Коррекционная педагогика
-
Особенности нарушения речи и развития у детей с расстройством аутистического спектра и алалией. Дифференцированные подходы психолого-педагогического сопровождения 2022
Дифференциальная диагностика позволяет избежать ситуации, когда детей с аутизмом путают с детьми с речевыми нарушениями (алалией), позволяет подобрать адекватную образовательную программу, улучшить качество реабилитации.
-
Варианты игр для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта 2022
Категория дошкольников с ССД представляет собой особую группу детей, которая вызывает много вопросов и трудностей в организации обучающих процессов. Как правило такие дети страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата в средней или тяжелой форме, нарушениями слуха и зрения, и как следствие страдают познавательное и речевое развитие. Комплексы игровых заданий и упражнений направлены на развитие у детей зрительного и слухового восприятия, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики и простой предметной деятельности, слухового внимания и памяти, формирование и развитие понимания обращенной речи, навыков коммуникации.
-
Приемы поддержки умтвенной работоспособности и здоровьесберегающие технологии в обучении русскому языку и чтению детей с ОВЗ 2022
Эффективность работы с детьми зависит от этапа урока. Активная учебная нагрузка не должна длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Отсюда может пропасть интерес к учебной деятельности. Использование ИКТ и ТСО на уроках сокращает усталость, позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока, а потеря внимания наступает на 5–10 минут позже обычного. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление.
-
Подвижные игры как одна из форм коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ (из опыта работы) 2022
Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы детей. Применяя подвижные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста тем самым мы повышаем успешность обучения детей с речевой задержкой, с задержкой психического развития. В ходе подвижной игры мы формируем у детей физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие. Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
-
Применение методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ 2022
Число детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект, расстройства аутистического спектра, задержку психического развития и тяжелые нарушения речи. По этой причине у специалистов, работающих с такими детьми, растет потребность в новых формах и методиках коррекции подобных тяжелых нарушений.
-
Игры на формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ 2022
Дошкольный возраст является очень важным периодом формирования фундамента физического и психического здоровья ребенка. Своевременное формирование пространственных функций для детского развития представляет исключительную значимость.
-
Коррекционно-развивающее занятие "В гостях у Милы и Кузи" 2022
Цель мероприятия: коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти; развитие устной речи, слухового внимания и восприятия, на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
-
Применение игровых технологий при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах 2022
В статье определяется важность применения игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ. Объективно доказывается, что применение игровых технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья повышает их самооценку, развивает коммуникативные навыки, снижает уровень тревожности, улучшает способности отражать чувства и эмоции.
-
Ранняя игровая коррекция у детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе сенсорной интеграции 2022
Дошкольное образовательное учреждение первое из всех учреждений оказывает помощь ребенку с ОВЗ и его семье в социализации и интеграции. Необходимо актуализировать удачные инклюзивные практики, чтобы направить усилия ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ на гармонизацию единого социального пространства его жизни. Решая задачи сенсорной интеграции с ОВЗ в сотрудничестве со всеми специалистами ДОУ, прежде всего необходимо развивать мотивацию педагогов и родителей в вопросах понимания и принятия особых условий развития таких детей. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ является перспективной формой работы любого дошкольного учреждения. Цель: развитие высших психических функций и их интеграция в общую структурно-функциональную модель мозга через стимулирование сенсорного развития детей и компенсацию их сенсорных впечатлений.
-
Открытое коррекционно-развивающее занятие по художественно-эстетическому развитию. Картина в технике «Шерстяная живопись» «Огненный цветок» 2022
Цель занятия: знакомство детей с интеллектуальной недостаточностью с техникой декоративно-прикладного искусства «живопись шерстью» – «рисование» с помощью шерстяных волокон различных цветов и оттенков.
-
Факторы, влияющие на психо-физическое состояние здоровья у умственно отсталых детей 2022
Основным симптомом детей с УО является недоразвитие познавательной деятельности вследствие низкой способности к мышлению. Внимание ослаблено и неустойчиво. Память ослаблена. Слабая ориентировка в задании, неумение планировать, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена её сходной, более лёгкой. Наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание, не умеют понять, адекватно и критически оценить своё поведение, неспособны отстоять свои убеждения. АРТ-технологии эффективны в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими трудности в обучении и общении. Применение арт-технологий на уроках в начальной школе помогает обучающимся раскрепостить свои внутренние силы. У них активизируется речевая деятельность. Ученики работают с интересом, если они выполняют посильное для них задание.
-
Дифференцированное обучение на уроках профильного труда (сельскохозяйственного труда) 2022
Не все ученики по своему психофизическому состоянию могут выполнить общие программные требования, для них необходим другой уровень программных требований, т.е. другие условия обучения, обеспечивающие исправление недостатков их умственного развития.
-
Формирование изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением зрения 2022
Коᴘᴘекционная напᴘавленность зᴘительной деятельности на фоᴘмиᴘование обᴘазов пᴘедметов поможет опᴘеделить условия, повышающие эффективность учебного пᴘоцесса: индивидуальный и диффеᴘенциᴘованный подходы с учетом особенностей психофизического ᴘазвития детей; включение в коᴘᴘекционно-ᴘазвивающий пᴘоцесс пᴘактической деятельности детей с использованием всех анализатоᴘов (зᴘение, слуховая чувствительность, осязание, обоняние и дᴘ.); соблюдение офтальмологических и эᴘгономических условий (освещенность помещения; соблюдение особых тᴘебований к визуализации; использование оптических и тифлотехнических пᴘибоᴘов и дᴘ.); комплексное воздействие на фоᴘмиᴘование обᴘазов детских пᴘедметов (участие машинистки, логопеда, психолога, офтальмолога, педагогов, ᴘодителей); пᴘоведение комбиниᴘованных занятий («Знакомство с окᴘужающей сᴘедой - Визуальная деятельность»); использование междисциплинаᴘных связей (фоᴘмиᴘование обᴘазов пᴘедметов посᴘедством деятельности в ᴘазличных общеᴘазвивающих и коᴘᴘекционных классах).
-
Конспект занятия для учащихся 2-го класса коррекционной школы №1 г. Усолье-Сибирское. Игра-викторина «Мы играем в сказку» (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь») 2022
Цель занятия: развитие познавательной и личностной сфер детей с ограниченными возможностями с помощью методов работы со сказкой.
-
Примерные контрольные работы по чтению и письму для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) 2022
Пособие предназначено для учителей и подготовлено в соответствии с программой по письму и чтению. Цель пособия – представить учителю материал для проверки основательности усвоения знаний. Исходя из особенностей программы, материал подобран, учитывая концентричность, т.е. повторяемость из года в год одних и тех же тем с добавлением новых сведений. Текущие контрольные работы проводятся в конце каждой четверти.
-
Формирование психических процессов дошкольников посредством дидактических игр 2022
Целью игры как ведущего вида деятельности является то, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои познания в окружающей действительности. Игра – это своего рода средство для понимания ребенком реальности.
-
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) (из опыта работы) 2022
Это достаточно длительный и трудоемкий процесс, успех которого заключен, исключительно, в создании атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим на основе подражания, наблюдения, образца.
-
Конспект урока по истории в 6-м классе "Обобщение по теме "Древняя Русь в IX – первой половине XII веков" 2022
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме «Древняя Русь в IX – первой половине XII веков».
-
Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья 2022
Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.
-
Предметно-практические действия: "Складывание разрезных картинок из 2–6 частей" 2022
Цель урока: создание условий для получения умений собирать картинку из 2–6-х частей.
-
Сценарий психологического занятия "Развитие концентрации и распределения внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления и памяти" 2022
Представлена презентация к психологическому занятию для дошкольников "Развитие концентрации и распределения внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления и памяти".
-
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мануальной и Су-Джок терапии "The development of speech in older preschool children through manual and Su-Jok therapy" 2022
В статье рассматривается актуальность применения Су-Джок терапии в улучшении показателей речевой активности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что данный вид мануальной терапии является безопасным, низкозатратным, удобным и комфортным в реализации, приемлем практически для всех детей. Отмечаются основные преимущества и правила применения данной техники. Указывается высокая эффективность Су-Джок терапии, которая, воздействуя на точки на поверхности ладоней и ступней, позволяет улучшить деятельность многих внутренних органов, способствует раскрепощению детей, повышению уровня их уверенности, контактности с другими сверстниками, учебной активности.
-
Основы тьюторского сопровождения в ДОУ 2022
Тьютор может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться – на помощь приходит тьютор. Профессию тьютора легко спутать с другими педагогическими профессиями, такими как психолог, воспитатель, репетитор. Но главная его отличительная особенность, что свои отношения с ребенком он строит исключительно исходя из индивидуальных особенностей подопечного ребенка. Чтобы стать по-настоящему хорошим тьютором нужно иметь не только профессиональное образование, нужно еще быть человеком с определенным набором личных качеств, таких как: высокая степень ответственности, самодисциплина, способность находить общий язык с любым человеком и устанавливать дружеский контакт, находить с человеком точки соприкосновения и доводить его до истинных желаний и возможностей.
-
Установление контакта с ребёнком с расстройством аутистического спектра 2022
У ребенка с РАС наблюдается выраженная эмоциональная незрелость. Такой ребёнок быстро и с легкостью пресыщается любыми впечатлениями, для него неприемлема ситуация выбора, в которой он самостоятельно беспомощен, ему нужно время для того, чтобы пережить полученное впечатление или информацию. Чтобы установить эмоциональный контакта с ребенком необходимо помочь преодолеть ему негативизм в общении со взрослым; смягчить эмоциональный дискомфорт; нейтрализовать страх ребенка и общий эмоциональный тонус.
-
Пальчиковые игры 2022
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
-
ЛЭПБУК как результат проектно-исследовательской деятельности обучающихся младших классов коррекционной школы 2022
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов на основе использования лэпбука.
-
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» 2022
Программа по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4-м классе предусматривается 0,5 часа в неделю (34 урока в год). Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с тяжелыми нарушениями интеллекта испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
-
Нормативная база образовательной организации, реализующей инклюзивное образование 2022
С вступлением в силу закона «Об образовании» ст.79 №273 все большее количество родителей детей с ОВЗ и инвалидов предпочитают, чтобы их ребенок получал образование в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в формате совместного обучения (инклюзии) – по РФ это – 50,48%.
-
Внеурочная деятельность как часть системы воспитательной работы в рамках реализации ФГОС 2022
Основная цель внеурочной деятельности: это личностное развитие воспитанника, наиболее продуктивно осуществляемое через воспитание в свободное от обучения время.
-
Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ: музейная и проектная работа по краеведению 2022
Огромную роль в формировании гражданского, патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания, социальной адаптации является посещение музеев, исторических мест, экскурсий по знаменательным местам Рязани и области. Посещая музеи, ученик начинает понимать, насколько важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям. Музейная и проектная деятельность учащихся по краеведению является наиболее эффективной формой повышения интереса учащихся к систематическому чтению, расширения кругозора учащихся, развития познавательных способностей, улучшения качества знаний, формирования навыков самостоятельной работы, развития сотрудничества, формирования патриотического воспитания, воспитания любви к своей малой Родине.