Урок комплексного применения знаний по теме "Части слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Учебник «Русский язык». Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Страницы со 130 по 141.

Демонстрационный материал: ЛСМ «Части слова», схематичное  изображение состава слова на вагончиках,  карточки с вопросами на каждой парте, словообразовательные гнезда.

Цели:

  • обобщить теоретические знания о частях слова;
  • развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся, умение анализировать, упражнять в разбор слов по составу;
  • воспитывать активность, самостоятельность, взаимосотрудничество, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

ХОД УРОКА

I. Введение

1. Организация урока

Учитель:

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь все понять –
Буду правильно писать.

2. Минутка чистописания

(Приложение. Рисунок 1)

3. Словарная работа:  что  чтобы

4. Сообщение темы и цели урока

– Рассмотрите оформление доски (Приложение. Схема 1) и скажите:

–  Над какой темой урока мы будем сегодня работать? (Ответы детей)

– Правильно, сегодня мы будем отрабатывать знания, умения, навыки по теме «Части слова» и составим ЛСМ, которая нам в этом поможет.

II. Основная часть

1. Работа по теме урока

Составление ЛСМ «Части слова».

а) – Какие части слова вы знаете?
– Какая часть слова главная? (Корень.)

Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова. (Читает ученик у доски, показывает корень и прикрепляет вагончик на ЛСМ).

Работа по карточкам с вопросами:

– Что такое корень?
– Как нужно действовать, чтобы найти в слове корень?
– Какие орфограммы в корне вы знаете? (Учащиеся задают вопросы друг другу, приводят примеры).

! Найдите в каком слове подчеркнут корень и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)

Работа в группах. Работа со словообразовательными гнездами, посадить корни -ЛЕС-, -ХОД-, -ВОД-, -ШЕЛ- за 1 минуту кто больше составит слов. (Приложение. Рисунок 3). Коллективная проверка.

Работа по учебнику: упр. 192 с. 130. Составление слов по схеме с данными корнями, выделение орфограмм. Коллективная работа.

б) – Изменяемая часть слова? – это...

Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется. (Работа по аналогии).

Работа по карточкам с вопросами:

– Что такое окончание?
– Для чего служат окончания?

Работа в паре над упр. 2 с. 140 дописать окончания. Проверка по цепочке с выделением окончаний.
! Найдите слово, в котором подчеркнуто окончание и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)

в) – Неизменяемая часть слова – это…

Без окончания часть слова
Именуем мы основой. (Работа по аналогии).

Работа по карточкам с вопросами:

– Что такое основа?
– Из чего может состоять основа?

! Найдите слово, в котором подчеркнута основа и выделите ее. (Приложение. Рисунок 2)

Самостоятельная работа над упр.4 с.141 + работа по цепочке у доски + коллективная проверка. Выделение окончания и основы.

2. Физминутка

Друг за другом дружно встали,
Руки вверх скорей подняли!
На носочки поднимитесь,
Хорошенько потянитесь!
Руки в стороны теперь,
Спины держим все прямей.
Прыгнем раз, еще разок,
А теперь за парты сели
И продолжим наш урок.

3. Продолжение работы над темой урока

г) – Часть слова, которая стоит перед корнем называется …

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки образуются слова. (Работа по аналогии)

Работа по карточке с вопросами:

– Что такое приставка?
– Какие приставки вы знаете?
– Какие орфограммы вы знаете в приставке?
– Чем отличаются приставки от предлогов?
– Как предлог отличить от приставки?
– Послушайте предложение и определите где приставка, а где предлог.

(Вы)плыло (на)небо солнышко.

– Образуйте при помощи приставок новые слова с глаголом лететь.(Самостоятельная работа –  соревнование: кто больше и правильно запишет слов за 1 минуту.) Взаимопроверка.

! Найдите слово, в котором подчеркнута приставка и выделите ее. (Приложение. Рисунок 2)

д) – Догадайтесь, какая часть слова так о себе рассказывает:

«С моей помощью совершаются превращения. В слове я стою справа от корня. Иногда в слове нас может быть два или даже три».

За корнем суффиксу нашлось местечко
Заняв его, конечно, он много новых слов образовал. (Работа по аналогии).

Работа по карточкам с вопросами:

– Что такое суффикс?
– Какие суффиксы вы знаете?

! Найдите слово, в котором подчеркнут суффикс, и выделите его. (Приложение. Рисунок 2)

Работа по учебнику упр.196 с.133.
Запись слов.
Повторение порядка разбора слов по составу проводится  в группах + самопроверка по таблице. (Приложение. Рисунок 4)
Разбор слов по составу + взаимопроверка.

– Кто справился без ошибок?
– У кого 1 ошибка?

III. Заключение

1. Подведем итоги:

По ЛСМ (Приложение. Схема 2):

– В чем отличие корня и основы?
– В чем отличие окончания и основы?
– Что общего у приставки и суффикса, и в чем различие?
– Кто покажет на ЛСМ порядок разбора по составу.

Блиц-турнир (закончить предложения):

– Окончание – это... (изменяемая часть слова)
– Окончание – это... (часть основы)
– Окончание служит... (для связи слов в предложении)
– С помощью окончаний... (образуются новые слова)
– Основа – это... (изменяемая часть слова)

2. Домашнее задание:

1 уровень: упр.6 с 140
2 уровень: упр.198 с.134
3 уровень: подобрать 10 сложных слов и разобрать по составу.