Цели:
- познакомить учащихся с орфограммой “Правописание з и с на конце приставок”;
- формировать умение определять условия выбора букв з–с на конце приставок.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
- Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
- Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст “Коварная приставка С”, тестовые задания, материал для домашней работы, словари.
Ход урока
I. Организационный этап.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их
(сначала про себя, затем вслух выразительно)
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.
Я желаю вам успеха.
II. Проверка домашнего задания:
1. Сначала мы проведём небольшую разминку.
- Над каким большим разделом языкознания мы работаем? (морфемикой)
- Что изучает морфемика? (морфемы, значимые части слова)
- Какие морфемы вам известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания.
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
- Назовите неизменяемые приставки.
- Когда пишется приставка пре-? при-?
2. Орфографический диктант.
(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)
3. Взаимопроверка по ключу.
(Оценки выставляются в лист достижений).
Лист достижений
Фамилия, имя | |
Орфографический диктант | |
Усвоение нового материала | |
Первичная проверка понимания изученного |
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды ...
Заспорили звонкий З и глухой С...
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки...
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знал и даже писали правила
Для жителей государства.
Тема урока “Буквы з и с на конце приставок”
- Исходя из темы, определите цели урока.
1. Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
2. Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
3. Графически обозначать изученную орфограмму).
Мотивация
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.
Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.
- Определите объект исследования. ( слова с приставками)
- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставо
1. Запишите слова в два столбика
безграничный | бескрайний |
разбросать | распустить |
известить | испортить |
вздыхать | вспомнить |
возместить | восхождение |
низвергать | ниспадать |
- Давайте составим план исследования.
- Выделить в словах приставки.
- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.
- Какой вывод можно сделать?
Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.
- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника (материал стр. 30)
V. Этап первичной проверки понимания изученного
1. Упр 437 фронтально,
(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)
VI. Физкультминутка
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.
- Бесшумный
- Вздохнуть
- Бесчисленный
- Возделать
- Разжимать
- Расщелина
- Безвкусный
- Изгонять
- Расчертить
- Расписать
- Разгорячиться
- Сбежать
(Самооценка вносится в лист достижений)
Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?
2) Фонетический разбор слова.
- В чём коварство приставки С?
Работа с лингвистическим текстом.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она “ошибкоопасна”! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь...
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.
VI. Этап закрепления знаний и способов действия.
(в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их в лист достижений)
Упр 440 (в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)
Вздыхать | Исправить |
Разглядеть | расцвет |
Разбег | вскарабкаться |
Безбрежный | беспомощный |
Возглас | расположиться |
Безграничный | беспредельный |
Изморозь | рассмотреть |
Чрезмерный | рассвет |
расписание |
(справиться, сгибать, списать)
Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений
2. Тестовые задания.
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется
буква З.
- ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;
- бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
- бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
- ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;
- бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;
- ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.
III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.
- сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
- восход, бескозырка, испуг, возрасти;
- погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.
IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
- во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
- ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
- и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;
V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
- и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;
- ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;
- и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;
Самопроверка (ответы на интерактивной доске).
1. 1
2. 3
3. 2
4. 2
5. 2
3. Разноуровневые задания
“3”
Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.
Объясните свой выбор.
1) Бе...правный, бе...жизненный, бе...численный, бе...платный.
2) ...бегать, ...дать, ...дравствуй, ...делать;
3) ...десь, ...дание, ...доровье, ра...бить;
4) бе...брежный, бе...предельный, бе...граничный, бе...радостный.
Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)
“4”
К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Ра...говором сыт (не) будешь.
2. (Не) вырастишь овощей, (не) ...варишь и щей.
3. (Не) ра...грызешь ореха, так (не)...ъешь и ядра.
4. Ра...суждениями каши (не) ...варишь.
Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)
“5”
Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.
Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.
Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)
VII. Этап информации о домашнем задании
Разноуровневые домашние задания
“3”
1 уровень
Упр 443
“4”
2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец:
без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – ...,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – ...
“5”
3 уровень
Соединить буквы з и с с согласными, составить слова
VII. Этап подведения итогов урока- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?
IX. Этап рефлексии
Обратитесь к листку достижений.
Работаем с нашим светофором
- зелёный - я понял материал урока;
- жёлтый – у меня остались вопросы;
- красный – я бы ещё хотел проработать эту тему.
Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?
Давайте снова обратимся к девизу нашего урока
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!