Коррекционно-развивающее занятие по формированию школьной зрелости. Тема: «Помоги бабочке»

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика, Профессия — педагог

Класс: д/с


Тема: «Помоги бабочке»

Цель: повышение уровня развития познавательных качеств и учебных навыков старших дошкольников.

1. Мотивационно-побудительный этап

Круг приветствия «Поздоровайся как…»

Цель: Создание эмоционального настроя на урок.

Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:

  • здороваться как старые друзья;
  • как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;
  • как дипломаты.

Кинезиологический комплекс № 3.

Сюрпризный момент.

Психолог: Ребята, все насекомые справились с зданиями, а бабочка боится ошибиться давайте ей поможем.

2. Организационно-поисковый этап

Тренировка психических механизмов

Упражнение «На что похоже?»

Цель: развивать образное мышление.

Оборудование: картинки абстрактные линии.

Упражнение «Муха»

Цель: развитие произвольного внимания, восприятия пространства.

Оборудование: лист с расчерченным на нем девяти клеточным игровым полем, нарисованная муха.

Ход упражнения. Доска или лист бумаги ставиться вертикально, и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» (кусочек пластилина или нарисованная муха) с одной клеточки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из возможных команд («вверх», «вниз», «вправо», «влево») муха перемещается не соответствующую клетку. Исходное положение мухи - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением мухи, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый участник мысленно представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, ведущий дает команду «Стоп» и, вернув муху на центральную клетку, начинает игру сначала.

Корригирующая гимнастика для глаз «Зоркие глазки»

Цель: профилактика нарушения зрения.

- Чтобы зоркими нам быть - нужно глазками крутить. (Вращение глазами по кругу по 2-3 секунды в каждую сторону, повторить 5-6 раз не спеша).

Графический диктант «Цветок»

Цель: развитие возможностей в области моторной организации пространства, умения внимательно слушать и выполнять инструкции взрослого.

Оборудование: тетради, карандаши.

Инструкция: Поставьте карандаш на точку. Слушайте внимательно, говорю один раз. Внимание!!! Начинаем!!! От исходной точки: вверх 2 клетки, вправо 1 клетку, вниз -1, вправо - 1, вверх -2, влево - 1, вверх-3, вправо -1, вниз -1, вправо -1, вверх - 1, вправо -1, вниз- 3, влево -1, вниз - 2, вправо -1, вверх -1, вправо - 1, вниз - 2, влево - 2, вниз -1, влево - 1, вверх - 1, влево -2.

Веселая переменка «Бабочка»

Цель: воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки)

Тренировка психических механизмов

Упражнение «Составь предложение»

Цель: развитие умения устанавливать связи, делать обобщения, создавать целостные образы.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить предложение, которое бы обязательно включало в себя эти слова (можно использовать дополнительные слова). Детям дается время на придумывание, каждый думает самостоятельно. Затем по очереди высказываются предложения.

Упражнение «Запомни точки»

Цель:развитие произвольной, зрительной памяти.

Оборудование: бланки для каждого участника «Запомни точки», образец.

Ход упражнения. Детям предлагается в течение 5-10 секунд запомнить расположение точек поочередно в каждом из трех квадратов. Затем взрослый закрывает рисунок и ребенок должен воспроизвести его в пустом квадрате.

Упражнение «Бабочка пошла в школу»

Цель: развивать механическую память.

Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше - компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабочка купила в магазине... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: " "Бабочка купила в магазине расческу и... тапочки" и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Магазины могут быть разными: «Булочная», «Игрушки» и любые другие.

3. Рефлексивно-корригирующий этап

Рефлексия: Дети отвечают на вопросы: понравилось ли им занятие, что им запомнилось, всё ли получилось, чему они научились?

Ритуал прощания «Будем дружными всегда»

Цель: создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Психолог:

А теперь давайте
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
И друг другу на прощание
мы подарим пожелание
Быть дружными всегда - Да! Да! Да!

Пожмем, друг другу руки, скажем дружно «До свидания!»