Цель: развитие речи учащихся, обратить внимание на выразительные детали повести, особенности стиля Гоголя; дать представление о юморе.
Оборудование: видеофильм “Вечера на хуторе близ Диканьки”; портрет Гоголя, его памятника; стенд с работами-рефератами и иллюстрациями; мешочки с вопросами к викторине; “черевички” с домашним заданием; декорации и костюмы к инсценированию.
Методические приемы: составление плана; активизация работы учащихся; выразительное чтение.
1.Объявление темы и цели урока:
а) пение колядок ( интеграция с уроком музыки );
б) вопросы к ним :
- Что прозвучало?
(дети отвечают, что они исполнили колядки, которые обычно пели в старину молодые люди, с играми и шутками переходя из дома в дом)
-Это христианский или языческий ритуал?
( языческий ритуал, но исполняют колядки в ночь перед Рождеством)
- Что важно для Гоголя – описание праздника или изображение народа “поющего и пляшущего”, как сказал Пушкин?
в) Гоголь обращался с просьбой к “почтеннейшей маменьке” сообщить ему “обычаи и нравы малороссиян наших”. “Это мне очень нужно…” - добавлял он. И тема нашего урока: “Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя “Ночь перед Рождеством “
г) Запись в тетради темы и эпиграфа урока.
2. Проверка домашнего задания. Викторина.
а) Каждый ряд готовил дома вопросы к классу по частям повести ( 1 ряд- по 3 части; 2 ряд – по 4 части; 3 ряд – по 5 части ) , перед началом урока записанные на листики вопросы были сложены в мешочки. Ведущие от каждого ряда разносят мешочки , а учащиеся достают из них вопросы и отвечают на них.
б) Запись на доске заголовков частей повести, прочитанных дома; составление цитатного плана.
3. Слово учителя.
Гоголь заставляет нас смеяться. Как он это делает? Изображает героев в смешном виде, с юмором (зачитывается определение юмора из словаря). Заглянем в учебник - в конце темы есть небольшая статья о юморе.
4. Просмотр видеофильма ( 6 и 7 часть).
- Обратите внимание , совпадает ли видение режиссера фильма с вашим собственным видением повести.
Вопросы после просмотра:
- Как достигается необыкновенная поэтичность и красота пейзажа? Откроем с. 191 учебника .(Олицетворение : природа одушевлена – “месяц , пользуясь случаем , вылетел в трубу” , “весело смеющаяся ночь” ; метафоры и эпитеты: “снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами”; восклицания восхищения: “Чудно блещет месяц!”; плавная , ритмичная речь).
- Каковы особенности гоголевского стиля ? (Использование пословиц и поговорок, таких как: “поминай как звали”, “в ус не дует”, “подъехал мелким бесом”.
5.Инсценирование 8 части
6. Подведение итогов:
-Назовите заглавия частей повести.
- Что такое юмор?
- В чем особенность стиля Гоголя?
- Какие яркие детали вам запомнились?
7. Оценивание и задание домашнего задания ( каждому ученику подготовлено задание, записанное на “черевичках”, вырезанных из цветной бумаги). Дифференцированно: прочитать и озаглавить последующие три части повести; выписать пословицы и поговорки; найти изобразительные средства; пересказать понравившийся эпизод; проиллюстрировать прочитанное.