Умение самостоятельно строить развёрнутое высказывание, самостоятельно подбирать языковые средства, анализировать грамматические явления очень полезно как для обучения ребёнка в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного.
«Связную речь в норме характеризуют развёрнутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Речь дошкольника с тяжёлым недоразвитием речи выглядит как набор непоследовательных аграмматических фраз и свидетельствует о недостаточном умении отражать последовательность событий, о узком восприятии действительности, о нехватке речевых средств и трудностях планирования высказывания [1]».
Предлагаемые в данной статье дидактические игры и приёмы выбраны мною на основании многолетнего опыта работы учителем-логопедом в коррекционных дошкольных группах. Они вызывают у детей интерес и помимо развития речевой деятельности, позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, внимание, память, познавательную активность и творческие способности ребёнка. Значит будут интересны всем педагогам для обучения дошкольников и младших школьников с различными нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалог и монолог. Диалог является живой, естественной средой развития личности ребёнка.
Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участие ребёнка в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формировать в ответ собственное мнение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, и если нужно, вносить в неё изменения и правки.
На первом подготовительном этапе обучения диалогической речи следует:
- повысить уровень речевой инициативы;
- формировать лексико- грамматические средства речи;
- формировать навык построения вопросительных и повествовательных предложений;
- развивать интонационные средства высказываний;
- развивать невербальные средства общения;
- развивать познавательные процессы.
Очень важно на данном этапе формировать у ребёнка партнёрские позиции при ведении диалога.
Все кто общается с детьми любят сказки. Любящие родители рассказывают детям сказки с рождения. Специалисты используют их для активизации ресурсов детей, терапии особой сказочной обстановкой, в которой может раскрыться потенциал личности ребёнка, может материализоваться его мечта.
Поэтому работу над диалогической речью я начинаю с Приёма: «Пересказ сказки с элементами мультипликации». Это могут быть: сказка К.И.Чуковского «Цыплёнок», русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, Петух и Лиса» и т.д.
Дети на занятиях сначала слушают сказку, определяют последовательность событий (план рассказа), беседуют по сказке, обсуждая поступки героев… Затем рисуют героев в разных ситуациях и декорации к сюжетам. Например на одной картинке Петушок жив, здоров, а на другой Петушок лежит не дышит (по русские народные сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»). Рисование позволяет детям увидеть и по своему раскрыть сказочный мир.
Затем дети, с помощью взрослого, аккуратно вырезают героев. И только после этого разыгрывают сказку с наглядной опорой на собственные рисунки (в данном случае наглядной опорой служат действия с предметными картинками). В последнее время, используя этот прием, педагоги и родители часто снимают мультфильмы в которых дети являются художниками, режиссёрами, и дикторами.
Наиболее доступная детям форма усвоения диалога - это игра. Играя с ребёнком следует давать ему больше самостоятельности.
В работе с детьми люблю использовать приём «Театр одного актёра» (драматизация сказок силами одного актёра). Современная развивающая среда дошкольников сейчас даётвозможность использовать различные типы театров: Би-ба-бо, плоскостных, пальчиковых и т.д. Но если нет кукол под рукой, то для игры подойдут и руки ребёнка. Сначала педагог договаривается с ребёнком какая рука говорит за какого героя. Ребёнок тесно смыкает четыре пальца одной руки и ритмично соединяет их с большим пальцем этой руки («ротик»), если говорит данный герой. В это время «ротик» второго героя закрыт.
При диалоге героев ребёнок выполняет пальчиковую гимнастику поочерёдно обеими руками (это стимуляция моторных и речевых зон мозга), сам меняет интонацию, озвучивая героев, и важно, что при рассказе одного стихотворения он делает это многократно. Для «Театра одного актёра» на начальном этапе рекомендую хорошо знакомые короткие и смешные стихи С.Я.Маршака «Волк и лиса», «Жадина», «Разговор лягушек». Сегодня легко можно найти диалоги для детей в стихах. Приложение 1
В дальнейшем рекомендую стихи В.Орлова «Кража», В.Степанова «Как живете?» и т.п. Если в стихотворении много героев, а руки у нас всего две мы договорились (и детям это очень нравится) при смене героев - хлопать. При этом происходит элемент волшебства - превращение.
Игры-драматизации, театрализованные представления - это наиболее часто используемый прием. Он хорошо описан, не буду подробно на нём останавливаться, лишь напомню, что данный приём развивает интонационную выразительность, совершенствует эмоциональность речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребёнка в целом.
До приёма «Расскажи сказку по-своему» педагоги обычно не успевают доходить - застревают на драматизации, и это печально…
Сказка - это что-то не настоящее. То - что можно без каких бы то ни было последствий сломать и заново построить. Построить по-другому, по-своему. А если не понравиться - перестроить ещё раз.
Например, мы рассказываем в кругу всем известную сказку в стихах «Теремок», но вместо лягушки прибегает ёжик, вместо мышки - белка, вместо зайца - кабан и т.д. Стихи вместе с детьми переделываем в ходе рассказывания.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией в новых условиях позволяет решить следующие задачи:
- развивать творческое (креативное) мышление каждого ребенка;
- совершенствовать вербальный язык ребенка (учить детей доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
- развивать фантазию и воображение;
- развивать способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- развивать умение слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Второй этап обучения диалогической речи - основной. Задача второго этапа формирование социально-коммуникативных вопросительных высказываний.
В работе я активно использую проблемные ситуации, сценарии активизирующего общения, введение языкового и речевого материала в реальные ситуации общения.
При описании (сравнении) предметов и явлений использую приём «Живая схема», когда один ребёнок задаёт вопросы, соблюдая план рассказа, а другой отвечает полными предложениями - рассказывает (сравнивает). Важно, чтобы каждый ребёнок побывал и «схемой» и «рассказчиком». При знакомстве с приёмом «Живая схема» оба ребёнка могут видеть план-схему рассказа, в дальнейшем рассказывают по памяти.
Для овладения детьми диалогической речью необходимо не только сформировать в речи детей модели вопросительных предложений, но и актуализировать их в различных коммуникативных ситуациях (разные условия общения, виды деятельности, собеседники).
В дидактических играх дети учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребёнка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в неё и другим детям. Обученный ребёнок объясняет содержание игры и правила остальным детям, следит за ходом игры. Взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы.
Нарастание сложности заданий происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания ребёнка.
Третий этап обучения диалогической речи - заключительный. Дети учатся применять полученные навыки для общения. Используются сюжетно-ролевые игры, игры- соревнования…Педагог принимает минимальное участие в диалоге. Он лишь создаёт условия для проявления речевой активности.
Следует уделить внимание диалогу и при творческом рассказывании. Мне близка и понятна методика творческого рассказывания по картине (серии картин) Т.А.Ткаченко:
- рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
- добавление в рассказ предшествующих, либо последующих событий;
- составление рассказов с включением (исключением) объектов;
- составление рассказов по комплекту игрушек;
- составление рассказа по его названию;
- придумывание рассказов по нескольким опорным словам и пр.[1]
Для работы над диалогической речью при составлении творческого рассказа по картине я включаю в занятия:
- Обсуждение вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;
- Нравственную оценку поступков героев;
- Проигрывание ситуаций общения;
- Установление причинно- следственной зависимости действий в рассказе и пр.
Путь от диалога к монологу лежит через совместный монолог взрослого и ребёнка (1).
При работе над творческим рассказыванием дети очень любят приём «Описание закрытой картины» (частично закрытой картины). Сначала, за картиной стоит педагог, а дети задают ему вопросы. Взрослый регулирует весь процесс, он спрашивает: «Вы всё поняли? Что нарисовано на картине?» Один из сильных детей описывает картину, закрепляя представления остальных. Наступает момент, когда больше спрашивать нельзя. Дети рисуют закрытую картину. И тут сами-собой появляются вопросы. Оказывается, что они не всё спросили. Когда картину поворачивают - многие дети говорят, что они представляли её по другому.
На другом занятии за картиной уже стоит ребёнок, и роль педагога в диалоге детей постепенно уменьшается. Используется приём «Маленький учитель». От занятия к занятию прослеживается планирование вопросов, описание становится более полным, логичным. Взрослый поощряет включение ребенком любых дополнений и уточнений, если они относятся к рассказу. После описания картины дети рисуют по представлению, а «маленький учитель» уже не отвечает на вопросы. Обязательно создаётся выставка работ детей и их сравнение с образцом. Определяется победитель. После выполнения рисунков, совместных работ очень важно создать условия для свободного диалога детей.
Предложенные мной приёмы позволяют сделать занятия по развитию связной речи весёлыми, не принуждёнными. Дети на занятиях смеются, свободно двигаются, общаются. Такой подход заметно повышает результативность занятий.
Подготовка детей к школе невыполнима без формирования целостной картины мира, а это возможно лишь при совместной, квалифицированной, комплексной и систематической работе педагогов и родителей. Предложенные приёмы всегда приветствуются родителями, они становятся союзниками и активными помощниками педагога.
Играя совместно со взрослыми, раскрывая свой скрытый потенциал, нестандартность, заложенные в каждом ребёнке, он движется к овладению развёрнутой, логичной связной речью.
Список литературы
- Ткаченко Т.А. «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша». М.: 2006 - 136 с.
- Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи у дошкольников. ФГОС ДО». М: 2021 - 63с.
- Асеева И.И «Развитие связной речи» М. изд. Литература: 2016 - 48с.
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях». М. Владос: 2020-302с.
- Могилева И.О. «Книга для формирования представлений о времени и развития связной речи» М.: 2017 - 24с.
- Кошелева Н.В, Каценбоген Е.Е «Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с речевыми нарушениями. Практикум» М.: 2019 - 95с.
- Парамонова Л.Г «О связной речи. Методическое пособие. Основные виды связной речи. Развитие связной речи в онтогенезе». М: 2021 - 128с.
- Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» М: 2008 - 208с.
- Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для формирования связной речи детей. 5-7 лет. Выпуск 2. ФГОС» М: 2021- 24с.
- Шорохова О.А «Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия» М.: 2009 - 208с.