Цели:
- обучающая: расширение представления обучающегося об обобщающих словах при однородных членах; определение их роли в речи и использование в собственных высказываниях;
- развивающая: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, отработка навыка построения схем, постановки знаков препинания;
- воспитывающая: формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного, любови к природе.
Планируемые результаты:
- предметные: изучение и закрепление знаний об обобщающих членах предложения и постановке знаков препинания при однородных членах; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;
- личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
- познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.
Форма: урок-закрепление изученного материала.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Время |
1 | Организационный момент | - Здравствуйте! Садитесь. - Запишите в тетради число, классная работа. |
Оформление начала работы в классной тетради | 2 мин |
2 | Сообщение темы и цели | - Тема нашего урока “Обобщающие слова
при однородных членах предложения”. - Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме? - Запишите тему урока. |
Знать понятия: обобщающие слова,
однородные члены. Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. |
2 мин |
3 | Словарная работа | - Проверим домашнее задание. Дома вы повторяли слова с непроверяемой гласной в корне слова. Смотрим на экран, где даны слова. На месте точки нужно вставить пропущенную букву. | Памятник, обелиск, традиция, идеал, стипендия, диплом, аттестат, директор, митинг, депутат, театр, режиссер, конгресс, карнавал, иллюминация, комиссия, троллейбус, пьеса, эксперимент | 3 мин |
4 | Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием | - На экране записан алгоритм выполнения
следующего задания. Составьте предложение,
выполнив предварительно следующие действия;
дальше под цифрам прописаны ваши действия. - Продолжите полученное предложение однородными членами. - Составьте схему к данному предложению. Объясните. |
1) из предложения Неопытному грибнику
легко заблудиться в лесу взять обстоятельство
места. (в лесу) 2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает) 3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё) В лесу поражает всё:...(трава, деревья, птицы) |
4 мин |
5 | Работа со схемами | - Перед Вами карточки со схемами, расскажите правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами и выберите на экране предложение, которому соответствует данная схема. | 1)Если обобщающее слово стоит
впереди однородных членов, то перед однородными
членами ставится двоеточие. Например: Всё было
серое: затуманенный лес, озеро, небо. 2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое. 3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое. |
5 мин |
Повторение правила | - Прочитаем правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами. | |||
6 | Выборочное списывание | - Прочитайте текст, выполните задание по
карточке. Текст: Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. Богатая библиотека со старинными книгами, стол, за которым писал Тургенев, кровать, большая черная икона в серебряном окладе, будто бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным, - всё подлинное. |
Задание на карточке: 1.Прочитайте текст. Подберите синоним к слову подлинное (истинное, настоящее). 2.Определите стиль и тип речи (художественный, повествование) 3. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж однородных членов и обобщающего слова, каким членом предложения они являются. 4. Постройте схему предложения. |
10 мин |
7 | Самостоятельная работа | - Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, постройте схемы. | 1)Теплоход остановился в крупных
волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове,
Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан. 3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки. 4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь. |
10 мин |
8 | Подведение итогов | Сегодня на уроке мы хорошо поработали, повторили понятия: обобщающие слова, однородные члены. Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами. | 2 мин | |
Оценивание | - Оценки за словарную работу .... - Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке. |
|||
Рефлексия | - Сегодня я узнал.... - Теперь я могу ... - Мне понравилось .... |
|||
9 | Домашнее задание | Домашнее задание по выбору: Составьте тест из 5 вопросов по теме: “Обобщающие слова при однородных членах предложения”. Напишите сочинение-миниатюра “Природу нельзя трогать грубыми руками” (Е.Носов), используя обобщающие слова при однородных членах предложения. |
2 мин |