Цели урока:
- Дать понятие об устаревших словах, архаизмах и историзмах; познакомить со значением некоторых из них;
- Совершенствовать умение работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов;
- Вызвать интерес у учащихся к слову и к русскому языку в целом;
- Показать на метапредметные связи при изучении данной темы.
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. На прошлых уроках по лексике мы с вами говорили о том, что словарный состав языка все время изменяется: одни слова в язык приходят, а другие уходят из языка, потому что они перестали активно употребляться народом. Откуда приходят в язык слова, мы уже с вами говорили, а сегодня мы поговорим о других словах. Итак.
1. У вас в упражнении 1 - слова. Прочитайте их и попробуйте объяснить, что они обозначают. (белошвейка, кухарка, прошение, челобитная, оброк, кушак, бурмистр). Все ли слова вы знаете? А почему? Давайте посмотрим, что они обозначают. СЛАЙД 1, 2.
2. Вот это и есть тема нашего урока: Устаревшие слова. (СЛАЙД 3). Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, чему научиться? (ответы учащихся). Исходя из ваших ответов, мы сформулируем цель нашего урока. Итак, цель урока: (СЛАЙД 4).
3. Давайте попробуем определить, что же такое “устаревшие слова”. Прочитаем параграф № 42, стр. 110. (СЛАЙД 5)
4. Показ слайдов (СЛАЙД 6, 7).
5. Объясните, почему слова на СЛАЙДЕ 8 в словарях устаревших слов часто сопровождаются рисунками или фотографиями? (дилижанс – многоместный экипаж для перевозки пассажиров и почты; дрожки – легкий экипаж; конка – вагон на конной тяге). В далеком прошлом, когда не было железных дорог, путешествия по России совершались на лошадях. Вот как об этом писал А.С.Пушкин:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то верхом.
Какие устаревшие слова вы нашли в этом тексте? Почему они устарели? Что они обозначают. (Коляска – четырехместный экипаж с откидным верхом; кибитка – дорожная повозка; карета – богатый крытый четырехколесный экипаж на рессорах; телега – повозка для перевозки грузов).
6. Упражнение 2. Соотнесите устаревшие слова с современными. Можете воспользоваться словарем.
Очи глаза Ланиты плечи Уста ладонь Рамена щеки Длань рот Десница рука.
7. А теперь давайте проверим, насколько правильно вы справились с этим заданием. (СЛАЙД 9).
8. Виды устаревших слов (СЛАЙД 10).
9. А теперь мы с вами отправляемся на урок математики. Найдите в словаре значение устаревших слов, с помощью которых обозначались меры длины: аршин, верста, вершок, пядь, локоток) (СЛАЙД 11).
10. Упражнение 3. Прочитайте отрывок из русской былины. Установите размер камня, который описан в этом отрывке. В вышину камень три сажени – через него только топор подать; в длину камень три аршина с четвертью.
11. А теперь мы побываем на уроке истории. Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы в слова, которые у вас в упражнении 4. ( циклоп – великан с одним глазом посередине лба; оракул – жрец-прорицатель воли мифического божества; фараон – титул древнеегипетских царей, а также лицо, носившее этот титул; гладиатор – в ДР. Риме боец из рабов или военнопленных, сражавшихся с другими бойцами или животными; спартанцы – воины; колесница – большой, длинный колесный экипаж) А теперь проверим, правильно ли вставили пропущенные буквы. (СЛАЙДЫ 12, 13). Составьте с данными словами словосочетания. Проверим.
12. Упражнение 5. Найдите в стихотворениях А.С.Пушкина устаревшие слова, определите их значение и укажите к какой категории устаревших слов относятся эти слова.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир – солнце пировал...
(А.С. Пушкин)
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(А.С. Пушкин).
(гридница – это помещение, где находилась гридь – младшая княжеская дружина в древней Руси); (ветрило – парус).
Русским воинам мир обязан изобретением бердыша-секиры в форме полумесяца. Длинное древко бердыша имело на пятке маленькое копьецо для втыкания в землю. Бердыш использовался и в качестве подсошки (подставки) во время стрельбы из ружья.
13. Подведем итоги. О чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что такое устаревшие слова? На какие разряды делятся эти слова?
14. Рефлексия. А теперь оцените урок и свою деятельность на уроке, выбрав пословицу. (СЛАЙД 14).
14. Домашнее задание. Параграф 42, упр. 334 (устно), задание на карточках.
УПРАЖНЕНИЕ 1. КУХАРКА, БЕЛОШВЕЙКА, ПРОШЕНИЕ, ЧЕЛОБИТНАЯ, ОБРОК, КУШАК, БУРМИСТР.
УПРАЖНЕНИЕ 2.
ОЧИ ГЛАЗА ЛАНИТЫ ПЛЕЧИ УСТА ЛАДОНЬ РАМЕНА ЩЕКИ ДЛАНЬ РОТ ДЕСНИЦА РУКА
УПРАЖНЕНИЕ 3. Отрывок из русской былины: В ВЫШИНУ КАМЕНЬ ТРИ САЖЕНИ – ЧЕРЕЗ НЕГО ТОЛЬКО ТОПОР ПОДАТЬ; В ДЛИНУ КАМЕНЬ ТРИ АРШИНА С ЧЕТВЕРТЬЮ.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение этих слов.
Ц__КЛОП, __РАКУЛ, Ф___РАОН, ГЛ___ДИАТОР, СП___РТАНЦЫ, К___ЛЕСНИЦА.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Найдите в стихотворениях А.С.Пушкина устаревшие слова, определите их значение и к какой категории устаревших слов они относятся.
1. В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир – солнце пировал...
(А.С. Пушкин)
2. Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(А.С. Пушкин).
3. Русским воинам мир обязан изобретением бердыша-секиры в форме полумесяца. Длинное древко бердыша имело на пятке маленькое копьецо для втыкания в землю. Бердыш использовался и в качестве подсошки (подставки) во время стрельбы из ружья.
Литература.
- Русский язык. 5кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М., Дрофа.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под редак. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.
- Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. М.: “Худож. лит.”