Успешность ребенка в школе зависит от многих факторов: состояния здоровья, уровня развития познавательных процессов, умения устанавливать отношения со сверстниками, мышления, памяти, воображения. Особое место занимает внимание, которое лежит в основе всех психических процессов, поэтому именно на характеристике внимания первоклассников мы сегодня и остановимся.
Значение внимания трудно переоценить, а особенно в учебной деятельности, большая часть учащихся именно из-за недостаточного внимания бывает неуспешной. К.Д.Ушинский отмечал, что внимание - это та дверь, через которую входит все, что есть в нашем сознании.
Внимание проявляет себя через следующие характеристики:
- Устойчивость
- Объем
- Распределение
- Переключение
- Сосредоточенность
У младших школьников имеют свои особенности, они не совершенны, особенно в первом классе.
Объем, а это то количество предметов, которые воспринимаются одновременно, у младшего школьника составляет от 1 до 4 предметов, а у первоклассника 1 в лучшем случае 2 предмета, а учебная деятельность предполагает, чтобы в объем входило сразу несколько объектов.
Например: Скорость чтения зависит не только от техники чтения, но и от уровня развития объема внимания. Чем больше объем, тем быстрее скорость чтения.
Маленький объем внимания проявляется и на математике при устном счете, а также при решении задач, маленький уровень развития объема внимания приводит к тому, что ребенок не может уловить и условие, и вопрос, а улавливает что-то одно.
При списывании с учебника маленький уровень развития внимания приводит к тому, что ребенок часто ныряет в учебник и может пропускать буквы и даже целые слова.
В учебной деятельности важно уметь распределять внимание. Распределение - это умение выполнять два и более различных действия одновременно.
В основе распределения внимания лежат учебные навыки, а они у младших школьников только начинают формироваться.
Например: ребенок может прочитать текст, но не может сказать, о чем он, т.к. все внимание направлено на чтение. По этой же причине дети часто не слышат пояснение к той наглядности, которую вывешивает учитель на доске.
Важное значение имеет и устойчивость внимания, а это возможность удерживать внимание на одном объекте в течении длительного времени.
К концу обучения в начальной школе ребенок может удерживать внимание, работать, не отвлекаясь 25-30 мин., а в первом классе это время составляет лишь 10-15 мин.
Внимание первоклассника отвлекается любыми посторонними предметами, необычными звуками, поэтому важно создавать такие условия, чтобы ребенка ничто не отвлекало, а значит, чтобы соблюдались привычные условия работы. На рабочем столе ничто не должно отвлекать ребенка, не должно быть никаких ярких предметов, рабочее место должно быть постоянным, т.к. любое изменение не позволяет сосредоточиться, ребенок труднее входит в рабочее состояние. Существует ошибочное мнение, что при выполнении домашнего задания нужно создавать для ребенка абсолютную тишину. Исследования показывают, что абсолютная тишина понижает работоспособность, возникает сонное состояние.
Кроме этого внимание первоклассника непроизвольное, т.е. они еще не умеют сосредотачиваться. Ребенок не может ставить цель «Быть внимательным», в этом ему необходимо помогать, чаще задавать вопросы, которые помогают ему себя рефлексировать, например: «Что ты делаешь?», «Как ты это сделал?», «Что ты будешь делать?».
В течение всего урока ребенку приходится переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Например: работа у доски и в тетради.
Есть дети, которые очень легко переключают свое внимание, у них так называемое порхающее внимание, а есть дети, которые с трудом переключают внимание, чаще всего это связанно с темпераментом.
Не стоит лишний раз переключать внимание ребенка. Иногда, когда ребенок занят каким-то делом или игрой, родители просят ответить на телефонный звонок, открыть дверь или принести что- либо. Не следует отвлекать ребенка, даже если он играет, т.к. это не способствует развитию устойчивости внимания, а формирует порхающее внимание.
Нельзя сказать однозначно хорошее внимание или плохое. У одного ребенка развиты одни качества, а у другого - другие, т.е. внимание имеет индивидуальные характеристики. Наблюдения за ребенком покажут, какие свойства внимания у него уже есть, а какие необходимо развивать. В первом классе развитием внимания необходимо заниматься целенаправленно. Часто в детских журналах встречаются специальные упражнения на развитие внимания. Хорошо если ребенок просматривает и выполняет эти задания, желательно проявить интерес и поиграть с ребенком.
Можно использовать следующие упражнения на развитие внимания.
I. Кто самый внимательный?
Это упражнение можно использовать для развития объема внимания, распределения и произвольности.
Заранее подготовить лист с записями.
- «Сейчас на 3 сек. я покажу тебе таблицу, тебе необходимо запомнить как можно больше букв. Теперь скажи, сколько здесь букв?»
- «Сейчас я вновь покажу таблицу, необходимо одновременно посчитать сколько здесь больших букв и маленьких».
- «Были ли на рисунке необычные буквы? Какие?»
II. В литературе часто встречаются игры на внимание, которые называются «Что изменилось?».
Положить перед ребенком различные рисунки. В течении 3 сек. необходимо их запомнить, а потом сказать изменилось ли что-нибудь? (Один рисунок убрать)
III. Часто дети учат стихи, можно использовать игру «Необыкновенный счет».
Когда ребенок хорошо выучил стих, то можно одновременно рассказывать стихотворение и решать примеры.
5-2= |
Я помню чудное мгновенье, |
4+5= |
Передо мной явилась ты. |
10-4= |
Как мимолетное виденье, |
3+5= |
Как гений чистой красоты... |
Как вариант этого упражнения можно прочитать ребенку 2 сказки одновременно, с одной интонацией.
Внимание можно развивать каждый день, по дороге в школу интересоваться, что изменилось в природе или дома, чаще спрашивать, что изменилось в комнате.
И закончить мне хочется словами Жана Кювье «Гений - это прежде всего внимание».