Цели урока:
- Познавательная: на уроке учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
- Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
- Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.
Тип урока: урок-общение.
Методы работы: опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, со словарем, ПК.
План урока:
- Организационный момент.
- Этикет. Требования современного речевого этикета.
- Роль интонации при общении.
- Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.
- Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
- Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Слово учителя: – Пушкин писал: «Мы
все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Совсем немного времени осталось до того момента,
когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках
школьной программы русским языком, вы должны
были научиться многому: опознавать языковые
единицы, правильно произносить слова, создавать
тексты разных типов и стилей, совершенствовать и
редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в
«Требования к уровню подготовки выпускников
основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны
уметь владеть современным речевым этикетом.
– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с такой пометкой – на доску и в тетрадь)
***Слово «этикет» произошло от французского
etiquette и означает «установленный порядок
поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» –
говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела
процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над
собственной речью мы властны, это наше зеркало, и
пусть оно не будет грязным».
Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).
Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:
- во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
- во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
- в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
- в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.
Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.
***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Сент-Экзюпери)
См. стр. 18 «Азбука вежливости».
Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?
Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то
свойство, что, если не придавать ей значения, она
умирает естественной смертью. Культурный
человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший
собеседник – тот, который не только хорошо
говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать
замечания взрослым. (Показателен такой случай:
однажды некий молодой человек заметил Фаине
Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)
***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится
людьми так дорого, как вежливость» – говорил
Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а
повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.
3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.
Вот примеры (игровые ситуации через ПК):
Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»
Леночка сидела в трамвае. Она все время
вертелась и болтала ногами. Ее соседка
отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей
пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так
нельзя себя вести, – заметила Лене старушка,
сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. –
Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)
– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.
***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)
Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?» Ответ может быть произнесен по-разному.
Задание классу: произнесите ответ, используя разную интонацию («Обедал» (спокойным и ровным тоном) и «Обедал» (недовольным голосом: «Чего, мол, пристала?»)
4. В статье К.Леонтьева «Критический
этюд» (журнал «Вопросы литературы» №1 1989г.)
читаем:
«Об одном и том же люди разного пола, времени и
разного эстетического воспитания выразятся
различно. В чертах широких эта разница заметна и
на целых нациях, а особо на писателях. Французы
предпочитают брать все повыше жизни. Русские
последнего периода – как можно ниже. Англичане
занимают середину.
Нужно, например, сказать, что одно из действующих
лиц мужского пола чего-нибудь испугалось.
Англичанин, скорее всего, напишет, не
преувеличивая ни в ту, ни в другую сторону, ни
вверх, ни вниз: «Сильно испугавшись, Джеймс стоял
неподвижно», француз: «Альфред затрепетал!
Смертельная бледность покрыла его прекрасное
лицо.., он удалился, однако, с достоинством».
Русский писатель предпочтет выразиться так: «Мой
герой струсил, как подлец, и потащился восвояси».
Быть может, даже еще лучше: «поперся домой».
Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
Вопрос классу: Скажите, какое, по
вашему мнению, слово является одним из самых
распространенных в русском языке этикетных слов?
(Слово «спасибо» родилось из
старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно
употребляется? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова
благодарность? Посмотрим на толкование этого
слова в словаре С.И.Ожегова.
*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»
Послушайте стихотворение:
Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогоеОн про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое.
– Как видите, герой этого стихотворения, дядя
Саша, так и не дождался слов благодарности.
Выразить это чувство помогают нам не только
слова спасибо, извините, но и другие
этикетные слова нашего языка. Назовите их.
Вы назвали не так много слов. А исследователь
русского речевого этикета Формановская в одной
из своих книг предлагает 28 слов и выражений.
– Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:
– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.
– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:
***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.
Задание классу: представьте, как могут использоваться слова благодарности (по рядам)
- в общественном транспорте;
- в родной школе;
- в магазине.
5. Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности)
Задача 1
Вы едете в автобусе и попросите соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:
- – Благодарю.
- – Моя благодарность не знает границ.
(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)
Задача 2
Вашему родственнику удачно сделали сложную
операцию. Как поблагодарить врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить мою
благодарность.
Задание классу: попробуйте, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям (по рядам):
- ученик 9 класса благодарит одноклассника за то, что он принес ему DVD с интересным фильмом;
- вы благодарите бабушку за вкусный ужин;
- пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.
– Эти умения очень важны, ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит, подарить ему капельку радости, солнца. Недаром в слове благодарить два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить добро.
– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!»
Много это или мало? (Ребята высказывают свои
мнения.)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой
стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас
и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас,
пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно
воспримете это тревожно, ведь перестать
здороваться – означает желание прервать добрые
отношения, знакомство. Таким образом
«Здравствуй» свидетельствует о готовности к
общению и предполагает сделать его
доброжелательным; значимым может оказаться и
отсутствие формул вежливости – забыли
попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут,
что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.
6. Жесты приветствий
Здороваться и прощаться можно по-разному: можно
кивнуть головой, можно помахать рукой,
улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом
снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали
руки – и сейчас эти жесты используются в
определенных ситуациях: например, в строго
официальной обстановке или театре. У венгров до
сих пор одно из распространенных приветствий
звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:
- лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
- европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
- китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
- египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
- индийцы складывали ладони перед грудью;
- лапландцы здоровались носами.
Приветствие – один из самых важных знаков
речевого общения. Со временем они, конечно же,
меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю»
произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие?
(лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не
только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая»
сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так,
широко распространенное сейчас «пока!»
шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней
смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в
других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до
смерти простился с читателями трогательным
стихотворением «So Long», что и значило по-английски
– «Пока!»
– А вы, ребята, какие формулы употребляете в
речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше –
ниже», «свой – чужой».
Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:
***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие,
чаще среди молодежи),
здоро'во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное,
употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими,
но не уместно при прощании, например, с учителем).
7. Речевые ситуации
1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу
или знакомую девушку. Кто должен поздороваться
первым? Какую формулу можно использовать? (Первым
всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с
учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель,
который в вашем классе не преподает. Обязательно
ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это
сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят
(разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним
поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите
знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши
действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с
продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто
должен поздороваться первым? (Здесь хочется
процитировать слова из французского военного
устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих
равное звание, первым всегда здоровается тот, кто
более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания
младших школьников. Кто должен поздороваться
первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно
незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым
здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши
действия?
8. Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джин, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием)
9. Домашнее задание: приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.
Список использованной литературы:
- «Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык». («Аванта» М. 1999г.)
- «Этикет в будни и в праздники». («Мир книги» М. 2004г.)
- «Воспитание школьников» № 10. 2002г.
- «Домашний лицей». (журнал для школы и семьи №1 2000г.)
- Я.Наврот «Магистр вежливых наук или Путешествие в страну Патафию». («Детская литература» М. 1991г.)
- Э.Мошковская «Вежливое слово». («Книга для друга» М. 1978г.)