Эффективные методики развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР в условиях специализированного дошкольного учреждения

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: задержка психического развития


Бесспорно, что каждый ребенок особенный. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельностью, снижением уровня работоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Причины таких состояний разнообразны: органическая недостаточность ЦНС, конституционные особенности, неблагоприятные социальные факторы, хронические соматические заболевания.

При установлении задержки психического развития у детей выявляются синдромы временного отставания в развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа развития может иметь временный характер.

Отклонения в развитии эмоциональной сферы у детей с ЗПР проявляются в таких явлениях психической неустойчивости, как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, повышенная непосредственность (свойственна детям в более раннем возрасте) преобладание игровых мотивов над другими, частая смена настроения, доминирование одного из фонов настроения. Отмечаются либо импульсивность, аффективная возбудимость, либо повышенная чувствительность к замечаниям, склонность к робости. Проблемы в поведении детей с ЗПР, возникающие из-за своеобразия развития их эмоциональной сферы, появляются чаще всего в ситуации обучения в период адаптации к школе.

У детей с задержкой ЗПР имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Речемыслительная деятельность - это развитие двух взаимозависимых психологических процессов (мышления и речи) у дошкольников в условиях обучения и воспитания. Данная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и учитывает особенности нейрофизиологического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим успешную социальную адаптацию и реабилитацию ребенка с проблемами в развитии.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что у детей с задержкой психического развития без целенаправленного обучения речемыслительная деятельность развивается со значительным отставанием, поиск эффективных условий, методов, средств, форм развития является приоритетной задачей.

Познавательное и речевое развитие ребенка с ЗПР тесно связаны между собой. В самой языковой системе нашли отражение пути развития человеческого сознания, зафиксированы результаты мыслительной деятельности человека, процессы анализа, синтеза, обобщения.

В процессе овладения речью осуществляется не только развитие речи, но и развитие сознания ребенка. В процессе формирования речевой деятельности у детей с ЗПР важное место занимает выяснение реальных связей, отношений между предметами окружающей действительности. Обозначая предметы, признаки, действия предметов, отношения между ними с помощью слов и их связей, ребенок с задержкой в развитии овладевает языком, как орудием мышления и средством общения.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Коррекционное воздействие на развитие речемыслительной деятельности в специальных учреждениях имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в работе с детьми с ЗПР. Весь процесс коррекционной работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, в процессе дифференциации звуков необходима работа по анализу звуковой структуры слова, по определению места звука в слове. Широко используется сравнение графических схем слов, нахождение в словах одного или другого звука. С учетом характера нарушений речи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи проводят коррекционную работу над речевой системой в целом. На каждом занятии специалисты ставят задачу коррекции не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

Коррекция речи включает в себя:

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие функции фонематического анализа и синтеза;
  • формирование коммуникативной функции речи;
  • обучение умению дифференцировать звуки речи;
  • совершенствование просодической стороны речи;
  • расширение пассивного и активного словаря;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие навыков словоизменения, словообразования;
  • формирование диалогической речи;
  • развитие связной речи, работа над понятийной стороной речи
  • способствование преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления включает в себя:

  • развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе;
  • обучение умению выделять главное, существенное;
  • обучение умению сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий;
  • развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
  • обучение умению группировать предметы, самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета;
  • развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
  • активизация мыслительной творческой деятельность;
  • развитие критичности мышления (объективная оценка других и себя)
  • развитие самостоятельности мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С.Выготский). Это понятие можно определить, как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

В коррекционной работе с детьми с ЗПР постепенно используется последовательный переход от одного этапа формирования того или иного речевого навыка к другому, что обусловлено особенностью мыслительной деятельности:

- Материализация действия с опорой на вспомогательные средства.

Так, работа по развитию дифференциальных звуков на этом этапе предполагает использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем слов. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку.

- Выполнение действий в речевом плане.

На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного или другого звука в слове.

- Выполнение действия во внутреннем плане.

На этом этапе ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению.

Разрабатывая систему специального обучения и воспитания детей с ЗПР, педагоги и психологи исходят из того, что различные функции интеллекта не могут быть поражены все в одинаковой степени. Это положение также подтверждается многочисленными исследованиями, показывающими, что результативность воспитания и обучения детей с ЗПР даже при одинаковых дефектах психофизического развития оказывается весьма различной. Это обусловлено индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Список литературы

  1. Анализ смысловой стороны речи детей 5-7 лет. Ахутина Т.В., Засыпкина И.В., Романова А.А. - Школа здоровья. - 2007 - №2.
  2. Восприятие речи. Вопросы функциональной ассиметрии мозга. В.П.Морозов, И.А.Вартанян, В.И.Галунов - Л.: Наука, 1998.
  3. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 1.
  4. Мышление и речь. Выготский Л.С. Собр.соч. - т.2, 1982, с.5-361.
  5. Функциональная ассиметрия мозга в организации речевой деятельности. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. - Л.: Наука, 1985.