Цели урока:
– продолжить работу над сочинением-описанием с использованием дополнительного материала: энциклопедической литературы, словарей и книг по искусству, картин, репродукций;
– обогащение лексики художественно-искусствоведческой терминологией;
– воспитание культуры речи средствами искусства.
Эпиграф: Архитектура – это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.
(Фридрих Шеллинг).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Архитектура (зодчество) – это целая система зданий и сооружений, формирующих пространство, в котором мы живем.
Архитектурные сооружения существуют в виде отдельных зданий или же объединяются в целые комплексы – ансамбли. Иногда ансамбли составляют единое целое. Классический пример такого ансамбля – Красная площадь в Москве, Стрелка Васильевского острова в Петербурге.
Н. В. Гоголь называл архитектуру “летописью мира”, она, по его мнению, “говорит даже тогда, когда уже молчат и песни, и преданья...” Архитектуру часто называют “застывшей музыкой”, “каменной симфонией”. И действительно, эти два искусства роднит очень многое: гармония, ритм, соразмерность. Как и музыка, архитектура способна возбудить в человеке глубокие переживания и стать источником радости, наслаждения. Но если музыка является искусством мгновения, живущим в момент исполнения, то произведения архитектуры живут веками, потому что их основа – прочные материалы. Нигде характер времени, стиль времени не проявляется так образно и ясно, как в архитектуре. Может быть, поэтому мастера живописи, прославляя величие и торжественность зодчества, запечатлели на своих полотнах архитектурный пейзаж, картины, на которых отразились лица городов.
Среди огромного количества картин, хранящихся в музеях мира, значительную часть составляет фонд, условно названный фондом архитектурного пейзажа. Это собрание изобразительных материалов по архитектуре.
В Государственном Историческом музее в Москве этот фонд составляет около 140 тысяч картин, представляющих изображение русской архитектуры XVII-XX вв. Такие полотна хранятся и в Третьяковской галерее, и во многих музеях России. Архитектурный пейзаж представлен творчеством выдающихся мастеров русских и иностранных мастеров. Это гравюры, акварели, зарисовки – видовые изображения городов, городских окрестностей. А. Греков, Ф. Алексеев, И. Мошков, М. Воробьев, А Федотов, Б. Патерсон, X. Гейслер – вот немногие имена тех, чье творчество донесло до нас изображения русских городов середины XVIII – первой половины XIX века.
На этом уроке мы с вами рассмотрим ряд репродукций на тему “Архитектурный пейзаж русских городов” и попросим заранее подготовленных учащихся рассказать о некоторых из них.
II.
Представление картин.1. С. Галактионов “Каменоостровской мост”.
– Степан Филиппович Галактионов был и живописцем, и гравером, но имя его принадлежит в большей степени истории русской гравюры, чем живописи. Он известен портретами, превосходными иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина, К. Н, Батюшкова, В. А. Жуковского, к басням И. А, Крылова.
Но подлинную славу ему принесли гравированные виды Петербурга, Петергофа, Павловска, Гатчины. Рассматривая лучшие по красоте и тонкости в его творчестве
гравюры с видами Петербурга, понимаешь, что художник, современник расцвета русской архитектуры, не только запечатлел новую столицу, но и испытывает гордость и восхищение за свой город.
Из множества изображений Петербурга виды Галактионова выделяются особой гармонией и теплотой. Взгляд художника, мечтательный и неторопливый, отмечает особую прозрачность петербургского воздуха, красоту архитектуры и скромную прелесть жизни горожан.
2. Бронин “Театральная площадь” (середина XIX в.).
– На акварели Бронина показан вид Театральной площади середины XIX века. Ее архитектурный ансамбль был создан в 1820-х гг. XIX века одним из ведущих московских архитекторов О. И. Бове. Площадь имела правильную прямоугольную форму, в ее центре был оставлен незамощенный участок для смотра войск и парадов. Он был огорожен толстыми канатами, укрепленными на столбиках. На противоположной от Большого театра стороне площади изображен фонтан, который сохранился до наших дней. Вдоль западной и восточной сторон площади поставлены четыре однотипных здания, которые не сохранились. Только слева виден угол корпуса здания, в котором размещался Малый театр, который и до сих пор там находится. С юга площадь замыкается живописной панорамой церквей, башен Кремля и Китай-города. На фоне ясного неба четко видны некоторые кремлевские башни, колокольня Ивана Великого, купол здания Сената, церкви и колокольни монастырей.
Театральная площадь – один из самых значительных архитектурных ансамблей Москвы XIX века, и картина Бронина является не только произведением искусства, но и своеобразным документом эпохи, запечатлевшим образ Москвы прошлого столетия.
3. Перед вами гравюра А.А.Грекова “Вид Летнего дворца Елизаветы Петровны в Петербурге”. 1753 г.
– На гравюре А. А. Грекова мы видим Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, построенный архитектором В. В. Растрелли в 1741-1744 гг. Это один из наиболее интересных ансамблей знаменитого зодчего, занимавший огромную территорию: деревянный дворец у слияния Мойки и Фонтанки, регулярный сад с фонтанами, скульптурой и другими “затеями”.
На картине изображен оформленный с необыкновенной роскошью северный фасад дворца, выходивший на набережную, которая ограждена каменной балюстрадой. Справа на втором плане видна крытая галерея, соединявшая дворец с Летним садом...
4. Фридрих Гильфердинг “ Красная площадь в Москве. 1780-е гг.”
– На картине изображена Красная площадь. Слева – часть Кремлевской стены. Вдоль стены проходит крепостной ров, огражденный невысокой, обветшавшей кирпичной стеной. Справа, вдоль площади, тянутся длинные торговые ряды. Сейчас на этом месте ГУМ. В глубине площади видны Воскресенские ворота, служившие главным въездом на Красную площадь. Посреди площади ряд пушек.
5. Ф. Я. Алексеев “Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости” (1810)
На картине изображена Стрелка Васильевского острова. Композиционный центр ее архитектурного ансамбля – здание Биржи. Перед Биржей – полукруглая площадь с гранитной набережной. По двум ее сторонам – колонны, которые служили маяками. У подножия колонн – каменные скульптуры, символизирующие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. На противоположном берегу реки видны Зимний дворец и корпуса Адмиралтейства, Сенатская площадь. Строительство Биржи по проекту Тома де Томона длилось с 1804 по 1810 год. Одновременно специальная комиссия во главе с А. Д. Захаровым, автором Адмиралтейства, решала архитектурное оформление всей Стрелки Васильевского острова: с красивой площадью, Ростральными колоннами-маяками и гранитным пандусом – спуском к Неве.
Когда в 1811 году в Петербург приехал Пушкин, Биржа уже стала архитектурным центром Стрелки Васильевского острова и самым оживленным местом портового города.
III. Лексическая работа.
1. Новые слова и словосочетания: архитектурный пейзаж, архитектурный ансамбль,
- гармония – удивительная гармония с окружающей природой,
- вид города – силуэт города – богатство силуэта, выразительность силуэта, панорамный вид,
- живописность – необычайная живописность,
- композиция – композиционная стройность, ясность,
- уникальность – уникальный вид города,
- красочность – красочность цветовой гаммы города,
- ансамбль – неповторимый ансамбль – архитектурный ансамбль,
- красота русского города – городские окрестности.
2. Толкование слов.
Гармония – в зодчестве гармония предполагает соответствие здания окружающему пейзажу, целостность и единство композиционного замысла,
картина – произведение живописи в красках (общеупотребительное),
полотно – картина, написанная масляными красками, обычно большого размера (книжный стиль),
холст – картина, написанная масляными красками на ткани особой выделки (язык художников),
ансамбль – в архитектуре означает согласованное и продуманное единство в расположении группы зданий, образующих целостную архитектурную композицию.
3. Синтаксические конструкции.
Сочетаемость глаголов:
- изображать / изобразить предметы, вещи, природу, жизнь, события, людей,
- рисовать / нарисовать фигуру, силуэт,
- писать / написать холст, картину, полотно, пейзаж,
- привлекать – картина привлекает выразительностью, пейзаж привлекает простотой, правдивостью.
Сочетаемость существительных:
- действительность – окружающая действительность;
- наблюдать, описывать, показывать, изображать действительность;
- жизнь – реальная жизнь; изучать, описывать, отражать жизнь;
- быт – богатый, бедный быт; городской быт; изучать, познавать, изображать быт.
4. Использование эпитетов при работе над сочинением.
- Небо – о величине: бесконечное, высокое, просторное;
- о цвете: багровое, бархатное, безоблачное, лазурное, нежно-голубое, прозрачное, светло-голубое, туманное, ясное;
- о впечатлении: приветливое, родное, свободное, хмурое.
- Пейзаж: архитектурный, развернутый, детальный, реалистический, строгий, дивный, нехитрый, русский, восхитительный.
- Горизонт: безоблачный, бесконечный, просторный, четкий, чистый, широкий, ясный.
- Силуэт: строгий, выразительный, живописный, изящный, оригинальный.
- Улица: прямая, ровная, чистая, нарядная
- Площадь: широкая, просторная, праздничная, обширная, величественная.
5. Синонимы.
- Красивый – великолепный, величественный, прекрасный, восхитительный.
- Вид – очертания, картина, пейзаж, ландшафт, перспектива, зрелище
- Старый – давний, былой, прежний, минувший, прошлый.
- Здание – строение, сооружение, дом, дворец.
- Ясный – светлый, прозрачный, яркий, выразительный.
IV. Работа над сочинением.
Учащиеся определяют свой выбор картины из предложенных для описания. Обрабатывается лексический материал; делаются фрагменты черновых набросков по отдельным частям сочинения (вступлению, заключению).
Работа ведётся по примерному плану:
- Вступление. Сведения о художнике, информация о выбранном произведении.
- Основная часть. Описание картины:
а) место и время, эпоха;
б) передний план картины, глубина пространства, детали;
в) второй план полотна;
г) фон и цветовая гамма; описание окружающей среды. - Заключение. Место и роль картины в изобразительном искусстве, личное восприятие и эмоциональная оценка.
V. Заключение. Подведение итогов урока.
Примечание. Урок сопровождается презентацией с изображением используемых произведений.