Традиционно синтаксис простого предложения, особенности строения грамматической основы предложений изучаются на уроках русского языка в 8 классе средней школы.
Далее представлен материл, который может быть использован на уроке контроля знаний учащихся, а также, может быть, дан в качестве самостоятельной, домашней работы. Так как умение выделять грамматическую основу предложения, а также различать виды односоставных предложений необходимо для успешного выполнения заданий формата ОГЭ и ЕГЭ, то данный материал может помочь учителю при разборе соответствующих заданий.
Обратим внимание, что в качестве материала для контрольной работы мы предлагаем учащимся первые строки из известных стихов А.С.Пушкина, многие из которых уже изучались школьниками ранее на уроках литературы. Почему именно первые строчки? Ведь именно с них всегда и происходит наше первое знакомство с поэтом, со стихом, именно первые строки литературных произведений надолго остаются в нашей памяти. И тем более, если это строки великого русского поэта. Так, читая эти предложения и выполняя задания, ученик, напрямую не осознавая того, соприкасается с лучшими образцами творчества А.С.Пушкина, а значит с русской поэзией. И здесь важно все: и поэтическая связь слов между собой, и структура предложения, и авторское словоупотребление… Иногда «уловить» эту грамматическую основу удается не с первого прочтения предложения, нужно перечитать, разобраться, кто есть субъект и что есть действие, которое он совершает. О чем вообще говорится в этой строчке? Несомненно, благодаря обращению к такому литературному материалу школьник получает возможность применять свои теоретические знания, полученные в курсе русского языка в 8 классе, на несколько иной почве. Такой нетиповой материал для проверки знаний учащихся, для отработки каких-либо навыков в какой-то степени усложняет работу, выявляя прочность полученных знаний. К тому же это один из путей обогащения словарного запаса и языковой картины школьников. Но не только это: выполнение работы на таком (!) поэтическом материале становится не рутинным и скучным, а более интересным, будто бы расцвеченным разными красками.
И, безусловно, есть и «побочная» цель такой работы – это еще один повод встретиться с прекрасным, соприкоснуться со стихом. Кто-то прочтет и забудет, а кому-то запомнится слово, словосочетание, конструкция предложения, какая-то мысль, чувство автора… Учитель, проверяя работу, может обратить внимание, какие строки «выбирало» большее количество учащихся. И почему? (Иногда это показатель настроений класса...) На уроке развития речи, на уроках литературы можно остановиться и рассмотреть, хотя бы кратко, самое «рейтинговое» стихотворение.
Задание: Из каждого предложения выпиши грамматические основы, соответственно их подчеркнув. Определи тип предложения по строению грамматической основы.
Пример: 1. , односоставное, безличное.
- Какая из представленных пушкинских строк тебя заинтересовала? Выпиши ее? Почему она привлекла твое внимание?
- Прочитай полностью то стихотворение, из которого взята эта строчка.
- «Роняет лес багряный свой убор…» («19 октября»)
- «Приветствую тебя, пустынный уголок…» («Деревня»)
- «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- «Погасло дневное светило…»
- «Мороз и солнце; день чудесный…» («Зимнее утро»)
- «Нас было много на челне…» («Арион»)
- «У лукоморья дуб зеленый…» («Руслан и Людмила»)
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане…»)
- «Сижу за решеткой в темнице сырой…» («Узник»)
- «Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье…» («Элегия», 1830)
- «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» («К портрету Жуковского»)
- «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» (без названия)
- «Простишь ли мне ревнивые мечты…»
- «Кавказ подо мною…» («Кавказ»)
- «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…» («Цветок»)
- «Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель…» («Мадонна»)
- «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…» («Поэт»)
- «Зима мне рыхлою стеною к воротам заградила путь…» («Записка В.П.Горчакову»)
- «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…»
- «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…»)
- «В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины…» («Птичка»)
- «Богат и славен Кочубей…» («Полтава»)
- «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано до звезды…»
- «Ревет ли зверь в лесу глухом…» («Эхо»)
- «Какая ночь! Мороз трескучий, на небе ни единой тучи…»
*Если у стиха есть название, оно указано в скобках.
*В некоторых случаях в задании предлагаются первые две строчки, необходимые для законченности мысли в предложении.