Опыт применения средств альтернативной коммуникации в логопедической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Показателем освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП О УО вариант 2), является достижение ребенком планируемых результатов: личностных и предметных. Личностные планируемые результаты освоения АООП включают в себя социальные компетенции, личностные качества, а также сформированность мотивации к обучению [2].

Проблема мотивации в специальной психологии и педагогике продолжает оставаться актуальной. Признается необходимость создания для ребенка с особыми образовательными потребностями мотивирующей комфортной среды, учитывающей его специфические интересы. Важным условием формирования учебной мотивации является применение специальных методов и средств обучения.

Одними из наиболее эффективных методов обучения школьников с интеллектуальными нарушениями можно считать наглядные методы. Использование принципа наглядности оказывает значительную помощь в логопедической работе с обучающимися данной категории, в частности в процессе обучения чтению и письму. Письменная речь является сложной формой коммуникации. Овладение навыками письменной речи для обучающихся с интеллектуальными нарушениями - очень длительный и трудоемкий процесс, оптимизировать который позволяют средства альтернативной коммуникации.

Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение грамоте. Дополнительная визуальная поддержка в виде наглядных схем, пиктограмм, карточек, является основным условием успешного и эффективного занятия.

Средства альтернативной коммуникации способствуют лучшему узнаванию и различению образов графем (букв), выделению первого звука в начале слова; подбору слов, начинающихся с изучаемого звука, соотнесению звука с буквой.

В структуре коррекционно-развивающих занятий могут быть предложены следующие варианты упражнений (раздел: «Чтение и письмо. Букварный период»):

- Поиск, называние парной картинки на заданные звук/букву.

- Узнавание, называние контурных изображений предметов на заданные звук/букву.

- Складывание разрезных картинок, названия которых начинаются на заданные звук/букву.

- Поиск закономерностей в заданиях с картинками на заданные звук/букву.

- Запоминание ряда картинок на заданные звук/букву с визуальной опорой и без нее.

- Узнавание, называние парных букв при предъявлении букв разных шрифтов.

- Выделение первого звука в картинке-слове и написание соответствующей буквы.

- Поиск, чтение парного слога/слова из изученных букв.

У каждого из обучающихся с интеллектуальными нарушениями разный уровень и темп усвоения учебного материала, поэтому учителем предлагаются индивидуальные варианты заданий на отдельных рабочих листах, в коммуникативных альбомах или папках.

Овладение доступными средствами коммуникации и умение пользоваться ими в практике экспрессивной и импрессивной речи - важные направления программы логопедической работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Согласно учебному плану АООП О УО вариант 2, (1 (дополнительный) - 4 классы), данные направления могут быть реализованы в индивидуальной форме, в подгруппе/группе на коррекционно-развивающих занятиях и в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».

Мощным средством при обучении грамоте, обеспечивающим полимодальное восприятие учебной информации, является электронная наглядность. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями знаковую функцию сознания, что является необходимым для их языкового и интеллектуального развития [1].

Для реализации средств электронной наглядности необходимо иметь компьютер или планшет с интерактивными приложениями, которые создаются на платформе LearningApps. Данный электронный образовательный ресурс используется в системе, как уроков, так и коррекционно-развивающих занятий.

В рамках программы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» одним из направлений работы является глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова [2]. Электронные образовательные ресурсы позволяют закрепить навыки глобального чтения, а именно узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Представленный материал может быть адресован учителю в системе урочной деятельности по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», а также родителю в рамках выполнения домашних заданий с целью закрепления умений и навыков.

В системе коррекционно-образовательного процесса необходимо указать на значимость оценки качества освоения умений и навыков письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к АООП О УО (вариант 2) и к разработке СИПР (при необходимости).

При определении уровня развития навыков чтения и письма обучающихся данной категории оценивается качественное содержание доступных им действий. Результаты оцениваются не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего количества ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности [2].

В первую очередь, выделяются такие уровни осуществления деятельности, как:

  • деятельность на уровне совместных действий с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания обучающегося;
  • самостоятельная деятельность;
  • умение исправить допущенные ошибки.

Практика коррекционно-развивающей работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями показывает, что сочетание средств альтернативной коммуникации и электронной наглядности способствует более эффективному усвоению учебного материала в ходе овладения навыками чтения и письма. Методы альтернативной коммуникации позволяют комбинировать и преобразовывать ранее известные способы обучения грамоте, а средства электронной наглядности, в свою очередь, вносят игровые моменты в учебный процесс. Благодаря специально разработанному комплексу адаптированных упражнений, формирование и развитиеумений и навыков происходит в более доступной для понимания форме, а значит надежно закрепляется в памяти каждого обучающегося.

В рамках реализации АООП О УО (вариант 2) необходимо подчеркнуть важность принципа взаимодополняемого сотрудничества учителя класса, учителя-логопеда и родителей обучающихся. Соблюдение данного принципа является обязательным условием эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Список литературы

  1. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И.Лынская; под ред. С.Н.Шаховской. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 128 с.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-umstvennoj-otstalostyu?ysclid=l7ehse2pcz321317033 (дата обращения: 26.08.2022).