Учебник «Русский язык». Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Страницы со 130 по 141.
Демонстрационный материал: ЛСМ «Части слова», схематичное изображение состава слова на вагончиках, карточки с вопросами на каждой парте, словообразовательные гнезда.
Цели:
- обобщить теоретические знания о частях слова;
- развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся, умение анализировать, упражнять в разбор слов по составу;
- воспитывать активность, самостоятельность, взаимосотрудничество, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
ХОД УРОКА
I. Введение
1. Организация урока
Учитель:
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
Ученики:
Постараюсь все понять –
Буду правильно писать.
2. Минутка чистописания
(Приложение. Рисунок 1)
3. Словарная работа: что чтобы
4. Сообщение темы и цели урока
– Рассмотрите оформление доски (Приложение. Схема 1) и скажите:
– Над какой темой урока мы будем сегодня работать? (Ответы детей)
– Правильно, сегодня мы будем отрабатывать знания, умения, навыки по теме «Части слова» и составим ЛСМ, которая нам в этом поможет.
II. Основная часть
1. Работа по теме урока
Составление ЛСМ «Части слова».
а) – Какие части слова вы знаете?
– Какая часть слова главная? (Корень.)
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (Читает ученик у доски, показывает корень и прикрепляет вагончик на ЛСМ).
Работа по карточкам с вопросами:
– Что такое корень?
– Как нужно действовать, чтобы найти в слове
корень?
– Какие орфограммы в корне вы знаете? (Учащиеся
задают вопросы друг другу, приводят примеры).
! Найдите в каком слове подчеркнут корень и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)
Работа в группах. Работа со словообразовательными гнездами, посадить корни -ЛЕС-, -ХОД-, -ВОД-, -ШЕЛ- за 1 минуту кто больше составит слов. (Приложение. Рисунок 3). Коллективная проверка.
Работа по учебнику: упр. 192 с. 130. Составление слов по схеме с данными корнями, выделение орфограмм. Коллективная работа.
б) – Изменяемая часть слова? – это...
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется. (Работа по аналогии).
Работа по карточкам с вопросами:
– Что такое окончание?
– Для чего служат окончания?
Работа в паре над упр. 2 с. 140 дописать окончания.
Проверка по цепочке с выделением окончаний.
! Найдите слово, в котором
подчеркнуто окончание и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)
в) – Неизменяемая часть слова – это…
Без окончания часть слова
Именуем мы основой. (Работа по аналогии).
Работа по карточкам с вопросами:
– Что такое основа?
– Из чего может состоять основа?
! Найдите слово, в котором подчеркнута основа и выделите ее. (Приложение. Рисунок 2)
Самостоятельная работа над упр.4 с.141 + работа по цепочке у доски + коллективная проверка. Выделение окончания и основы.
2. Физминутка
Друг за другом дружно встали,
Руки вверх скорей подняли!
На носочки поднимитесь,
Хорошенько потянитесь!
Руки в стороны теперь,
Спины держим все прямей.
Прыгнем раз, еще разок,
А теперь за парты сели
И продолжим наш урок.
3. Продолжение работы над темой урока
г) – Часть слова, которая стоит перед корнем называется …
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки образуются слова. (Работа по аналогии)
Работа по карточке с вопросами:
– Что такое приставка?
– Какие приставки вы знаете?
– Какие орфограммы вы знаете в приставке?
– Чем отличаются приставки от предлогов?
– Как предлог отличить от приставки?
– Послушайте предложение и определите где
приставка, а где предлог.
(Вы)плыло (на)небо солнышко.
– Образуйте при помощи приставок новые слова с глаголом лететь.(Самостоятельная работа – соревнование: кто больше и правильно запишет слов за 1 минуту.) Взаимопроверка.
! Найдите слово, в котором подчеркнута приставка и выделите ее. (Приложение. Рисунок 2)
д) – Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает:
«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два или даже три».
За корнем суффиксу нашлось местечко
Заняв его, конечно, он много новых слов образовал. (Работа по аналогии).
Работа по карточкам с вопросами:
– Что такое суффикс?
– Какие суффиксы вы знаете?
! Найдите слово, в котором подчеркнут суффикс, и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)
Работа по учебнику упр.196 с.133.
Запись слов.
Повторение порядка разбора слов по составу
проводится в группах + самопроверка по
таблице. (Приложение.
Рисунок 4)
Разбор слов по составу + взаимопроверка.
– Кто справился без ошибок?
– У кого 1 ошибка?
III. Заключение
1. Подведем итоги:
По ЛСМ (Приложение. Схема 2):
– В чем отличие корня и основы?
– В чем отличие окончания и основы?
– Что общего у приставки и суффикса, и в чем
различие?
– Кто покажет на ЛСМ порядок разбора по составу.
Блиц-турнир (закончить предложения):
– Окончание – это... (изменяемая часть слова)
– Окончание – это... (часть основы)
– Окончание служит... (для связи слов в
предложении)
– С помощью окончаний... (образуются новые слова)
– Основа – это... (изменяемая часть слова)
2. Домашнее задание:
1 уровень: упр.6 с 140
2 уровень: упр.198 с.134
3 уровень: подобрать 10 сложных слов и разобрать по
составу.