Цель урока. Введение понятия «имя существительное», знакомство с лексико-грамматическими признаками существительных.
Задачи:
- Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.
- Развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
- Познакомить учащихся с именем существительным, его грамматическими признаками.
Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Литература
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. Правила и упражнения.// ЗАО «Премьера», ГИППВ, 1999 г.
- А.И.Тикунова, В.П.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ.// М., «Просвещение», 1992 г.
- Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок.// Ярославль, Академия развития, 1997 г.
- 5000 забавных изображений. Смешные картинки для всех. // WWW. CD BOOM.COM.
1. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока (слайды 1, 2)
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и познакомимся с удивительным миром слов.
- Наша главная задача ответить на вопросы: какие группы слов есть в русском языке? Что они обозначают?
2. Упражнения в чистописании (слайд 3)
- Отгадайте загадку:
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу (буквы).
- Сегодня мы напишем прописную и строчную букву Пп и ее соединения с другими буквами.
- Какое слово лишнее? Подчеркните его. Почему? (огурец - нет буквы П, петух - не овощ)
- Составьте предложение с любым из данных слов. Запишите.
3. Актуализация знаний. Повторение изученного (слайд 4-7 )
- Вспомните, ребята, из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из группы слов или одного слова. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
- На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Запишите их в три столбика.
Арбуз, думать, весёлый, солнце, играть, большой, медведь, собака, бежать, хороший, рисовать, золотой.
арбуз
солнце
медведь
собакавесёлый
большой
хороший
золотойдумать
играть
бежать
рисовать
- Что обозначают слова каждой группы? (1 - предметы, 2 - признаки, 3 - действия)
4. Физминутка
5. Введение новых знаний (слайды 8-19)
1. Лексико-грамматические признаки имен существительных
- Сегодня мы остановимся только на первой группе слов. Итак, что обозначают слова, записанные в 1 группе (предметы)
- Такие группы слов (части речи) называются именами существительными.
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что?- Назовите предметы, которые изображены на слайде. Найдите среди них предметы, явления природы, события. Запишите.
- Приведите свои примеры имен существительных.
Упражнение 1. В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Явления природы: что? мороз, ….
События: что? праздник, ….
Состояние: что? обида, ….
2. Одушевленные - неодушевленные имена существительные
Упражнение 2. Разделите слова на группы.
Свеча, кувшин, врач, голубь, воробей, пальто, карандаш, встреча, стрижи, девочка, класс, чайка.
По какому признаку вы разделили слова? Запишите в два столбика.
врач
голубь
воробей
стрижи
девочка
чайкасвеча
кувшин
пальто
карандаш
встреча
класс
- На какой вопрос отвечают имена существительные в первой группе? (Кто?) во второй? (Что?) Что они обозначают?
Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные - отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные.
- Назовите одушевленные (неодушевленные) предметы, изображенные на рисунках.
- Приведите свои примеры.
Упражнение 3. Вставьте подходящие по смыслу слова. Спишите стихотворение
У _________ высокий рост,
У _________ пушистый хвост, У _________ крепки рожки, У _________ тонки ножки. У _________ толсты губы, А у _______ остры зубы. Сам придумай про ежа, Про ужа и про чижа! (А.Бродский) |
цыплёнок
слон волк мартышка козлёнок лиса |
Подчеркните имена существительные.
Проверьте себя (самопроверка, взаимопроверка)
3. Число имен существительных. Изменение существительных по числам.
- Сколько предметов может обозначать имя существительное? (один - много)
- Понаблюдайте. Назовите существительные, которые обозначают один предмет (много предметов).
Имена существительные употребляются в единственном и во множественном числе.
Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе (ед.ч.).
Для обозначения нескольких предметов имя существительное употребляется во множественном числе (мн.ч.)
Упражнение 4. Запишите слова в два столбика.
Дерево, девочка, травы, корзины, города, завод, ученик, сороки, язык, деревни.
По каким признакам вы делили слова? Почему?
дерево
девочка
завод
ученик
языктравы
корзины
города,
сороки
деревни
- Сколько предметов обозначают слова первой группы (второй группы)? В каком числе употреблены эти существительные? (1 - ед.ч., 2 - мн.ч.)
Упражнение 5. Запишите слова во множественном числе.
ед.ч.
волна
ягода
яблоня
сова
воробей
бревно
помидор
чижмн.ч.
волны
ягоды
яблони
совы
воробьи
брёвна
помидоры
чижи
- Что изменилось у имен существительных во мн.ч.? (окончания слов)
Имена существительные изменяются по числам
6. Гимнастика для глаз
7. Повторение. Занимательный материал
- Запишите в клетки кроссворда слова:
- синим цветом - одушевленные имена существительные;
- зелёным - неодушевлённые имена существительные.
8. Рефлексия. Итог урока (слайд 22)
- Что называется именем существительным? (слайд 8)
- Какие бывают имена существительные? (слайд 14)
- Как изменяются имена существительные? (слайд 19)
9. Домашнее задание
- Предлагаю домашнее задание выполнить по вариантам (по 8-10 слов):
- ряд - записать одушевленные существительные ед.ч.
- ряд - неодушевленные существительные ед.ч.
- ряд - имена существительные мн.ч.
Методические рекомендации для учителя
Данный урок можно провести как на одном уроке, так и поделить его на фрагменты, поскольку по санитарным правилам и нормам учащиеся начальной школы должны просматривать видео, кино (а в нашем случае мультимедиа) в течение 7-10 мин.
- фрагмент - введение понятия об имени существительном
- фрагмент - одушевленные/неодушевленные имена существительные
- фрагмент - число имен существительных
Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).
Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.