Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС

Разделы: Коррекционная педагогика, Дополнительное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:

  • максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
  • широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
  • опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
  • стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами - шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту (СИПР).

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.

Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.

Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформированностью пальцевого праксиса.

Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.

Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.

Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

Массаж или самомассаж рук:

Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.

  • массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
  • упражнение с мячом-ёжиком;
  • упражнения с прищепками;
  • самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
  • поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:

  • «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
  • «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
  • «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т.д.;
  • Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
  • «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
  • «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
  • «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
  • «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
  • имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Упражнения с предметами:

  • перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
  • перебирание бус или четок;
  • завязывание и развязывание узлов;
  • плетение косичек, завязывание бантов;
  • стирание ластиком нарисованных предметов;
  • всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
  • нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
  • прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
  • наматывание ниток, ленточек на катушки;
  • составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
  • составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);
  • нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
  • застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
  • доставание бусин ложкой из стакана;
  • складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
  • работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:

  • поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
  • рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
  • «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
  • массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
  • сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
  • пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
  • «волшебный мешочек»;
  • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
  • выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:

  • проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
  • рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
  • обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
  • обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
  • штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание изображений;
  • простейшее рисование по клеткам;
  • рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
  • письмо элементов букв.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.

Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.