Урок на тему "Образование деепричастий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Класс: 7

УМК по русскому языку для 7 класса авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Цель урока: создать условия для ознакомления с формой глагола – деепричастием, формирование умений отличать деепричастие от других частей речи, определять глагол, от которого образовано деепричастие.

Планируемые результаты:

Предметные – имеют представления о деепричастии как о особой форме глагола; находят в тексте деепричастия с опорой на вопрос и суффикс; образуют деепричастия от глаголов.

Метапредметные:

  • Личностные – оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания.
  • Познавательные – структурируют знания, анализируют, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные – умеют формулировать и доказывать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, доска

Приложение 1 – презентация,

Приложение 2 – видеоролик к презентации,

Приложение 3

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний. Первичная постановка задачи.

Содержание: учащимся предлагается посмотреть отрывок из снежного шоу Славы Полунина, записывая те действия, которые производят персонажи. (слайд 2)

Беседа по итогам просмотра (примерные вопросы):

  • Сколько главных героев на экране?
  • Что вы можете сказать об их характерах?
  • Какие чувства они вызывают? Кто вызывает жалость/сострадание? Почему?

Исследовательская работа.

Какие действия они совершают? (выходят, кружатся, поют, играют, удивляются, не успевает, прыгает, опаздывает, ловит, приседают, танцуют и т.д.)

Запишите в тетрадь глаголы.

  • Какие из выписанных действий совершаются одновременно? (поет и играет, приседает и танцует, кружится и поет, смотрит и удивляется и т.д.)
  • Какие из этих действий основные, а какие добавочные?
  • Можно ли заменить одно из действий причастием?

Объяснение нового материала. (слайд 3) Актуализация знаний о деепричастии как о форме глагола. Исследование.

Что же обозначает деепричастие?

Если класс сильный, то можно предложить самим изменить форму глагола, обозначающего добавочное действие так, чтобы получилось деепричастие. Если класс слабый, то учитель сам записывает в столбик получившиеся деепричастия:

  • играя
  • прыгая
  • ловя
  • опаздывая
  • танцуя

Ученикам предлагается вспомнить, как образуются причастия и исходя из этих знаний предположить, как образуются деепричастия. Далее рядом с деепричастиями записать инфинитивы глаголов, от которых образованы деепричастия.

Создание проблемной ситуации.

У деепричастие танцуя основа танцу- , а у инфинитива танцевать – танцева-, а значит деепричастие не может быть образовано суффиксальным способом от инфинитива. Учащиеся делают вывод о том, что деепричастие танцуя образуется путем присоединения суффикса -я- к основе настоящего времени.

Проверка теории. Дописать глаголы настоящего времени рядом с деепричастиями. (слайд 4)

  • Играя – играть – играют
  • Прыгая – прыгать – прыгают
  • Ловя – ловить – ловят
  • Опаздывая – опаздывать – опаздывают
  • танцуя – танцевать – танцуют

Формулирование правила.

- выделить суффиксы в деепричастиях.

- что объединяет все глаголы, от которых образованы данные деепричастия? (несовершенный вид).

- сформулировать правило образования деепричастий несовершенного вида.

Исследование.

Задача: можно ли образовать деепричастия совершенного вида? От каких глаголов они образуются?

- измените глаголы так, чтобы они из НСВ превратились в СВ:

  • Играть – сыграть/поиграть/доиграть
  • Прыгать – прыгнуть/спрыгнуть/запрыгнуть
  • Ловить – выловить/отловить
  • Опаздывать – опоздать
  • Танцевать – станцевать

- попробуйте образовать деепричастия от получившихся глаголов.

Сыграв, прыгнув, выловив, опоздав, станцевав.

Сделайте вывод о том, как образуются деепричастия совершенного вида.

Тренировочные упражнения на карточках. Приложение 3.

Образуйте деепричастия совершенного и несовершенного вида, распределяя в две колонки:

Сидеть, услышать, прочесть, сказать, решать, запереть, возвратиться, принести, подарить, найти, догнать, окрепнуть, сочинять, ликовать, прятать,

Деепричастия СВ Деепричастия НСВ
сидя услышав
решая прочитав
сочиняя сказав
ликуя заперев
пряча возвратившись
  принесши
  подарив
  найдя
  догнав
  окрепнув

Какие суффиксы деепричастий встретились впервые?

Самостоятельное обобщение знаний. Приложение 3.

Заполните таблицу:

Образование деепричастий.

  От чего образуется? При помощи каких суффиксов?
Деепричастия СВ От основы инфинитива глаголов СВ -в, -вш, -вши
Деепричастия НСВ От основы глаголов настоящего времени -а/-я

Домашнее задание: найти и выписать из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” по 3 предложения с деепричастиями СВ и деепричастиями НСВ.