Урок математики во 2-м классе "Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Закрепление"

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: сложение и вычитание в пределах 100


Цели урока:

  • закрепить устные приемы сложения и вычитания в пределах 100;
  • вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание;
  • развивать математическую речь, наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление;
  • воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Предметные результаты

  • дать возможность научиться решать примеры изученных видов на сложение и вычитание чисел в пределах 100,
  • уметь правильно читать выражения и находить их значения;
  • решать задачи разных видов.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий,
  • определять и формулировать тему и цели урока,
  • учить самооценке самоконтролю выполняемой работы,
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки. 2. 2.Познавательные УУД:
  • осуществлять синтез условия текстовой задачи (восстановление условия по схеме, краткой записи);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд);
  • анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что известно, что требуется найти);
  • осуществлять межпредметные связи.

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать друг друга;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.
  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Личностные результаты

  • положительное отношение к урокам математики;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • формирование нравственно-эстетических ценностей;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры.

Методы и формы работы: совместная с учителем учебно — познавательная деятельность, фронтальная, группах, индивидуальная, самостоятельная, практическая, учебный (проблемный) диалог, наблюдение за математическими объектами (сравнение, анализ).

Оборудование и материалы: тетради, цветные карандаши, раздаточный и наглядный материал, листы самооценки в виде елочек, телевизор для показа слайдов.

Тип урока:урок применения знаний и умений.

Вид урока: нестандартный.

Форма: урок-путешествие с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой

Учитель.

Прозвенел уже звонок
Начинается урок!

- Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Хорошее настроение поможет справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Сегодня к нам пришли гости. Давайте постараемся, чтобы наш урок им очень понравился! Итак, усаживайтесь, мы начинаем!

(Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают учителя.)

Чистописание.

Учитель. - Скажите, а какое сейчас время года? (зима)

Дети. - Зима.

Учитель. - Давайте поиграем в снежки:

  • Возьмите горсть снега,
  • Слепите снежок,
  • Сжимаем в левой руке, бросаем,
  • Сжимаем в правой руке, бросаем.
  • Ручки замёрзли — потрём ладошки.

- Молодцы, подготовили свои пальчики к работе.

Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение с помощью кружочков:

  • Желтый – отличное настроение
  • Красный – немного грустное,
  • Синий – совсем плохое.

Учитель. - Итак, у вас ….настроение. (дети поднимают кружочки)

Учитель.

- А теперь открываем тетради.

- Какое сегодня число?

- Какой месяц в году?

(Ответы детей)

Учитель. - Что вы можете сказать об этих числах? (Однозначные или двузначные, четные или нечетные, следующее, предшествующее, раскладываем на разрядные слагаемые, обговариваем, сколько единиц и десятков в числе.)

(Дети дают характеристику числам))

ІІ. Сообщение темы и постановка целей урока

1. Выяснение темы урока

Учитель. - Ребята, сегодня необычный урок математики.

Я предлагаю вам выбрать ту тему урока, которая вас больше всего заинтересует и, соответственно, поднять тот кружок, который предлагается к теме.

  • Получение новых знаний (красный кружок)
  • Проверочная работа (жёлтый)
  • Путешествие в …… (синий) (Дети поднимают синий кружок.)

Учитель. - Все вы подняли синие кружочки. Значит, вы выбираете тему…..

Дети. - Путешествие.

Учитель. - А вот куда мы отправимся в путешествие, вы скоро узнаете.

Скажите, пожалуйста, какой зимний, веселый праздник приближается?

Дети. - Новый год.

Учитель. - Ребята, Новый год – это всегда сказка. И мы с вами побываем в гостях у сказки. А вот к кому отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадки:

Он приходит в зимний вечер зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс, кто же это?

Дети. - Дед Мороз.

Учитель. - Молодцы.

Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка волшебного деда.

Дети. - Снегурочка.

Учитель. - Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес в гости к Деду Морозу и Снегурочке.

2. Оценочная установка

Учитель. - Ребята, путь нам предстоит не из легких. Мы будем не только путешествовать по зимнему лесу, но и одновременно наряжать елочки: на доске и у вас на партах.

Учитель. - За каждое выполненное задание вы будете закрашивать на своих елочках игрушки - шарики:

- если сделали все без ошибок, легко, и можете рассказать другу;

- если встретились трудности, не все выполнено правильно;

- если было очень много ошибок, вам трудно выполнять такие задания, вам требуется помощь. Так как вы тему урока выбрали, я уже украшу макушку нашей классной ёлочки звездой.

(На доске – елка без игрушек, а у детей рисунок елочки с шарами для самооценки)

Учитель. - Девизом нашего урока будут слова:

- Целью нашего урока будет: закреплять умения решать задачи, уравнения, развивать вычислительные навыки, сравнивать, работать с геометрическим материалом.

ІІІ. Актуализация опорных знаний

Задание № 1 «Математическая цепочка».

Учитель. - Итак, мы отправляемся в путешествие.

- Смотрите, белочка развесила бусы на деревьях. Давайте выполним задание, решим цепочку примеров.

5 + 3 + 4 +8 +6 – 4 – 2 – 5 =

(Дети решают с места)

Учитель. - Молодцы, выполнили задание

- Оцените себя, нарядите ёлочку.

Задание № 2 «Математический диктант».

Учитель. - Продолжаем путешествие. Смотрите, навстречу к нам спешит Лисичка. У неё задание для вас. Выполните его, и она подскажет, как добраться до Деда Мороза и не заблудиться в заснеженном лесу.

Лисичка предлагает выполнить математический диктант, устно решить задачи, а записать только ответ с помощью числа.

1. На Новый год купили 10 апельсинов,
а лимонов на 3 меньше.
Сколько купили лимонов?

2. Было 10 помидоров.
Из 2 сделали салат.
Сколько осталось?

3. У елки хоровод водили
2 девочки и 3 мальчика.
Сколько всего детей водило хоровод?

4. Стихи для Дедушки Мороза
выучили 3 мальчика и 1 девочка.
Сколько детей выучили стихи?

5. В снежки у ёлки играло 8 детей.
2 из них замерзли и ушли домой.
Сколько детей играет у ёлки?

6. Саня написал 3 письма Деду Морозу,
а Оля на 2 меньше..
Сколько писем написала Оля?

7. Катя поздравила с Новым годом
5 подруг, а Нина на 2 меньше.
Сколько подруг поздравила Нина?

Учитель. - Проверим.

Дети. - М.д.: 7, 8, 5, 4, 6, 1, 3.

Учитель. - Молодцы! Выполнили задание. Лисичка осталась довольна:

Задание № 3 «Задача в стихах».

Учитель. - Наше путешествие продолжается по чудесному зимнему лесу.

Дальше мы движемся по лесной тропинке. Кто это на пути?

Дети. - Волк.

Учитель. - Выполним задание, которое приготовил Волк и он нам сообщит что-то важное.

Послушайте задачу, запишите решение в виде примера и решите его. Слушайте внимательно.

(Дети записывают пример в процессе чтения задачи)

Кормушку повесили дети для птиц.

Туда прилетели - 10 синиц, 4 вороны, 5 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто быстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети?

Учитель. - Проверим решение задачи.

Дети. - 10+ 4+5+1+1=21

Учитель. - Молодцы, все верно.

- Оцените себя, нарядите ёлочку.

Учитель. - А для чего нужны кормушки зимой? /Ответы детей/

Учитель. - Конечно, так мы с вами помогаем птичкам пережить самое трудное для них время.

Ребята, Волк предупреждает: «Будьте осторожны в лесу! Помогайте тем, кто вам встретится на пути».

ІV. Работа по теме урока

Задание № 4 «Решение уравнений.

Учитель. - С заданиями справились и движемся по тропинке, впереди нет преград.

- Нас встречает Снеговик.

Он вёз письма от ребят, которые написали Деду Морозу, но тропинку завалило сугробами. Мы должны помочь Снеговику расчистить тропинку, а для этого нужно решить уравнения.

Учитель. - Ребята, а какие неизвестные нам нужно найти в уравнениях?

Дети. - Неизвестное уменьшаемое и первое слагаемое.

Учитель. - А давайте вспомним, как найти эти компоненты арифметических действий?

(Дети отвечают)

Учитель. - Вот мы и вспомнили правила, а теперь приступим к решению самостоятельно.

Девочки решают уравнение на вычитание, а мальчики - на сложение.

У доски будут решать 2 человека.

Учитель. - Проверьте правильность решения по образцу.

- Молодцы.

Оцените себя, нарядите ёлочку.

V. Музыкальная физминутка

Учитель. - Расчистили тропинку, устали, отдохнем немного.

VI. Закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель. - Ну, что же, отдохнули, будем двигаться дальше. Надо торопиться.

- Ребята, возьмём Снеговика с собой, чтобы ему было веселее?

Дети. - Да, возьмем.

Задание № 1. «Решение задачи».

Учитель. - Ребята, зимний лес такой большой! Ну и как же нам узнать, где Мороза отыскать? Снеговик подсказывает: «Надо решить задачу».

- У вас на партах белка оставила шишку, но не простую. На обратной стороне шишки – задача.

- Прочитаем.

Дети. - На поляне растет 20 елей, а сосен на 5 деревьев меньше. Сколько елей и сосен растет на поляне?

Учитель. - О чем говорится в задаче?

Дети. - В задаче говорится о елях и соснах, которые растут на поляне.

Учитель. - Сколько растет елей?

Дети. - Растет 20 елей.

Учитель. - А что сказано о соснах?

- Сосен – на 5 меньше.

Учитель. - Какой главный вопрос задачи?

Дети. - Сколько елей и сосен растет на поляне?

Учитель. - А сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Дети. - Нет, не можем. Мы не знаем, сколько растет сосен.

Учитель. - А каким действием мы это сможем узнать?

Дети. - Действием вычитания.

Учитель. - А теперь мы сможем ответить на главный вопрос задачи?

Дети. - Да, можем.

Учитель. - Каким действием?

Дети. - Действием сложения.

См. продолжение статьи