Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью

Разделы: Экономика, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Классы: 7, 8

Ключевые слова: финансовая грамотность


Уровень образования: основное общее образование.

Направление: социальное.

Класс: 7-8.

Количество часов: 68. В неделю: 1 час.

Программа разработана на основе программы «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, учебная программа. 2-4 классы общеобраз. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Финансовая грамотность» является авторской и предназначена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» для 7 и 8 классов составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19. 10. 2015 г.;
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологических требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ КК школа-интернат г.Темрюка
  • Устав образовательного учреждения;
  • Учебный план образовательного учреждения;

Программа разработана с использованием:

  • программы «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, учебная программа. 2-4 классы общеобраз. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
  • учебного пособия для начальной школы «Введение в финансовую грамотность» : / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и д.р.] ; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 96 с.
  • методических рекомендаций для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, Е.С.Королькова, А.А.Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 56 с.
  • Рабочих тетрадей для 1-4 классов «Введение в финансовую грамотность»: / [Е.Л.Рутковская, А.В. Половникова, А.А.Козлова; стихи М.А. Лангер]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 20 с.

Учебными пособиями для обучения детей с ОВЗ данный курс не обеспечен. Для реализации программы используются материалы учебников, рабочих тетрадей, учебных пособий (в электронном формате) авторов Е.Л.Рутковской, А.В.Половниковой, А.А.Козловой «Введение в финансовую грамотность».

Программа предусматривает дифференцированную помощь детям, испытывающим значительные трудности в усвоении учебного материала, в регулировании своего поведения в соответствии с социальными требованиями общества.

Целью программы является формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения.

Главными задачами обучения по данной программе являются

  • Привитие начальных базовых учебных действий в области финансовой грамотности
  • Формирование научно - обоснованной системы понятий финансовой грамотности
  • Формирование опыта применения полученных умений и навыков для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Общая характеристика учебного предмета

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 и 8 классов и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся финансово - экономические ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, в магазине, в банке, на рынке и т.д.

В ходе реализации содержания программы учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают не только знаниями о назначении денег, о роли денег как оценки результата труда людей, потребностях и ограниченностях возможностей их удовлетворения, но и учатся делать осознанный (экономически рациональный) выбор, составлять бюджет семьи и планировать личные накопления. Весь учебный материал по предмету имеет практическую направленность, приближенную к реальной жизни.

Цель реализации программы:

  • формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Главными задачами обучения по данной программе являются

  • Привитие начальных базовых учебных действий в области финансовой грамотности;
  • Формирование научно-обоснованной системы понятий финансовой грамотности;
  • Выработка необходимых умений и навыков осознанных практических действий в повседневной жизни в случае возникновения экономически-финансовых ситуаций;
  • Формирование основы культуры экономического поведения, ценностей деловой этики;
  • Воспитание ответственности за экономические решения.

На уроках используются как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения и проведения занятий (индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа, моделирование ситуаций), используются средства интернета и ИКТ, уделяется больше внимания организации различных видов деятельности и приобретению детьми жизненно важного опыта.

Особенности организации учебного процесса по учебному предмету

Типы уроков: урок открытия нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности (систематизации), урок развивающего контроля.

Виды уроков: путешествие, проблемный урок, экскурсия, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа, ролевая игра, комбинированный урок, конкурс, урок-совершенствование, письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, тестирование.

Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, линейки, классные часы, тематические недели, школьные газеты по «Финансовой грамотности».

Методы обучения: информативно-рецептивные, репродуктивные, исследовательские, эвристические.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:

  • работа с дидактическим материалом;
  • изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни финансово-экономических ситуаций (например, снятие денег с карточки через банкомат; пкупка товара в магазине, перевод денежных средств и т.д.).

Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к предмету.

Так же в настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их уровню обучаемости.

На уроках по финансовой грамотности осуществляется межпредметная связь со всеми школьными предметами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данный предмет входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

Занятия по предмету «Финансовая грамотность» проводятся 1 час в неделю в форме внеурочного занятия (40 минут). На изучение предмета отведено:

  • 7 класс - 34 часа в год;
  • 8 класс - 34 часа в год.

Личностные и предметные результаты освоения «Финансовой грамотности»

Предполагается достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результатыосвоения предмета включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты 7 класс

  • Проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками.
  • Умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности.
  • Бережное отношение к школьному имуществу, учебникам.
  • Адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися.
  • Способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам.
  • Знание основных компонентов культуры здоровья и здорового образа жизни.
  • Умение использовать готовые алгоритмы деятельности.

Планируемые личностные результаты 8 класс

  • Проявление заинтересованности посещением школы, обучением, уроками.
  • Умение организовать рабочее место в соответствии с предстоящим видом деятельности.
  • Адекватность учебного поведения во взаимоотношениях с учителем, учащимися.
  • Умение обращаться за помощью и принимать помощь учителя.
  • Способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам.
  • Знание основных компонентов культуры здоровья и здорового образа жизни.
  • Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками.
  • Умение использовать готовые алгоритмы деятельности.
  • Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программой определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Оценивание предметных результатов проводится ежегодно в конце учебного года (май).

Планируемые предметные результаты 7 класс

Минимальный уровень:

  • Знание о назначении денег.
  • Знание способов защиты от подделок бумажных денег (не менее 3).
  • Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
  • Иметь представление о кредите.
  • Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
  • Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам (не менее 3).
  • Отличие наличных и электронных денег.
  • Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
  • Иметь представление об основных функциях банкомата.

Достаточный уровень:

  • Знание о назначении денег.
  • Знание истории появления монет.
  • Знание способов защиты от подделок бумажных денег.
  • Знание основ семейном бюджете: доходы и расходы.
  • Умение отличать надежные и ненадежные доходы.
  • Иметь представление о кредите.
  • Иметь представление о банковских вкладах, накоплениях.
  • Определение настоящих денег от поддельных по основным признакам.
  • Отличие наличных, безналичных и электронных денег.
  • Покупка товара в магазине за наличный и безналичный расчет.
  • Иметь представление об основных функциях банкомата.
  • Снятие наличных денег через банкомат.

Планируемые предметные результаты 8 класс

Минимальный уровень:

  • Знание основных источников дохода современного человека.
  • Знание основ семейного бюджета.
  • Умение различать доходы и расходы.
  • Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.
  • Иметь общее представление о сдельной и почасовой зарплатах.
  • Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
  • Иметь общее представление об имуществе и аренде.
  • Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов.
  • Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.
  • Знать способы экономии личных денежных средств.
  • Знание видов ценных бумаг по их характеристикам.
  • Знание видов страхования.

Достаточный уровень:

  • Знание основных источников дохода современного человека.
  • Знание основ семейного бюджета.
  • Умение различать доходы и расходы.
  • Иметь представление о наследстве, выигрыше в лотерею, кладе.
  • Умение отличать сдельную зарплату от почасовой зарплаты.
  • Знание основных форм помощи государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным.
  • Иметь общее представление об имуществе и аренде.
  • Знание основных видов банковских вкладов, займов, кредитов и умение их отличать.
  • Иметь представление о финансовом мошенничестве и способах защиты от него.
  • Уметь различать категории обязательных и необязательных расходов
  • Знать способы экономии личных денежных средств.
  • Знание и умение отличать ценные бумаги по их характеристикам.
  • Знание видов страхования.

Содержание программы по учебному предмету «Финансовая грамотность». 7 класс

Общее число часов: 34 часа.

Что такое деньги и откуда они взялись. (4 ч)

Введение. Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами. История монет. Первые монеты разных государств

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. (4 ч)

Современные монеты. Изобретение бумажных денег. Способы защиты от подделок бумажных денег. Обобщающий урок.

Какие деньги были раньше в России. (5 ч)

Древнерусские товарные деньги. Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги». Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Деньга и копейка. Рубль, гривенник и полтинник.

Современные деньги России и других стран. (7 ч)

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Наличные, безналичные и электронные деньги.Обобщение изученного материала.

Откуда в семье деньги. (4 ч)

Заработная плата. Пенсии, пособия, стипендии. Кредиты. Клады, лотереи, наследство.

На что тратятся деньги. (3 ч)

На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое. Откладывание денег и непредвиденные расходы.Обобщение изученного материала.

Как умно управлять своими деньгами. (3 ч)

Как умно управлять своими деньгами. Покупка товара в продуктовом магазине. Покупка товара в магазине промышленных товаров. Как умно управлять своими деньгами. Экономия.

Как делать сбережения. (3 ч)

Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? Банковский вклад. Повторение.

Обобщение изученного материала за год. (1 ч)

8 класс

Общее число часов: 34 часа.

Откуда в семье деньги (12 ч)

Семейные доходы и расходы. Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. Основной источник дохода современного человека. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Пенсия. Стипендия. Пособие. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Денежный займ. Кредиты. Мошенничество.Обобщение изученного материала.

На что тратятся деньги (6 ч)

Обмен денег на товары и услуги. Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Обязательные и необязательные расходы. Сбережения. Долги. Обобщение изученного материала.

Как умно управлять своими деньгами (6 ч)

Бюджет - план доходов и расходов. Учёт доходов и расходов. Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии. Как умно управлять своими деньгами.Обобщение изученного материала.

Как делать сбережения (9 ч)

Превышение доходов над расходами. Сбережения. Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Ценные бумаги. Акции. Дивиденды. Недвижимость. Страхование. Банковские платежные карты. Повторение.

Обобщение изученного материала за год.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 7 класс (1 час в неделю)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 8 класс (1 час в неделю)

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Литература для учителя

1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации, 2018
6.Программа «Финансовая грамотность»: Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Ю.Н.Корлюгова, учебная программа. 2-4 классы общеобраз. орг. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
7. Учебное пособие для начальной школы «Введение в финансовую грамотность» : / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и д.р.] ; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 96 с.
8. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, Е.С.Королькова, А.А.Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 56 с.
9. Рабочих тетрадей для 1-4 классов «Введение в финансовую грамотность»: / [Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова; стихи М.А.Лангер]; под общ. ред. Е.Л.Рутковской. - Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. - 20 с.

Литература для обучающихся

  1. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
  2. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д.Бейли
  3. «Финансовая грамотность» С. Федин
  4. «Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем» А Воронина, Т.Воронина, Т.Попова.
  5. «Пёс по имени Мани» Б.Шефер
  6. «Твои деньги» Д.Бейли, Ф.Ло
  7. «Как рассказать детям о деньгах» Сергей Биденко и Ирина Золотаревич
  8. «Приключения Нодди в игрушечном городе» Энид Блайтон
  9. «Дети и деньги» Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко
  10. «Дети и деньги» Евгения Блискавка
  11. «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей» Елена Ульева
  12. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри

Перечень интернет-ресурсов по финансовой грамотности

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  2. http://www.uchportal.ru/load/81 - учительский портал
  3. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России 3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с финансами»
  4. http://urok.1sept.ru/ - Фестиваль пед.идей «Открытый урок»
  5. http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
  6. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090&cr=2 Обучение через Интернет
  7. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»
  8. http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос»
  9. http://www.gorodfinansov.ru Сайт Центра повышения финансовой грамотности.
  10. www.azbukafinansov.ru Азбука финансов
  11. http://www.it-n.ru/ «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»
  12. http://michurin.com/index.htm%20%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B1%20%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%3C/li%3E%20%3C/ol%3E%3C/body%3E%3C/html%3E"