Обучение учащихся с ОВЗ, детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Изучая особенности психического развития детей данной категории через соответствующую литературу, личные наблюдения за детьми, тестирование, я поняла, что патология этих детей проявляется, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Обозначив для себя проблему, я стала искать пути ее решения и определила следующие принципы организации работы с детьми с ОВЗ:
- максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
- широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности;
- опора на игру, как ведущую деятельность ребенка с задержкой психического развития, активное использование игротехники на каждом этапе занятия;
- стимулирование познавательного интереса многообразием приемов занимательности (задачами - шутками, игрой, занимательными упражнениями и т.д.)
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту (СИПР).
Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.
Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.
Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.
Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформированностью пальцевого праксиса.
Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.
Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.
Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:
Массаж или самомассаж рук:
Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
- упражнение с мячом-ёжиком;
- упражнения с прищепками;
- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук - большой с большим и т.д.;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.
Упражнения с предметами:
- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
- перебирание бус или четок;
- завязывание и развязывание узлов;
- плетение косичек, завязывание бантов;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- наматывание ниток, ленточек на катушки;
- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);
- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
- работа со шнуровкой.
Упражнения с разнофактурными наполнителями:
- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
- «волшебный мешочек»;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.
Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- простейшее рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
- письмо элементов букв.
Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.
Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.
Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.