Урок на деятельностной основе. Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания по теме.

Задачи: формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, развитие теоретического мышления, языковой интуиции, воспитание культуры речевого общения и поведения.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: медиапроектор, экран, ноутбук, презентация, раздаточные материалы, сигнальные карточки.

Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую,
О, Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
С.Есенин

Ход урока

1. Слово учителя.

Цель нашего урока – проверить, научились ли вы пользоваться богатствами удивительной части речи – имени прилагательного. А тексты, звучащие на уроке, будут объединены одной темой – они посвящены цветам.

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете строки из стихотворения С.Есенина?

Ребята! У многих из вас дома есть комнатные цветущие растения. А умеете ли вы правильно ухаживать за ними?

Прочитаем текст: “Проведите опыт. Возьмите два одинаковых комнатных растения, поливайте их на протяжении всего опыта. Одно растение поставьте на подоконник, а другое – в темное место. Через несколько дней вы увидите, что у второго растения листья пожелтели. Сделайте вывод из опыта”.

- Какой вывод вы сделали? Как необходимо ухаживать за домашними растениями?

2. “Заполните таблицу”: выпишите из текста слова, отвечающие на вопрос “какой?”, сравните их значение, сделайте вывод.

Часть речи Имя прилагательное Местоимение Имя числительное
Вопрос Какой? Какой? Какой?
Значение Обозначает признак предмета Указывает на признак предмета, но не называет его Обозначает порядок предметов при счете
Примеры      

- Используя таблицу, расскажите о сходстве и различии прилагательных, местоимений, по форме сходных с ними, и порядковых числительных.

3. “Верный тезис”. Вспомним грамматические признаки прилагательных. Работаем с сигнальными карточками. Если утверждение верное, вы поднимаете зеленую карточку, если неверное – красную.

  1. Прилагательное может отвечать на вопрос “что”, “каков”, “какой”.
  2. Прилагательное обозначает предмет, признак предмета, действие.
  3. Прилагательное может изменяться по родам, лицам, временам.
  4. Прилагательное не может изменяться по числам, падежам, лицам.
  5. В предложении прилагательное может выполнять роль подлежащего, определения, обстоятельства, сказуемого.

4. А сейчас конкурс: “Знатоки поэзии”.

- Известны ли вам эти стихотворения? Восстановите пропущенные в отрывках прилагательные.

А цветы-то, цветы! Как живые, стоят,
Улыбаются, глазки на солнце глядят,
Словно речи ведут, как их жизнь (коротка),
(Коротка), да без слез, от забот далека…(И.Никитин)

Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И (душистого) ландыша ждет. (А.Фет. “Весенние мысли”).

В душном воздухе молчанье,
Как предчувствие грозы,
(Жарче) роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы… (Ф.Тютчев)

Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю,
Его люблю я и приемлю,
Как (северный) наш василек. (С.Есенин)

Вы шлете мне ласки,
В бессмертном избытке.
Жасмин, маргаритки,
(Анютины) глазки. (К.Бальмонт)

Вопросы:

1) Кто готов выразительно прочитать отрывки? Назовите авторов этих стихотворений. Правильно ли вставлены пропущенные прилагательные? С какой целью они используются? (Имена прилагательные помогают создать художественный образ, делают речь выразительнее, богаче)

2) Какие прилагательные употреблены в переносном значении?

3) Назовите сочетания существительных с прилагательными в данных текстах. Определите род, число и падеж полных прилагательных.

4) Есть ли в отрывках краткие прилагательные? Как они изменяются? Определите их форму.

5) Какими членами предложения являются прилагательные в третьем отрывке? Почему? Когда мы употребляем в речи степени сравнения? От каких прилагательных из этих отрывков нельзя образовать степени сравнения? Почему?

5. “Рассказ по таблице”. Вспомним, на какие разряды по значению делятся прилагательные. Назовите сходства и отличия межу разрядами, используя таблицу, заполните пустые графы.

Признаки/ Разряды Качественные Относительные Притяжательные
Значение      
Наличие степени сравнения      
Наличие краткой формы      
Сочетание с наречиями степени      

- Приведите примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных из прочитанных отрывков.

- В названиях каких цветов и растений используются притяжательные прилагательные? (Слушаются подготовленные сообщения об истории происхождения названий некоторых растений из Красной Книги: пастушья сумка, львиный зев, кукушкин лен, журавлиный горох).

6. “Знаете ли вы?”. Послушайте еще одно стихотворение.

Галина Массель “Сон-трава”.

Зовем мы их – подснежники,
По книгам – сон-трава,
Сгоняют мысли снежные,
Проклюнувшись едва,
Где – по-цыплячьи желтые,
Где – светлый фиолет,
Как жизнеутверждающих
Апофеоз примет…
И ластятся пушинками, и чудятся нам сном,
Входящим в дверь,
Открытую когда-то Перуном,
Опушек сопок южные,
Опушкой – сон-травой –
Мир нежно улыбается:
“Смотрите, я живой…”.

Цветы эти, по легенде, выросли на том месте, где Перун (позднее названный Ильей- пророком) ударил в землю молнией. Поэтому к месту, где растет сон – трава, не может приблизиться никакая нечистая сила.

7. “Составьте алгоритм”. Повторим правописание прилагательных.

Расскажите о правописании НЕ с прилагательными, используя алгоритм:

Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными, нужно:

  1. Выяснить, употребляется ли слово … . Если не употребляется, то … .
  2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то … .
  3. Определить, относятся ли к прилагательному слова … . Если относятся, то … .
  4. Если не относятся, и к прилагательному можно подобрать …, то … .

8. Сказка-быль А.Платонова “Неизвестный цветок”.

- Давайте послушаем, как тянется к солнцу первый цветок весны, как рождается красота, подумаем, как велика воля к жизни.

(На фоне пьесы П.И.Чайковского “Подснежник” выразительно читается отрывок из рассказа “Неизвестный цветок”).

“Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и (не) умереть.

Цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья золотого цвета. Сам цветок, однако, этого (не) знал: он ведь был слепой и (не) видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светил живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она написала матери письмо и понесла его на станцию. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой (не) известной жизни.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок.

- Отчего ты на других (не) похожий?

- Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

Даша осмотрелась в пустыре.

- Тут камень, тут глина! – сказала она. – Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и (не) умер, маленький такой?..

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все друзья Даши. Они хотели, чтобы на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, (не) известный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и (не) погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде”.

- Ребята, этот рассказ – последний рассказ А.Платонова, который он писал, уже будучи тяжело больным. Он подарил его девочке Маше Платоновой. Получилось своеобразное завещание. Что обычно люди завещают своим детям? (Материальные ценности). Чем это завещание отличается от обычного?

- Объясните правописание прилагательного, вынесенного в заголовок. Какой синоним можно подобрать к слову “неизвестный”? Как вы поняли смысл названия рассказа? (Неизвестный цветок – символ непохожести, беззащитности и силы одновременно. Никто на земле не лишний, ничто не проходит бесследно. Если человек дарит доброту, доброта неизбывна в мире. Притча А.Платонова учит доброте и отзывчивости).

- Выпишите из текста слова с НЕ. Объясните их правописание.

9. “Лингвистическая задача”. Прочитайте слова, правильно поставив ударении: свинц…вый – груш…вый.

- Как знание правила “Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных” помогло вам?

- Образуйте от существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы: камыш, ключ, сторож, грош, холст, кумач, плюш, сургуч, парча.

- Составьте с образованными прилагательными словосочетания, которые можно использовать при описании цветка (кумачового цвета, парчовые лепестки).

10. “Верный тезис”. Работа с сигнальными карточками. Если вы согласны с тезисом, поднимаете зеленую карточку. Если не согласны, поднимаете карточку и обосновываете ответ.

1) Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.

2) В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн, -енн, пишется НН.

3) В суффиксе -ян – всегда пишется Н.

4) В кратких прилагательных всегда пишется Н.

5) В суффиксе -ин – всегда пишется Н.

6) Слова “ветреный” и “безветренный” пишутся с Н.

7) В слове “старинный” пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса -ин -.

8) Слова “зеленый, синий, румяный” пишутся с Н.

11. “Опишите картину”. Проверим ваши знания на практике. Перед вами репродукция картины “Сирень” П.П. Кончаловского. Он с детства рисовал цветы. И эта страсть осталась у него на всю жизнь. Художник восхищается упругой сиренью – то темно-лиловой, то сиреневой. Он пишет нежно - розовые фиалки и яркие розы, пишет очень бережно, любуясь очертаниями лепестков и стараясь не пропустить ни одного оттенка. П.П.Кончаловский говорил своим ученикам: “ Цветок нельзя писать “так себе”, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица”.

- Из данных прилагательных выберите такие, которые могут быть использованы при описании картины. Запишите с ними пять словосочетаний или предложений. (Возможные сочетания: стеклянная ваза, длинный стебель, таинственный блеск, необыкновенный оттенок, серебряные лучи солнца, подлинный шедевр, истинный знаток, зеленый цвет, румяные плоды, пламенные лепестки).

12. “Словесное рисование”. Послушайте стихотворение:

Отчего луг красный?
Посмотри, какие маки,
Наглядеться не могу –
Словно огне…ые знаки,
Загорелись на лугу!
И от маков красных
(Ярко) красным стал лужок,
Каждый мак горит, как в праздник
(Перво) майский твой флажок! (Л.Куклин).

- Какой образ является главным в стихотворении? С чем сравнивает поэт маки? Найдите в стихотворении эпитеты. Знание какого правила помогает нам их написать?

13. “Узнай цветок”. Работа с текстом.

- Как хочется морозной зимой вспомнить о лете! Прочитаем текст. О каком цветке в нем говорится?

“Этот цветок часто называют “соперником розы”. Посмотри на него. Какой он пышный, красивый. Да и окраска у … самая (разно) образная: (нежно) розовая, (снежно) белая, (ярко) красная, (густо) малиновая. И у многих чудесный аромат. В древности … ценили за целебные качества. Даже название растению древние греки дали по имени бога здоровья Пеона”.

- Догадались, о каком цветке идет речь? О каких особенностях цветка рассказывает автор? Какие использует для этого художественные средства? Раскройте скобки, объясните правописание сложных прилагательных.

14. Подведем итоги: сегодня на уроке мы еще раз убедились, что имя прилагательное украшает нашу речь, делает ее богаче, ярче, выразительнее. Вы активно работали и показали хорошие знания, Дома вы продолжите работу.

15. Домашнее задание: “Конкурс писателей”.Дайте художественное описание – миниатюру цветка, используя в качестве определений имена прилагательные.

Памятка.

Композиция описания.

  1. Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
  2. Признаки предмета описания.
  3. Общая оценка предмета описания.

16. - А в завершение урока мне хочется прочитать вам письмо известного русского писателя М.Горького сыну: “ Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут.

Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя нечто хорошее – цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять”.

Презентация