Урок культуры речи "Речевой этикет". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • Познавательная: на уроке учащиеся узнают о роли приветствия в общении, о том, как приветствовали друг друга в прошлом разные народы; о требованиях современного речевого этикета (урок строится с учетом того, что у учащихся нулевой уровень познавательной активности: они пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; их активность возрастает постепенно);
  • Развивающая: развивает навыки правильного употребления формул приветствия и благодарности в зависимости от ситуации;
  • Воспитательная: повышение уровня речевой культуры.

Тип урока: урок-общение.

Методы работы: опрос, беседа, рассказ; работа с текстом, с карточками, со словарем, ПК.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этикет. Требования современного речевого этикета.
  3. Роль интонации при общении.
  4. Построение высказываний в зависимости от эстетического восприятия.
  5. Ситуации благодарности. Формулы благодарности.
  6. Работа с формулами приветствия, речевыми ситуациями.
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя: – Пушкин писал: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Совсем немного времени осталось до того момента, когда вы закончите 9-й класс. Овладевая в рамках школьной программы русским языком, вы должны были научиться многому: опознавать языковые единицы, правильно произносить слова, создавать тексты разных типов и стилей, совершенствовать и редактировать тексты и т.д. А вот что еще входит в «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому (родному) языку»:
*учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь владеть современным речевым этикетом.

– Скажите, а что такое этикет? (***– записи с такой пометкой – на доску и в тетрадь)

***Слово «этикет» произошло от французского etiquette и означает «установленный порядок поведения где-либо».
***«Этикет – это разум для тех, кто его не имеет» – говорил Вальтер.
Говоря о речевом этикете, я бы хотела процитировать слова психолога В.Петровского:
***«Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны, это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным».

Требования современного речевого этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации. Это результат опыта многих поколений. Правила, которые выработало человечество, являются международными и в целом едины во всех странах, хотя имеются свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций (например, в Тибете встречный прохожий в знак особого расположения духа может показать вам язык, но для других народов этот знак оскорбителен).

Знание этикета входит не только в российскую, но и вообще в европейскую культуру воспитания и неразрывно связано с умением правильно говорить. В подтверждение этих слов послушайте, в чем заключаются требования современного этикета: человек должен обладать:

  • во-первых, культурой речи, которая предполагает не только ее грамматическую и стилистическую правильность, но и отсутствие вульгарных слов; умением четко и точно излагать свои мысли, без применения нецензурных выражений и слов-паразитов, засоряющих речь;
  • во-вторых, элементарной вежливостью, которая предполагает умение здороваться и прощаться, желать другому человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь и услугу, говорить «пожалуйста», когда просишь о чем-либо, и уметь произносить слова извинения, если не прав и причинил кому-либо беспокойство;
  • в-третьих, умением разговаривать и поддерживать беседу;
  • в-четвертых, умением управлять своими эмоциями: воспитанный человек никогда не выплескивает свое плохое или очень хорошее настроение на окружающих.

Согласитесь, что, если человек соблюдает эти правила, с ним всегда приятно общаться.

***Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. (Сент-Экзюпери)

См. стр. 18 «Азбука вежливости».

Вопрос классу: Умеете ли вы беседовать с людьми? Что нужно, чтобы быть хорошим собеседником?

Беседа отличается от сплетни. Сплетня имеет то свойство, что, если не придавать ей значения, она умирает естественной смертью. Культурный человек ни о ком не отзывается дурно. Хороший собеседник – тот, который не только хорошо говорит, но и умеет слушать. Нельзя делать замечания взрослым. (Показателен такой случай: однажды некий молодой человек заметил Фаине Раневской:
– Вы уже не молоды.
– Зато хорошо воспитана, – парировала она.)

***«Ничего не стоит нам так дешево и не ценится людьми так дорого, как вежливость» – говорил Сервантес.
***Настоящая вежливость – не парадный костюм, а повседневная одежда, и ее надевают ежедневно.

3. Когда мы с кем-то говорим, очень важно не только то, что и какими словами мы говорим, но и с какой интонацией мы это произносим.

Вот примеры (игровые ситуации через ПК):

Н.Ушаков. Рассказ «Пожалуйста»

Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась. что Лена испачкает ей пальто.
– Деточка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, – заметила Лене старушка, сидевшая напротив.
– А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово – пожалуйста. Но с одинаковой ли интонацией было произнесено это слово? (Выслушать ответы)

– Итак, доброжелательная интонация, мимика, улыбка тоже играют важную роль при общении.

***Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан Жак Руссо)

Мама пришла с работы и спрашивает сына: «Ты обедал?» Ответ может быть произнесен по-разному.

Задание классу: произнесите ответ, используя разную интонацию («Обедал» (спокойным и ровным тоном) и «Обедал» (недовольным голосом: «Чего, мол, пристала?»)

4. В статье К.Леонтьева «Критический этюд» (журнал «Вопросы литературы» №1 1989г.) читаем:
«Об одном и том же люди разного пола, времени и разного эстетического воспитания выразятся различно. В чертах широких эта разница заметна и на целых нациях, а особо на писателях. Французы предпочитают брать все повыше жизни. Русские последнего периода – как можно ниже. Англичане занимают середину.
Нужно, например, сказать, что одно из действующих лиц мужского пола чего-нибудь испугалось. Англичанин, скорее всего, напишет, не преувеличивая ни в ту, ни в другую сторону, ни вверх, ни вниз: «Сильно испугавшись, Джеймс стоял неподвижно», француз: «Альфред затрепетал! Смертельная бледность покрыла его прекрасное лицо.., он удалился, однако, с достоинством». Русский писатель предпочтет выразиться так: «Мой герой струсил, как подлец, и потащился восвояси». Быть может, даже еще лучше: «поперся домой».

Задание классу: пофантазируйте и представьте, как выскажутся в подобной ситуации немцы, итальянцы, испанцы.

Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И снова из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.

Вопрос классу: Скажите, какое, по вашему мнению, слово является одним из самых распространенных в русском языке этикетных слов? (Слово «спасибо» родилось из старинного русского пожелания «спаси Бог»).
– А в какой жизненной ситуации оно употребляется? (В ситуации благодарности.)
– Каково лексическое значение слова благодарность? Посмотрим на толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

*** «Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.»

Послушайте стихотворение:

Дядя Саша огорчен
Рассказал он вот о чем…
Встретил Витю я соседа.
Встреча грустная была:
На меня он как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое  –
Очень дорогое

Он про внучку говорил:
– Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж  молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Слово-то какое –
Очень дорогое.

– Как видите, герой этого стихотворения, дядя Саша, так и не дождался слов благодарности. Выразить это чувство помогают нам не только слова спасибо, извините, но и другие этикетные слова нашего языка. Назовите их.
Вы назвали не так много слов. А исследователь русского речевого этикета Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений.

– Давайте представим себе любую речевую ситуацию благодарности:

– Катя, дай мне на минуточку учебник.
– Возьмите, пожалуйста.
– Спасибо.

– Была ситуация благодарности? В какую ситуацию входят три компонента:

***1) человек, которого благодарят, 2) человек, который благодарит, 3) услуга.

Задание классу: представьте, как могут использоваться слова благодарности (по рядам)

  • в общественном транспорте;
  • в родной школе;
  • в магазине.

5. Практические задания (цель – учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности)

Задача 1

Вы едете в автобусе и попросите соседа прокомпостировать талончик. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить? Выберите из двух вариантов правильный:

  • – Благодарю.
  • – Моя благодарность не знает границ.

(Второй вариант неверный, так как его употребляют, если услуга очень велика; выбирая слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, ее значимость.)

Задача 2

Вашему родственнику удачно сделали сложную операцию. Как поблагодарить врача?
– Спасибо, доктор.
– Доктор, нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

Задание классу: попробуйте, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности, составить письменно диалоги по следующим ситуациям (по рядам):

  • ученик 9 класса благодарит одноклассника за то, что он принес ему DVD с интересным фильмом;
  • вы благодарите бабушку за вкусный ужин;
  • пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе.

– Эти умения очень важны, ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит, подарить ему капельку радости, солнца. Недаром в слове благодарить два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить добро.

– Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? (Ребята высказывают свои мнения.)
– С одной стороны, как будто много. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Представьте, что ваш хороший знакомый, видя вас, пройдет мимо, не поздоровавшись. Вы невольно воспримете это тревожно, ведь перестать здороваться – означает желание прервать добрые отношения, знакомство. Таким образом «Здравствуй» свидетельствует о готовности к общению и предполагает сделать его доброжелательным; значимым может оказаться и отсутствие формул вежливости – забыли попрощаться, не сказали «спасибо» – о вас скажут, что вы не вежливы, или решат, что вы обиделись.

6. Жесты приветствий

Здороваться и прощаться можно по-разному: можно кивнуть головой, можно помахать рукой, улыбнуться. Раньше были приняты поклоны (при этом снимали шляпу) и реверансы, женщинам целовали руки – и сейчас эти жесты используются в определенных ситуациях: например, в строго официальной обстановке или театре. У венгров до сих пор одно из распространенных приветствий звучит: «Целую ручки».
Есть жесты, характерные для какого-то народа:

  • лица мужского пола в России, здороваясь, пожимают руки друг другу;
  • европейцы часто обнимаются в знак приветствия;
  • китайцы пожимали руки не друг другу, а себе; в наши дни таким жестом оратор приветствует публику;
  • египтяне прикладывали ладонь ко лбу (в наши дня этот жест «прижился» у военных);
  • индийцы складывали ладони перед грудью;
  • лапландцы здоровались носами.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого общения. Со временем они, конечно же, меняются. Еще в XVIII веке формулу «Здравия желаю» произносил любой человек.
А в наши дни где сохранилось это приветствие? (лишь в среде военных)
Когда-то «здравствуй» говорили не только при встрече, но и когда человек чихал.
Формулы вежливости – традиционно «охраняемая» сфера лексики. Но и на них мода меняется. Так, широко распространенное сейчас «пока!» шокировало К.Чуковского, в конце концов он с ней смирился: «Ведь точно такая же формула есть и в других языках. Великий Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением «So Long», что и значило по-английски – «Пока!»

– А вы, ребята, какие формулы употребляете в речи?
Выбор формулы определяется по шкале «выше – ниже», «свой – чужой».

Задание классу: на доске написаны формулы приветствия, вы должны определить их употребление:

***здравствуйте (в любой ситуации),
добрый вечер (приветствие вечером),
привет (непринужденное, дружеское приветствие, чаще среди молодежи),
здоро'во (дружеское, грубовато-сниженное),
я вас приветствую, мое почтение (официальное, употребляют люди старшего поколения),
чао-какао (приемлемо при прощании с близкими, но не уместно при прощании, например, с учителем).

7. Речевые ситуации

1. Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать? (Первым всегда здоровается мужчина с женщиной, ученик с учителем, младший со старшим.)
2. В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
5. Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, с библиотекарем, кассиром?
6. Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым? (Здесь хочется процитировать слова из французского военного устава прошлых лет: «Из двух офицеров, имеющих равное звание, первым всегда здоровается тот, кто более вежлив и воспитан».)
7. Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
8. С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
9. Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

8. Послушайте следующий текст: «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джин, который загонит тебя в лампу!» Чем он является? (Шутливым пожеланием)

9. Домашнее задание: приближается Новый год, дома вы должны будете составить поздравления и пожелания своим близким и друзьям в двух вариантах: шутливом и серьезном, используя формулы речевого этикета.

Список использованной литературы:

  1. «Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык». («Аванта» М. 1999г.)
  2. «Этикет в будни и в праздники». («Мир книги» М. 2004г.)
  3. «Воспитание школьников» № 10. 2002г.
  4. «Домашний лицей». (журнал для школы и семьи №1 2000г.)
  5. Я.Наврот «Магистр вежливых наук или Путешествие в страну Патафию». («Детская литература» М. 1991г.)
  6. Э.Мошковская «Вежливое слово». («Книга для друга» М. 1978г.)