Литература
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Умники и умницы". 6-й класс 2025
Цель игры: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, проверка и закрепление полученных ранее знаний, расширение представлений о возможностях родного языка.
-
Искусственный интеллект в изучении русского языка и литературы 2025
Внедрение ИИ в образовательный процесс также включает использование мультимедийных ресурсов, таких как интерактивные книги, виртуальные экскурсии и языковые приложения, которые делают обучение более увлекательным и доступным. Возможности перевода, предоставляемые ИИ, устраняют языковые барьеры, открывая доступ к русской литературе для международной аудитории. Однако, несмотря на многочисленные преимущества ИИ, важно сохранить роль учителя в образовательном процессе. ИИ не может заменить эмоциональное и философское воздействие, которое преподаватель оказывает на восприятие литературы, а также его участие в организации дискуссий и развитии критического мышления.
-
Ничего не бойся (рассказ о военном поколении) 2025
Напечатан рассказ о военном поколении "Ничего не бойся".
-
Основные мотивы лирики Ю.Левитанского 2025
Одна из главных проблем, осмысляемых Ю.Левитанским, – это проблема «время и человек». Что в этом мире не теряет своей ценности? Что ценного заложено в движении времени? Как в бесконечном общем ритме живёт душа? – вот что является предметом размышлений Левитанского. Значимость данного мига бытия осознаётся Левитанским именно потому, что он, этот миг, слишком краток, важно его не пропустить – остановить его невозможно, а может быть, и не нужно, ведь на смену ему придёт не менее интересное, значительное мгновение, в него тоже необходимо «вглядеться».
-
Методическая мастерская «Изучение и использование современных педагогических технологий в учебной работе с целью активации познавательной деятельности учащихся» 2025
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены перед учителем. Цель современного урока: формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку. Автор статьи остановился на использовании трёх технологий: проблемного обучения, информационно-коммуникативной, методе проекта.
-
Авторское практическое пособие для учителя "Особенности употребления отдельных групп слов в устной и письменной речи" 2025
Методическое пособие состоит из двух частей: теоретической, где содержаться необходимые теоретические сведения; сведения о типе ошибок, примеры характерных ошибок с комментариями. Практическая часть включает в себя дидактический материал для коллективной работы класса с учителем и упражнения для самостоятельной работы (могут использоваться для домашних заданий). Дидактическим материалом для многих упражнений служат небольшие фрагменты из художественных произведений, изучаемых в школе, а также отрывки из творческих работ учащихся, требующие правки. Данное пособие дает возможность учителю вести работу по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ в системе; повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся; активизировать деятельность учащихся; осуществлять коррекцию знаний.
-
Знакомство с Серебряным веком русской поэзии 2025
Статья содержит информацию, которая позволит познакомить учащихся 11-х классов с происхождением выражения "Серебряный век", понятиями "декадентство" и "модернизм", с основными модернистскими направлениями в поэзии начала XX века: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом. В качестве закрепления полученных знаний учащимся предлагается ряд заданий, которые помогут выявить, в какой степени усвоен материал урока: определить принадлежность того или иного стихотворения к одному из направлений; определить по фрагменту статьи, о каком направлении идет речь.
-
Традиции святочного рассказа в произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» на уроке литературы в 6-м классе (методические рекомендации к уроку) 2025
Вместе с крещением Руси и принятием христианской веры пришло множество новых традиций и праздников, одним из которых является Рождество Христово. Рождество — это рождение человека – Бога, который послан человечеству,чтобы сделать жизнь чище и нравственнее. Народная Русь прочно связала в своем сознании с Рождеством Святки. На протяжении многих веков с этим праздником связано много обычаев:помогать бедным и немощным, обмениваться подарками, колядовать и т.д. Во время святочных посиделок дети слушали поучительные рассказы, или былички, которые впоследствии легли в основу нового жанра – жанра святочного рассказа. Рождественский или святочный рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанра рассказа. Свое название они получили от слова «святки», то есть святые дни от Рождества Христова до Богоявления.
-
Методическая разработка внеурочного занятия по родной литературе по теме «Амурские сказки» Д.Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока (итоговое занятие) 2025
Методическая разработка представлена на дистанционный конкурс лучших методических разработок образовательных событий, конкурс методических разработок, посвящённых Международному дню родного языка, «Мой край, мой язык»в рамках предметной области «Родной язык и родная литература»/ «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
-
Анализ стихотворения "Рождество избы" к 140 летию Н.А.Клюева 2025
В октябре 2024 года ученикам старших классов ГБОУ лицея №408 Пушкинского района посчастливилось вначале познакомиться с произведением Н.А.Клюева «Рождество избы», а затем выполнить творческую работу анализа поэтического текста.
-
Интегрированный урок по рассказу И.С.Тургенева "Бирюк" 2024
Цели урока: пробудить сочувствие к тяжёлой жизни крестьянства; вызвать антикрепостническое настроение.
-
Урок – час Памяти "Он пал за мир..." (по повести Г.Я.Бакланова "Навеки - девятнадцатилетние") 2024
Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по повести Г.Я.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние»; углубить знания о войне, посмотреть на войну через произведения литературы.
-
Использование коучинг-технологий как способ создания образовательной среды, развивающей мышление обучающихся 2024
Коучинг в школе ориентирован на формирование УУД учеников, развитие гибкости мышления. Универсальные учебные действия влияют на успешность достижения метапредметных результатов и развитие творческого потенциала обучающегося. Результатом коучинга становится эффективное и быстрое по сравнению с обычными методами развитие способностей, так как вся система работы основана на принципе веры в потенциал человека и помощи ему в достижении результатов.
-
В мире русского символизма. Урок-мастерская в технологии КМ в 11-м классе 2024
Цели урока: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через постижение мира русских символистов; выяснить художественные особенности поэзии символизма, поэтику и мировоззрение поэтов-символистов через анализ поэтических деклараций и произведений символистов; показать значение творчества поэтов-символистов для русской поэзии.
-
Путешествие по сказкам А.С.Пушкина 2024
Сказки Пушкина – это первые и лучшие наши книги, место действия которых – это всегда Древняя Русь с её рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей.
-
Тема урока: «Александр Сергеевич Пушкин» 2024
Цели урока: познакомить учащихся с биографией А.С.Пушкина; воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
-
Электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы 2024
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
-
Интегрированный урок физическая культура + литературное чтение в форме веселых стартов «Кладовая сказок». Сюжетные эстафеты для учащихся 4-го класса 2024
Цель урока: укрепление межпредметных связей физической культуры и литературного чтения.
-
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2-й класс 2024
Цели урока: понимать смысл прочитанного; работать над интонацией в произведении, над выразительностью с помощью звонких и глухих согласных.
-
Русская литература: тренажёр для учащихся 9-х классов 2024
Представлена презентация к уроку литературы для проверки знаний учащихся по изученным произведениям.
-
Синквейн как эффективный приём технологии развития критического мышления на уроках литературы 2024
В условиях ФГОС актуальным является поиск новейших приемов, методов и технологий, которые способствовали бы развитию критического мышления у учеников. Ведь мы, педагоги, должны в полной мере активизировать познавательную, мыслительную деятельность обучающихся. Урок не должен быть неинтересным, он должен нести в себе творческий замысел. Поэтому на уроках литературы автор использует систему работы с синквейном с 5-й по 11-й классы.
-
Моё восприятие творчества и личности И.С.Шмелёва 2024
В России в 2000 году было издано собрание сочинений И.С.Шмелёва. Для читателей, а впоследствии и почитателей его творчества – это громадное событие. Да, мы узнавали много новых имён – русское зарубежье стало близким, но роль И.С.Шмелёва – особая. Без него знание и понимание русской литературы, русского человека, православной веры было бы неполным. После рассказов «За карасями», «Как я стал писателем» самым первым и большим открытием для меня было произведение «Лето Господне». Роман состоит из трёх частей – «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Главные персонажи – пяти-шести-семилетний Ваня (автобиографический персонаж), его отец, наставник Горкин. Поражает, как поэтически автор рассказывает об этих праздниках.
-
Литературно-историческая игра «Турнир знатоков» 2024
В помощь учителю для проведения литературно-исторической игры «Турнир знатоков» подготовлена презентация.
-
Литературная гостиная на тему «Владимир Маяковский "Мой стих трудом громаду лет прорвет"» 2024
Цель урока: проанализировать особенности лирики В.В.Маяковского, раскрыть многогранность его поэтического мира, показать эволюцию его творческого пути и влияние на последующую литературу.
-
Рабочие листы к урокам литературы (5–9-е классы) 2024
Представлены рабочие листы к урокам литературы для 5–9-х классов.
-
Тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова 2024
Представлена тестовая работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.
-
Как привить любовь к чтению у ребят старшего дошкольного возраста 2024
В последние годы чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную и воспитательную роль в обществе, поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
-
Приемы и способы формирования и развития читательской грамотности среди участников образовательного процесса 2024
В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе.
-
Вариативность фольклорных произведений на примере русской народной сказки "Сивка-бурка" 2024
Цель: сформировать умение выделять общие и отличительные черты двух вариантов одной сказки. Познакомить с вариантом сказки, записанном в Тобольской губернии в 1906 году.
-
Внеурочное занятие по литературному регионоведению в 7-м классе на тему «Мир взрослых и детей в повестях А.Лиханова «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой все равно» 2024
В книге «Мальчик, которому не больно» рассказывается о мальчике, больном церебральным параличом. Жизнь его очень сложна. Иногда он плачет от безысходности, иногда смотрит на мир с детским оптимизмом. В книге «Девочка, которой все равно» рассказывается о нелегких испытаниях, выпавших на долю маленькой девочки – детдомовки Насти. Она равнодушна ко всему окружающему, никому не верит.