Каждое движение души имеет своё естественное
выражение в голосе, жесте, мимике.
Цицерон
Цель урока: Формирование знаний и умений пользоваться жестами и мимикой, навыков способствующих адаптации в социальной среде - в общении.
Задачи:
- познакомить детей с языком жестов, движений;
- развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах;
- прививать умение сдерживаться, научить контролировать себя (самоконтроль), и слушать.
Оборудование: план-конспект.
Ход занятия
Оргмомент
Учащиеся входят, я, у двери жестом, приглашаю их войти в класс. Поздоровались. Жестом показываю сесть.
Постановка проблемы
- Скажите, пожалуйста, как вы поняли, что надо сесть.
- Вы показали рукой.
- Верно.
- А как можно показать движением тела или рукой, что болит голова.
- Верно.
- А как называется эти движения рукой?
- Жесты.
- Да, это жесты
Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,
И оказывается, как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение, а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.
Когда-то на Руси гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, разводя руки в разные стороны, этим самым показывали свое радушие.
Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы в свою очередь приседали в глубоком реверансе.
В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера.
Так же было и в Европе.
А как было в других странах ...
- Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе,
- У японцев для приветствия используются 3 вида поклона: самый низкий, средний и легкий.
- Латиноамериканцы обнимаются.
- Французы целуют друг друга.
Но не во всех странах одинакова культура жестов.
Если в нашей культуре, т.е. в России, хорошо, показывают большой палец вверх, то в Болгарии, наоборот, так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот.
Так же надо быть очень осторожными с жестами в Восточных странах, в Средней Азии и в Закавказье. Например, при выходе из автобуса, если незнакомый мужчина подаёт женщине руку, тем самым оказывая ей помощь, в перечисленных странах это воспринимается как неуважение к женщине,
А теперь вспомним, какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различные жесты?
- Чтобы лучше поняли,
- А нельзя ли обойтись без них?
- Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека.
Действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.
Язык тела не врет ….. доктор Лайтман
А теперь попробуем сформулировать, что такое жест.
Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом.
Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.
- А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроение, которое было во время фотографирования
- Находимся на уроке математики я у Вас не получается решить задачу, покажите, как вы думаете над решением.
- У Вас неприятности.
- Попытаемся вспомним лицо мамы, когда Вы дарили ей свои подарки на 8 Марта.
- Вы получили плохую оценку.
Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку.
- Выразить удивление. (Увидели друга, которого давно не видели)
- Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай)
- Выражение боли. (Болит живот)
- Выражение радости. (Вам предлагают ваши любимые конфеты)
А как вы считаете по мимике можно понять мысли и чувства собеседника.
- Да.
- А как Вы определяете радость, грусть.
- По глазам, губам, бровям, лбу и телодвижениям.
- Верно.
- А что происходит с глазами, губами, бровями и лбом,
- Они двигаются за счет мышц.
- Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика?
Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека.
Способом выражения чувств и эмоций - это мимика. Дети, независимо от их культурной и национальной принадлежности, различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль - только в 5-6 лет, гнев - с 7 лет, страх и ужас - с 9-10, удивление - в 11 лет. Презрение начинают узнавать к 14 годам.
Кстати, не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде.
Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.
Мимика и жесты являются не менее важной частью общения, чем разговор. С их помощью можно узнать о человеке больше, чем с помощью слов. Такая информация к тому же более достоверна, так как мимика и жесты чаще всего непроизвольны, а потому правдивы. Таким образом, умение правильно расшифровывать язык телодвижений может оказать помощь в общении с другими людьми.
Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.
- А отсюда вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга,
- Да.
- Действительна так.
Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, где участвуют группы мышц лица, которое регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.
Каждому из нас приходиться заниматься изучением языков, мы изучаем родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык - это язык жестов, мимики и телодвижений человека.
Как правило, чем южнее, тем оживлённее люди жестикулируют, тем богаче их мимика и язык жестов. В Европе больше всего жестов используют итальянцы: так, восхищение женской красотой они выражают не меньше, чем пятью способами. За час непринуждённого общения мексиканец делает в среднем 180 жестов, француз - 120, итальянец - 80 , финн - один жест, а англичанин - ни одного.
Прокручивание указательным пальцем у виска в Италии обозначает эксцентричную личность, в Аргентине служит приглашением к телефону, а в Перу означает «Я думаю».
Жест «ОК» во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки является оскорблением («ноль», «ничтожество»), в Бразилии свидетельствует о раздражении и ярости
Даже у соседних народов многие жесты имеют прямо противоположное значение. В Болгарии головой качают в знак согласия, а кивают - наоборот. Жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.
Прислушайтесь к советам Д.Карнеги:
- не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;
- не делайте порывистых, резких движений локтями;
- не делайте слишком отрывистых жестов;
- если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;
- делайте только такие движения, которые выглядят естественно;
- если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.
А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли вам самим пользоваться жестами в жизни?
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе.
А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг другу по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Мир мимики и жестов очень богат.
- Стукнуть по лбу - жест-воспоминание.
- Грозить кулаком - жест-угроза.
- Поднять брови - жест-удивление.
- Обхватить голову руками - жест-испуг.
Мимика - выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.
Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.
Решение ситуативных задач
С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций:
- «На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (жест - показ)
- Идя в школу (во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую вы, чтобы отказаться? (жест - приглашение и жест - отказ)
- «На уроке». Учитель, молча, указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используют учитель и ученик? (жест - указание, жест - воспоминание)
- Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?
- Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете маме, что получили «5». С помощью какого жеста?
Нарисуйте в кружочках лица, выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.
Внешние проявления чувств, воспринимаемых со стороны, это мимика, жесты, слова, интонации, позы и др.
Например, если человек испытывает страх, он ощущает напряжение в теле, сжимание губ и т.п., если удовольствие - улыбку, расслабленность.
Телесные ощущения, свидетельствующие об испытываемых эмоциях разнообразны: «засосало под ложечкой», «задрожали коленки», «загорелись уши, щеки» и т.д.
В некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения.
Заключительный этап
Сегодня мы затронули лишь некоторые вопросы загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем вы узнаете много нового о мимике жестах, и об способах их проявления.
А сейчас после всего что мы сегодня узнали на уроке попытаемся выяснить какую же функцию выполняют мимика, жесты.
1. Подаем окружающим определенные сигналы.
Значит выполняет - сигнальную функцию.
2. Обмениваемся сведениями (информацией) между собеседниками - обещающими (индивидами)
По-другому называется - коммуникативную.
3. Очень выразительное средство общения.
И называется - экспрессивно-выразительную.
В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали о мимике жестах.
- Это тоже язык общения.
- Не вербальный вид общения.
- Надо чаще вглядываться в лица людей.
- Пользоваться ими, и никого не обижать.
После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, подругам, друзьям и конечно же к учителям.
Мимика и жесты - это действительно форма общения.
Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку "отлично".
Рефлексия
- Что особенно понравилось?
- А что для вас было самым интересным?
Использованная литература
- М.И.Гамезо, И.А.Домашенко. Атлас по психологии. Москва "Просвещение", 1986.
- Р.В.Овчарова. Практическая психология в начальной школе. ТЦ "Сфера", 1986.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
- Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.