты мыли деревья, дома крыши… Мыли колхозных коров… Я думала: “Бедные звери в лесу! Их никто не моет. Они все умрут. И лес никто не моет. Он тоже умрет”.

Учительница сказала : “Нарисуйте радиацию”. Я нарисовала, как идет желтый дождь и течет красная река…”

Учитель. Задумайтесь над словами из “Чернобыльского дневника”, посмотрите на себя со стороны.

Последняя запись дневника поднимает еще одну очень важную проблему, проблему взаимоотношений человека и природы, экологическую проблему.

(Работа с таблицей.)

В каких произведениях поднимается эта проблема?

“Экологические проблемы в повести В.Астафьева “Царь-рыба”.

Сообщение, подготовленное дома.

(Слайд 10)

Учитель. Что еще делали писатели для сохранения мира и природы? Вспомните, что говорили на уроке истории.

(Стокгольмское воззвание.)

Обобщение.

Учитель. Давайте подведем итог сегодняшним размышлениям об использовании ядерной энергии, об ответственности за принятые решения.

Обратимся вновь к стихотворению, которое мы читали в начале урока. Как же соотносятся “наука” и “нравственность”?

Ответы учащихся.

Учитель. А вот как отвел на этот вопрос поэт:

Все запутано в наш оглушающий век.
Разбираться в истории будем.
Что важнее всего на земле?
ЧЕЛОВЕК!
Значит, все заключается в ЛЮДЯХ!

Дома. Закончить работу над таблицей.