Изучению школьной тревожности личности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые как Г.Г.Аракелов, С.С.Степанов, А.М.Прихожан, Ю.А.Зайцев, Б.Н.Филлипс, Ч.Д.Спилберг, Ю.Н.Ханин и другие.
В нашем исследовании мы будем придерживаться определения предложенного А.В.Микляевой и П.В.Румянцевой, где школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций - ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды:
- физическое пространство школы;
- человеческие факторы, образующие подсистему школы «ученик - учитель - администрация - родители»;
- программа обучения.
Школьная тревожность у младших школьников может проявляться по-разному. Анализ литературы позволил выделить 3 группы проявлений:
- Физиологические проявления.
- Проявления в виде негативизма.
- Проявления, связанные с внешней мотивацией.
По мнению О.В.Фроловой для всех младших школьников с задержкой психического развития характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.
Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.
В настоящее время проблема тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР недостаточно исследована, хотя изучению особенностей этих детей отводится немало места в научной литературе.
Цель нашего исследования - изучение возможности специально организованного занятия в снижении школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Данная цель решается с помощью задач:
- Изучить теоретическое обоснование проблемы школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
- Выявить проявления школьной тревожности детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью констатирующего эксперимента.
- Обосновать эффективность специально организованного занятия в снижении школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью формирующего эксперимента.
В эксперименте принимали участие 16 детей (9-10 лет) с ЗПР и 16 детей с нормальным психическим развитием. Исследование было проведено на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 им. К.М.Трухинова».
Для того, чтобы выявить особенности школьной тревожности детей младшего школьного возраста с нормальным психическим развитием и с ЗПР, мы провели следующие методики:
- опросник школьной тревожности Филлипса;
- проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан);
- рисунок «Я в школе».
На констатирующем этапе исследования было выявлено, что между группами детей с ЗПР и нормальным психическим развитием существуют достоверные различия.
У большей части детей с ЗПР (75%) имеется страх самовыражения и страх ситуации проверки знаний. Страх самовыражения связан с негативным эмоциональным переживанием ситуаций, которые обычно сопряжены с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Этот же показатель меньше у детей с нормой (45,4%). Страх ситуации проверки знаний означает, что у детей с ЗПР имеется негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. У детей с нормой этот показатель чуть ниже (63,6%). Также у преобладающего количества учеников 3 коррекционного класса имеется общая школьная тревожность (68,8%) т.е. общее эмоциональное состояние ребенка связано с различными формами его включения в жизнь школы. Лишь у пятой части школьников с нормой выявлен этот же показатель (18,1%). Чуть больше половины детей с ЗПР имеют страх не соответствовать ожиданиям окружающих, поэтому они ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, имеется тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок (62,5%). Этот же показатель был выявлен у трети детей с нормальным психическим развитием (36,3%). Половина детей с ЗПР (50%) переживают социальный стресс на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками), в то время как у детей с нормой этот показатель не был выявлен. Фрустрация потребности в достижении успеха - это неблагоприятный психологический фон, который не позволяет ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Данная особенность присуща практически половине (43,8%) детям 8-10 лет с ЗПР, а у детей с нормой этот показатель не был выявлен. Также у половины детей с ЗПР (50%) имеются проблемы и страхи в отношениях с учителем, можно сказать, что у этой части детей общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, который снижает их успешность в обучении. В то время, как у детей с нормой этот показатель намного ниже (18,1%). Треть опрошенных детей с ЗПР (36,3%) имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу: особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Чуть меньше детей с нормой также имеют этот показатель (27,2%).
По данным проективной методики (А.М.Прихожан) можно сказать, что у большинства детей с ЗПР (62,5%) тревожности не выявлено, так же как и у детей с нормой (72,8%). Повышенная тревожность у трети школьников с ЗПР (25,5 %), немного меньше у детей с нормой (18,2%). Высокий уровень тревожности практически у одинаковой части учащихся 3 класса как с нормой (9%), так и с ЗПР (12%).
Если рассматривать рисунки таких детей, то можно сказать, что большинство детей (87,5%) испытывают тревогу в отношениях с учителем. Также и дети с нормой испытывают больше всего тревожность в отношении с учителем, но в меньшей степени, чем их сверстники с ЗПР. Учащиеся 3 коррекционного класса тревожны в отношениях с одноклассниками. (75%), намного лучше ситуация этой же тревожности у детей с нормальным психическим развитием (45,4%). Общая школьная тревожность выявлена почти у половины школьников 8-10 лет с ЗПР (56,3%), а у нормально развивающихся сверстников лишь пятая часть испытывает общую школьную тревожность (27,2%).
Таким образом, мы выделили следующие особенности проявлений школьной тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР по сравнению с нормой:
- школьная тревожность детей с ЗПР в большей мере связана с проблемами и страхами в отношениях с учителем, чем у нормально развивающихся сверстников;
- тревожность детей вызывают ситуации, связанные с вызовом к доске, что у нормы практически не проявляется;
- у детей 3 класса также негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Дети с нормальным психическим развитием практически не переживают в данной ситуации;
- некоторые учащиеся с ЗПР имеют негативное эмоциональное переживание ситуаций, которые сопряжены с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Специально организованное занятие как средство снижения уровня школьной тревожности рассматривали А.В.Микляева и П.В.Румянцева. Они считали занятие лучшим средством для того, чтобы повысить уровень самооценки детей, развить коммуникативные навыки и с помощью этого снизить уровень школьной тревожности.
Исходя из этого, нами была выделена следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование специально организованного занятия способствует снижению школьной тревожности у детей 9-10 лет с ЗПР при следующих условиях:
- использование различных приемов работы, которые соответствуют основным направлениям коррекционной работы: снижение школьной тревожности, преодоление страхов в отношениях с учителем, повышение самооценки, развитие навыков сотрудничества;
- учет особенностей проявления школьной тревожности каждого ребенка по итогам диагностического обследования;
- поэтапное проведение работы по коррекции тревожности, включающее групповые и индивидуальные формы организации детей.
Коррекционная работа состояла из нескольких этапов.
Этап исследования, его цель
|
Содержание этапа |
Длительность |
Приемы и средства, используемые на занятиях |
Результат прохождения этапа |
Создание рабочей атмосферы, формулирование правил группы, прояснение ожиданий участников |
На данном этапе работы происходит знакомство детей со мной и друг с другом, формулирование правил групповой работы и их усвоение, а также выяснение того, что ожидают участники от предстоящей работы |
3 занятия |
- упражнения, направленные на сплочение коллектива;
|
Усвоение правил работы в группе и ожиданий участников |
Разрядка школьной тревожности |
На данном этапе происходит работа непосредственно с теми трудностями и ситуациями, которые возникают у ребенка в школе |
5 занятий |
- обсуждение и анализ школьных трудностей;
|
Тщательная проработка школьных страхов и трудностей |
Развитие навыков общения, повышение самооценки учащихся |
На данном этапе происходит развитие коммуникативных способностей каждого ребенка, а также повышение их самооценки |
3 занятия |
- задания на развитие коммуникативных навыков;
|
Повышение самооценки учащихся и развитые способности коммуникации |
Подведение результатов работы |
На данном этапе подводятся итоги работы, вручаются дипломы |
1 занятие |
- анализ проделанной работы |
Выводы детей о занятиях |
Первый этап заключался в проведении нескольких занятий, которые способствовали знакомству детей с данной формой работы и формулированию правил групповой работы, а соответственно включению детей в работу.
Второй этап включал в себя занятия, способствующие разрядке школьной тревожности. На данном этапе шло обсуждение и анализ школьных трудностей, выявление проблемы и поиск приемлемого для каждого ребенка варианта решения.
На третьем этапе были использованы различные задания на развитие коммуникативных навыков, а также упражнения на повышение самооценки учащихся. Кроме этого, используются техники расслабления, упражнения, направленные на снижение чувства тревожности.
Ну и на последнем этапе работы были подведены итоги совместной деятельности и еще раз обговорены школьные страхи и трудности и способы их преодоления.
После завершения коррекционной работы во всех группах была проведена повторная оценка уровня школьной тревожности каждого ребенка по тем же методикам.
По данным исследования относительно общей школьной тревожности, большинство детей КГ (68,8%) продолжали испытывать трудности в ее переживании, в то время как у детей ЭГ она значительно снизилась (12,5%), что отличает их на контрольном этапе эксперимента от этапа констатирующего эксперимента. Значительно снизился показатель переживания социального стресса у детей ЭГ (12,5%), в то время как у детей КГ (50%) остался на том же уровне. Также дети ЭГ (37,5%) стали меньше бояться выступать на публике - страх самовыражения снизился и страх несоответствия ожиданиям окружающих у детей ЭГ (37,5%). Заметно, что у детей ЭГ (25%) снизился страх в отношениях с учителем. Дети ЭГ (37,5%) немного меньше стали обращать внимание на потребность в достижении успеха. Также дети ЭГ (62,5%) стали меньше опасаться ситуации проверки знаний. Физиологическая сопротивляемость к стрессу становится более устойчивой и уменьшается у детей ЭГ (25%).
Таким образом, после проведения коррекционной работы с помощью специально организованного занятия можно наблюдать значительное снижение характера школьной тревожности у детей из экспериментальной группы.
Проанализировав рисунки детей ЭГ после проведения коррекционной работы, можно сказать, что уровень общей школьной тревожности снизился, так как у кого то рисунки окрасились цветом, у кого-то - стали ярче. Также у некоторых стало меньше штриховки и жирных, прерывистых линий. Кроме того, у многих на рисунке появилось солнце, что можно связать с хорошим настроением детей.
Полученные результаты позволяют говорить об эффективности специально организованного занятия в коррекции высокого уровня школьной тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию младших школьников с задержкой психического развития.
Проведенное исследование позволяет говорить о возможности коррекции школьной тревожности в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития методом специально организованного занятия. Кроме улучшения количественного показателя уровня школьной тревожности, произошли изменения в качественной характеристике. Дети проявляют меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, таких как выступление у доски, ответах на уроках в классе и т.д. Наметились улучшения в межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. Дети меньше проявляют в общении робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.
По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.