Основная задача ФГОС - обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения.
Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо наличие рабочей программы и выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.д.;
- использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
При организации коррекционной работы следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Для успешности коррекционной работы и повышения качества знаний обучающихся необходимо соблюдать следующие принципы:
- принцип развития динамичности - построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне подачи учебной информации, с определенным уровнем трудности, проблемности. Обучающиеся, преодолевая такие трудности, решая проблемную ситуацию в учебной ситуации, раскрывают свои возможности и способности.
- принцип продуктивной обработки информации - педагог так организовывает обучение, чтобы у обучающихся развивался так называемый механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, таким образом, формируются не только знания, но и навыки.
- принцип развития и коррекции высших психических функций, предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы обучающихся: мышление, внимание, память и речь.
- принцип мотивации к учению - задания для самостоятельной работы должны быть творческими, проблемными.
Важно, чтобы коррекционное обучение достигало следующих целей: образовательной, коррекционной, воспитательной.
Образовательная цель определяет, чему педагог учит на данном уроке.
- Коррекционная цель помогает решить, какими методами на данном уроке корригировать психические процессы личности обучающихся.
- Воспитательная цель позволяет выстраивать линию позитивного психологического и социального влияния на личность обучаемых.
Все эти три цели обучения осуществляться должны одновременно.
Необходимо так организовать процесс обучения, чтобы максимально повысить для каждого ученика уровень его обучаемости, создать ему комфортные условия для развития личности и самосовершенствования, компенсировать и скорректировать нарушения в развитии.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- зрительно-моторных координаций;
- навыков каллиграфии;
- артикуляционной моторики.
(графические диктанты, перерисовывание фигур по точкам. узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв)
Анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв.
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак - ребро - ладонь», «зеркальное рисование», «ухо - нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек».
Упражнения можно использовать на любом этапе урока, предварительно заготовив образец на бумаге или устно, под диктовку.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- соотносительного анализа;
- сравнения, сопоставления;
- обобщения, группировки и классификации;
- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- планирование деятельности;
Дидактические игры и упражнения: анализ инструкции к заданию, образца: «что сначала, что потом?»; «сравниваем с образцом»; игры «найди и исправь ошибки»; игры на внимание.
3. Коррекция нарушений в развитии:
- зрительного восприятия и узнавания;
- зрительной памяти и внимания;
- пространственных представлений и ориентации;
- представлений о времени;
- слухового внимания и памяти;
- фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.
4. Развитие речи, коррекция нарушений речи
Работа с детьми с речевыми проблемами ведется в основном логопедом, но и на своих уроках педагогам необходимо уделять достаточно внимания развитию речи учащихся.
- В работе по преодолению нарушений речи можно использовать следующие приемы:
игровые упражнения на вычленение, сравнение звуков; - использование предметных и сюжетных картинок;
Алгоритм составления связного высказывания отрабатывается постепенно. Схема, которая составляется по мере работы с рассказом, помогает воспринимать, анализировать и воспроизводить рассказ.
Использовать занимательные задания: «Найди ошибку» (среди расставленных по порядку сюжетных картинок найти ошибку в расположении), «Найди лишнюю картинку» (среди сюжетных картинок найти картинку, которая не соответствует теме рассказа), «Дополни предложения» (незаконченные предложения дополнить сюжетными картинками).
«Почемучка»: Почему пришѐл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться?
«Скажи наоборот»: чистый - грязный, широкий, здоровый, весѐлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лѐгкий,
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сфере
У детей с ОВЗ наблюдаются различные эмоциональные реакции - от заторможенности, вялости, безразличия до резких негативных вспышек эмоций. Таким детям требуется особое педагогическое внимание и дополнительные приемы и подходы.
Одни нуждаются в дополнительной стимуляции: более частые вызовы к доске, индивидуальные задания, требующие помощи со стороны одноклассников, вовлечение в совместные игры, постоянное одобрение их успехов и т.п.
Другим детям требуется выработка определенного охранительного режима, активное формирование навыков самоконтроля, саморегуляции. Большую помощь в работе с такими детьми оказывает психолог.
Умелое использование наглядности и средств ТСО, без которых сейчас трудно обеспечивать интерес к любому предмету.
Список используемой литературы
- Актуальные проблемы интегрированного обучения. Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, (с особыми образовательными потребностями). - М., 2001.
- Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 6. - с. 32-41.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008.
- Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. - М., 1996.
- Материалы по ФГОС http://standart.edu.ru