Литература
-
Материалы для изучения литературы Древней Индии 2025
Автором предложены материалы для изучения литературы Древней Индии.
-
Обучение словесному рисованию на уроках литературы в 5-х классах 2025
Задания по словесному рисованию пробуждают интерес к слову, позволяют отразить собственные эмоции, способствуют постижению авторского стиля. Задания по словесному рисованию ставят участников в диалоговую позицию, где каждый имеет право слышать, видеть, понимать собеседника, оценивать его ценностные установки и нравственные ориентиры.
-
Конспект урока литературы в 9-м классе "А.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. История создания комедии "Горе от ума" 2025
Цели урока: создать условия для формирования знаний об А.С.Грибоедове как литераторе и общественном деятеле, познакомить учащихся с историей создания комедии «Горе от ума»; создать условия для развития навыков логического мышления; овладения навыками анализа, навыками составления тезисного плана по лекции учителя; способствовать привитию чувству любви к русскому языку на уроках литературы; формированию навыков связанного ответа.
-
Формирование функциональной читательской грамотности обучающихся посредством технологий критического анализа художественного текста 2025
Статья посвящена проблеме повышения эффективности преподавания русского языка и литературы в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и международных исследований PISA, акцентирующих внимание на формировании функциональной читательской грамотности. Представлена методическая модель, интегрирующая приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ) в процесс анализа художественного текста. Доказана релевантность данной модели для развития навыков интерпретации, верификации информации и аргументированного высказывания.
-
Путь сквозь время и пространство 2025
Центральная фигура статьи – прадед автора, Фёдор Семёнович Алексанкин, который прошел всю войну и был непосредственным участником прорыва блокады Ленинграда. Его судьба – это персональный пример мужества, ставший основой для исследования и глубоких личных переживаний автора.
-
Технологическая карта урока литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 2025
Цель урока: показать, как русский человек проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность; раскрыть понимание того, что каждый человек в любой ситуации способен оставаться человеком и сохранять свое достоинство.
-
Зачетный урок в 11-м классе с углубленным изучением литературы 2025
Представлены 28 билетов к зачетный уроку литературы в 11-м классе (углубленное изучение литературы).
-
Практические работы по литературе 2025
Представлены практические работы по литературе.
-
Воспитательной мероприятие по литературе «С чего начинается Родина...» 2025
Цели мероприятия: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся; создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развивать и углублять знания об истории и культуре родного края; формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины; воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
-
Сценарий конкурса «Читалочка» для учащихся 1–9-х коррекционного класса (для детей с интеллектуальными нарушениями) 2025
Цели конкурса: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова; привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.
-
Разработка внеклассного мероприятия к неделе русского языка и литературы «Мой любимый А.С.Пушкин» для учащихся 6–7-х классов 2025
Цель мероприятия: закрепить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина, воспитывать у детей интерес к произведениям поэта, повысить уровень мотивации к изучению литературы.
-
География мифологического Китая. Материалы для сочинения волшебной сказки 2025
Урок проводился в рамках экспериментального курса литературы Древнего мира. На первом этапе мы изучали построение сюжета волшебной сказки (по В.Проппу). Если дети учатся по обычной программе, то теория дается на примерах русских сказок. Материал может быть упрощен в зависимости от уровня класса. Второй этап. Во время рассказа учителя о китайской мифологии дети составляют словарь мифологических персонажей. На дом дети получают задание сделать игровой кубик, на каждой из 6 граней которого будет изображение того или иного животного, птицы, дерева, растения, местности. На следующем уроке дети придумывают сюжет своей сказки с использованием кубика.
-
Методическая разработка по родной (осетинской) литературе 2025
Представлен сценарий к проведению литературно-художественного конкурса, посвященного 166-летию со дня рождения Коста Левановича Хетагурова.
-
Урок-викторина по сказкам Х.К.Андерсена "Путешествие по морю Фантазии" 2025
Ханс Кристиан Андерсен или «король сказок» – так называли писателя взрослые и дети – родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденесе, в семье сапожника. День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. А еще, именем великого сказочника, назвали Международную премию – это золотая медаль. Премию Андерсена дают писателям, которые создали лучшие книги для детей.
-
Открытый урок по литературному чтению рассказ М.М.Зощенко «Самое главное» 2025
Цель урока: совершенствование у обучающихся читательских навыков и умений литературного анализа произведения.
-
Материалы для изучения творчества А.С.Пушкина 2025
Представлены тесты для проверки полученных знаний по творчеству А.С.Пушкина.
-
Литературная композиция "Юность Пушкина" 2025
Сценарий создавался на основе писем, критики, воспоминаний современников и произведений Пушкина. В нем много юмора, что заставляет вспомнить знаменитое высказывание Блока: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Он может быть использован и как основа для спектакля школьного театра, и как материал для построения цикла уроков по жизни и творчеству поэта, предполагающих активное участие детей. Первая часть, посвященная лицейскому периоду, была много лет проиллюстрирована пятью рисунками, выполненными в стиле рисунков самого поэта. Автор пожелал остаться неизвестным. Предлагаемый вашему вниманию сценарий школьного спектакля получил первое место в XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» в 2010–2011 учебном году.
-
Игра "О, счастливчик" для 7-го класса 2025
Представлены 11 вариантов вопросов к игре "О, счастливчик" для 7-го класса.
-
Использование нейросетей на уроках литературы 2025
С развитием технологий и искусственного интеллекта нейросети становятся важным инструментом в образовательном процессе. Особенно интересным является их использование на уроках литературы. В данной статье рассмотрим основные преимущества применения нейросетей в этой области.
-
Методическая разработка урока. Рассказ «Васюткино озеро» В.П.Астафьев. Образ главного героя 2025
В век научно-технического прогресса очень сложно заставить учащихся читать художественные произведения и анализировать их. Новые стандарты в обучении помогают уроки литературы сделать «уроками жизни», применять полученные знания на практике. Для этого важно создать атмосферу доверия, только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы. Необходимо четко продумывать формы работы, которые помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам одноклассников и адекватно оценивать свою работу, становиться успешными в жизни.
-
Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников 2025
В работе рассмотрены словесные методы обучения на уроке чтения, развитие диалогической речи учащихся, представлены условия развития устной речи.
-
Древний мир в поэзии Нового времени 2025
Даны задания по литературе к теме "Древний мир в поэзии Нового времени".
-
Сценарий проведения конкурсно-игровой программы "Шить, вязать – уменье славное" 2025
Конкурсно-игровая программа «Шить, вязать – уменье славное» предназначена для учащихся 3–4-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению, уважения к труду народных мастеров.
-
Контрольная работа по самостоятельно прочитанному произведению как необходимый этап литературного образования 2025
Представлены ряд контрольных работ по литературе по самостоятельно прочитанным произведениям.
-
Обобщение педагогического опыта "Применение элементов практико-ориентированного подхода на занятиях по литературе для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность» 2025
Обращение к профессиональной этике пожарных позволяет студентам - будущим пожарным – спасателям задуматься над вопросами: «Какой вклад они могут внести в развитие нашего общества? Что значит быть ответственным членом сообщества? И, наконец, что важно для каждого из нас: выбрать путь пассивного созерцания или активный, творческий подход к жизни?». Это помогает молодому поколению лучше осознать критику Гончарова и извлечь уроки из романа, применяя их к современным реалиям. Ведь именно активные, ответственные граждане являются движущей силой прогресса и благополучия любого общества.
-
"И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза") 2025
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма; дать понятие сентиментализма как литературного направления; развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения.
-
На урок с удовольствием: мотивация обучающихся на уроке литературы при изучении художественного произведения 2025
Изучение художественной литературы в школе – это не просто знакомство с классиками и современной прозой, это формирование личности, развитие критического мышления, эмпатии и способности к образному мышлению. Однако часто учителя сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации учащихся к чтению и анализу художественных текстов. В эпоху цифровых технологий чтение, требующее сосредоточенности и интеллектуальных усилий, проигрывает в конкуренции с более простыми и зрелищными формами развлечений. Поэтому вопрос мотивации становится ключевым для успешного преподавания литературы.
-
Житие Сергия Радонежского 2025
В древности были герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Одним из таких произведений является "Житие Сергия Радонежского", созданное Епифанием Премудрым в 15 веке. Это произведение отличается от произведений этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении, в развитии.
-
Материалы для изучения романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?" 2025
Представлены материалы для изучения романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
-
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы 2025
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в школе создает множество возможностей для улучшения качества образования. Они делают уроки более интересными, позволяют ученикам развивать необходимые навыки и способствуют глубокому пониманию изучаемого материала.