Коррекционная педагогика
-
Современные подходы в работе учителя-дефектолога по обучению детей с ОВЗ в рамках ФГОС 2022
Основная задача ФГОС – обучение детей умению учиться, формирование у обучающихся позиции успешного обучения. Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы. И обязательным условием освоения стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка – создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей.
-
Реализация индивидуального подхода к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития на занятиях коррекционного курса «Предметно-практические действия» 2022
В статье дано описание опыта работы педагога с детьми с ТМНР в рамках коррекционного курса «Предметно-практические действия». Проведение занятий в рамках курса предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.
-
Использование педагогических технологий в процессе взаимодействия учителя-логопеда и родителей 2022
Результативность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения, зависит от взаимосвязи и преемственности в деятельности учителя-логопеда и родителей. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка.
-
Комплексное сопровождение детей с задержкой психического развития 2022
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Специалисты сопровождения оказывают помощь ученикам с ОВЗ по запросу родителей и педагогов в индивидуальном режиме во внеурочное время. Работа направлена на оказание помощи в преодолении индивидуальных трудностей у учеников: сложности в усвоении учебной программы, трудности в установлении коммуникаций, решение личностных проблем. Индивидуальное сопровождение осуществляется на основе составленных индивидуальных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ специалистами школьного консилиума.
-
Развитие речи детей с ЗПР 2022
Дети с задержкой психического развития при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с задержкой психического развития последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность. Самую многочисленную группу составляют дошкольники, у которых сочетаются дефекты смешения звуков и замен или смешения и искаженное произношение звуков. Такие нарушения, как правило, выявляют локальную патологию со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи у дошкольников с ЗПР.
-
Опыт применения средств альтернативной коммуникации в логопедической работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями 2022
В статье представлены инструменты интенсификации и повышения качества обучения грамоте младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Особое внимание уделено наглядным методам усвоения учебного материала на логопедических занятиях. Дано описание средств альтернативной коммуникации и электронной наглядности, которые играют большую роль в формировании учебной мотивации.
-
Конспект урока по русскому языку в 6-м классе "Значение прилагательных в речи" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2022
Задачи урока: закрепить знания учащихся о частях речи, грамматических признаках прилагательного, его роли в речи, предложении; отработать умение находить имена прилагательные в контексте, употреблять, опираясь на лексическое значение слова.
-
Дидактическое пособие "Весёлые кубики" 2022
Возникает необходимость учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов не только работать над звукопроизношением, но и корректировать эти недостатки устной речи. Помогает в этом моё логопедическое пособие «Весёлые кубики». Хочу представить вашему вниманию работу с данным пособием. У каждой женщины найдутся пустые коробочки из-под крема. Я использовала серию «Чёрный жемчуг». Их, конечно, можно и выбросить. Но можно из них изготовить дидактическое пособие, которое понравится, я думаю, каждому логопеду, дефектологу, учителю.
-
Дополнительное образование детей: новое содержание, новые возможности 2022
В настоящее время неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является и система дополнительного образования. Какую же роль играет дополнительное образование в формировании личности ребёнка? Что такое Дополнительное образование? Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях». Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
-
Рабочая программа по природоведению для обучающихся 7-го класса с умеренной умственной отсталостью 2022
Программа адресована обучающимся 7-го класса (классы с нарушениями интеллектуального развития (тяжёлая и глубокая умственная отсталость). Цель программы: изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с умеренной умственной отсталостью о об основных элементах неживой природы, формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой.
-
Конспект занятия на тему "Здоровый образ жизни". 5–6-е классы 2022
Цель занятия: формирование навыков здорового образа жизни.
-
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ЗПР. Тема: "Число и цифра 3. Треугольник и квадрат – плоскостные геометрические фигуры. Логическая задача" 2022
В ходе образовательной деятельности уточняются знания детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, упражняются в счете звуков на слух, предметов на ощупь, движений в пределах трех. Знакомятся с цифрой 3, составляя данную цифру из деталей Лего-конструктора, печатают её на перфокартах, покрытых прозрачной пленкой. Сравнивая треугольник и квадрат, дети находят сходства и различия данных геометрических фигур, конструируют данные фигуры из Лего-конструктора без предварительного показа. Решают логические задания на выделение «Четвертого лишнего» по форме: три предмета квадратной формы и один треугольной.
-
Дидактические игры и приёмы в обучении диалогической речи дошкольников (из опыта работы учителя-логопеда Богдановой Т.И.) 2022
Предложенные приёмы позволяют сделать занятия по развитию связной речи весёлыми, не принуждёнными. Дети на занятиях смеются, свободно двигаются, общаются. Такой подход заметно повышает результативность занятий. И естественно всегда приветствуются родителями, они становятся союзниками и активными помощниками педагога. Играя совместно со взрослыми, раскрывая свой скрытый потенциал, нестандартность, заложенные в каждом ребёнке, он движется к овладению развёрнутой, логичной связной речью.
-
Рекомендации по работе с детьми ОВЗ для учителей начальных классов 2022
Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
-
Развитие зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения во время прогулок 2022
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых, в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения. В современной литературе изложены приёмы коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста. Среди них особое место занимают продуктивные виды деятельности, как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия, детей дошкольного возраста. Однако анализ психологической и педагогической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия детей во время прогулок.
-
Коррекционно-развивающее занятие по формированию школьной зрелости. Тема: «Помоги бабочке» 2022
Представлен конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию школьной зрелости.
-
Жесты и мимика занятие с элементами тренинга для обучающихся 6-х классов 2022
Цель урока: формирование знаний и умений пользоваться жестами и мимикой, навыков способствующих адаптации в социальной среде – в общении.
-
Открытое занятие «Азбука чувств». 1-й класс 2022
Цели занятия: способствовать рефлексии эмоциональных состояний; способствовать адекватному самовыражению.
-
Психолого-педагогическое сопровождение профилактики агрессивного поведения подростков 2022
Психологический портрет подростка был бы явно неполным, если в нем будет отсутствовать такая важная деталь как агрессия. К сожалению, в последние годы отмечается значительный рост, как агрессивности подростков, так и проявлений ими противоправного поведения. Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся его жертвами со стороны сверстников. Оно вызывает глубокую озабоченность у педагогов и работников правоохранительных учреждений. Практически оно затрагивает всех, кто, так или иначе, соприкасается с подростками. Поэтому так важно понять причины такого поведения или детерминанты агрессии и условия ее становления.
-
Эффективные методики развития речемыслительной деятельности у детей с ЗПР в условиях специализированного дошкольного учреждения 2022
Разрабатывая систему специального обучения и воспитания детей с ЗПР, педагоги и психологи исходят из того, что различные функции интеллекта не могут быть поражены все в одинаковой степени. Это положение также подтверждается многочисленными исследованиями, показывающими, что результативность воспитания и обучения детей с ЗПР даже при одинаковых дефектах психофизического развития оказывается весьма различной. Это обусловлено индивидуальными особенностями каждого ребенка.
-
Час общения для воспитанников 8–9-х классов адаптированных программ: «Виды теста» 2022
Цель занятия: закрепление знаний воспитанников о видах теста. Задачи: повторить виды теста, развивать кругозор о способах приготовления теста, развивать внимание, память, мышление, воспитывать самостоятельность, творчество.
-
Профилактика агрессивного поведения в образовательной среде детского сада компенсирующего вида 2022
Детский сад воспитывает детей с задержкой психического развития. Для детей данной категории характерен низкий уровень способности выбора конструктивных форм поведения в проблемных ситуациях. Они либо очень возбудимы, импульсивны, агрессивны, раздражительны, постоянно конфликтуют с детьми, либо, наоборот, скованы, заторможены, пугливы, в результате чего подвергаются насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, дети самостоятельно, без педагогической помощи выйти не могут. Цель программы: создание условий для снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-
Эбру как метод изотерапии 2022
«Эбру» – это старейшее искусство рисования на воде. Дети и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание и память. Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект. Эбру используется, как терапевтический новый метод арт-терапии. Эбру относится к правополушарному рисованию. Рисованию эмоциями и чувствами.
-
Виртуальная экскурсия "Путешествие к планетам солнечной системы" 2022
В конспекте предложены разнообразные упражнения, которые помогают детям с задержкой психического развития в игровой форме, в различных видах деятельности расширить представления о планетах солнечной системы. Игровые упражнения способствуют совершенствованию грамматического строя речи, развивают речевое дыхание, фонематический слух, связную речь, зрительное внимание, общую моторику.
-
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности "Путешествие на ковре-самолёте в "Страну эмоций"" 2022
Цель развлечения: создание условий для проявления детьми разных эмоций.
-
Конспект урока: «Понимание (называние, узнавание) слов, обозначающих предмет: "стол", "стул". Их назначение» 2022
Цель урока: формирование представлений о предметах "стол", "стул" и их назначении.
-
План-конспект урока по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся по АООП УО (интеллектуальными нарушениями). Тема: "Сезонные изменения в природе. Зима" 2022
Цели урока: формировать представления о временах года, умения узнавать характерные признаки зимы; описывать на основе иллюстраций изучаемые объекты и явления неживой и живой природы, формировать представления о сезонных изменениях в природе.
-
Урок математики во 2-м классе "На весёлый стадион" (здоровьесберегающие технологии). Тема: "Сложение и вычитание в пределах 20" 2022
Цели занятия: рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни; закрепление знаний по нумерации чисел от 1 до 20.
-
Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ 2022
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений.
-
Развитие мотивации учения младших школьников 2022
В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним на протяжении обучения в начальной школе. В общей массе учащихся преобладают также внутренние мотивы. Это свидетельствует о том, что детский сад и семья создали необходимую почву для обучения детей в школе.