Значение музыкальной деятельности для ребёнка в коррекционной школе

Разделы: Музыка, Коррекционная педагогика


«Вероятно, что человечество победит раньше
или позже и слепоту и глухоту и слабоумие,
но гораздо раньше оно победит их социально
и педагогически, чем медицински и биологически.»

Л.С.Выготский

В современном толерантном обществе есть место каждому человеку. В том числе и людям с различными отклонениями в развитии. Если было время и дети с интеллектуальными нарушениями, и особенно с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) находились в изоляции, не могли посещать образовательные учреждения, что ещё больше усугубляло их положение, то сейчас такие дети обучаются в специальных коррекционных школах, а в особо сложных случаях - на дому или дистанционно.

Когда мы говорим об учащихся с интеллектуальными нарушениями, необходимо знать специфику их интеллектуальной способности и способности к обучению вообще. У детей этой категории страдает социально-эмоциональная, мотивационная и познавательная сферы. У них меньше возможностей самостоятельно понимать, осмысливать, обобщать, выделять главное, они быстро забывают, что требует частого повторения. Помимо интеллектуальных нарушений у детей в коррекционной школе встречаются дефекты в моторно-двигательной сфере, довольно часто наблюдается отклонение в речевом развитии. Всё это требует по-особому строить учебно-воспитательную работу. Коррекционная педагогика опирается на те же дидактические принципы, что и общее образование. Но в коррекционной школе эти методы обучения более дифференцированы и учителю приходится пользоваться целой системой дополнительных средств и приёмов, которые и создают специфику методики коррекционной работы. Так, к примеру, для этих детей важна максимальная конкретизация учебного материала, его визуализация.

И тем не менее любая человеческая жизнь бесценна, необходимо использовать любые возможности и средства для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) смог максимально развить имеющиеся у него способности и как можно легче адаптироваться к взрослой жизни. Вся педагогическая работа с ребёнком, имеющим интеллектуальные нарушения, направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируются на использование музыки в процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальными проблемами. Музыка - уникальная развивающая система, которая помогает детям переживать глубокие чувства. Целью музыкального воспитания является развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку, формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры личности. И задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.

Уроки музыки в коррекционной школе предполагают активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Активное участие в музыкальном занятии самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте.

На уроках музыки создаются условия для повышения адаптационных возможностей детей, происходит оздоровление их психики и нормального личностного развития. Дети с интеллектуальными нарушениями являются особой категорией, в работе с которыми музыка становится способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

В коррекционной школе, обучающей детей с интеллектуальными нарушениями, много детей с логопедическими проблемами. Музыка оказывает положительный эффект, являясь неотъемлемой частью комплекса коррекционных занятий при работе с нарушениями речи. Дети имеющие тяжёлые и множественные нарушения развития ещё и недостаточно понимают речь окружающих. Но восприятие песни для такого ребенка оказывается легче понимания обращенной речи, поскольку ее содержание передается не только в словах, но еще и в самой музыке. А при помощи совместного пения и музыкальных игр стимулируется и активная речь ребенка.

Музыка помогает развитию чувства ритма, ритмичности движений. Так, слушая музыку, у детей развивается музыкально-ритмическое чувство, что, в свою очередь, оказывает влияние на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы. Игра на разных шумовых музыкальных инструментах, музыкальные игры и танцы способствуют развитию координации движений, общей и мелкой моторики.

Для того чтобы дети с интеллектуальными нарушениями могли развиваться и этот процесс шёл успешно, необходима коррекция их мышления и нарушений психо-физических функций. И как бы особенности развития этих детей не ограничивали желание и умение петь, а также двигаться под музыку, музыка побеждает и помогает детям заниматься музыкальной деятельностью доступными им способами и средствами. Посильная и правильно организованная деятельность приносит им радость, вызывает интерес, а значит и даёт свой обучающий и воспитательный эффект.