Образовательная область - познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).
Пояснительная записка
В ходе образовательной деятельности уточняются знания детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, упражняются в счете звуков на слух, предметов на ощупь, движений в пределах трех. Знакомятся с цифрой 3, составляя данную цифру из деталей Лего-конструктора, печатают её на перфокартах, покрытых прозрачной пленкой. Сравнивая треугольник и квадрат, дети находят сходства и различия данных геометрических фигур, конструируют данные фигуры из Лего-конструктора без предварительного показа. Решают логические задания на выделение «Четвертого лишнего» по форме: три предмета квадратной формы и один треугольной.
Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по познавательному развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад компенсирующего вида № 14 "Василёк" г.Рубцовск, проведённое согласно АООП ДО для детей с ЗПР.
Цели:
- Создание условий для уточнения и закрепления знаний детей об образовании числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотношение числа три с количеством и цифрой;
- Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех;
- Расширение представлений детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнение, соотнесение с формой окружающих предметов;
- Развитие умения выделять и объединять предметы по одному (общему) признаку. Формирование способности составлять целое из частей;
- Развитие логического мышления.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух групп предметов, упражнять в соотношении количества предметов с числом и цифрой;
- закреплять умение детей считать в пределах трёх с использованием различных анализаторов;
- расширять представления детей о свойствах треугольника и квадрата, сравнивать, соотносить с формой окружающих предметов.
- формировать способность составлять целое из частей.
Коррекционно-развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
Коррекционно-воспитательные:
- повышать активность детей, прививать интерес к математике.
Форма организации детей: подгрупповая.
Методы организации:
- Практические: упражнение, моделирование, конструирование;
- Наглядные: демонстрация наглядных пособий;
- Словесные: беседа;
- Игровые: дидактическая игра.
Лексический материал: число 3, цифра 3, сторона, вершина, угол, одинаково, поровну, больше на 1, меньше на 1.
Оборудование:
- Демонстрационный материал: календарь, устный счет: демонстрационное панно, зайцы и белки (по 5 штук), примеры в картинках, образование числа 3: 3 зайца и 2 белки, по 3 гриба и по 2 шишки, пособие «На что похожа цифра 3», треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, игра "4 лишний" (по форме), маркер.
-
Раздаточный материал:
- линейки-календари, линейки - дни недели;
- образование числа 3: по 3 гриба и по 2 шишки, числовые карточки;
- в столе для счета на ощупь мелкие деревянные игрушки: 4 матрешки и 2 гриба треугольник и квадрат, 7 счетных палочек, 7 фишек, маркер, перфокарты, клетка и цифрой 3.
Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 0,1, 2, конструирование цифр 0, 1, 2.
Ход образовательной деятельности
Этап работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент |
||
Круг рукопожатий. |
Раз, два, три, четыре, пять!
Урра!
|
- строим башню из кулачков
Дети заканчивают предложение и проходят на свое место. |
Сядьте ровно, ножки вместе.
|
|
|
Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть |
||
Минутка календаря. Цель: формирование временных представлений. |
Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».
|
Дети отмечают день недели и дату на своих линейках.
|
Устный счёт.
|
- Посчитай, сколько зайцев.
- Прочитай пример и найди ответ. |
Дети выполняют счетные операции.
Дети читаю пример и находят ответ. |
Выделение темы. |
- Математика - это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику - тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами встретим следующую нашу цифру, научимся её составлять. |
|
Число и цифра 3. |
- Сколько белок?
- Дети, число три на числовой карточке обозначается тремя кругами, найдите и покажите числовую карточку с числом три. |
- Две белки.
- Стало три зайца. - Надо к двум добавить единицу, получим 3. |
- Зайцев больше, а белок меньше. |
||
Работа с раздаточным материалом. |
- Скажите, чем занята белка осенью?
|
|
Добавить каждому еще по одному грибу. |
- Я нашла еще гриб.
- Посчитайте, сколько стало грибов? - А как получилось три гриба? - Сколько было? |
|
- Сколько добавили, чтобы стало 3? - Как получить число 3?
- Что теперь можно сказать о количестве грибов и шишек? |
- Надо к двум добавить единицу, получим 3. | |
Упражнение в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах трех. | Ребята, я так давно мечтала научиться играть на музыкальном инструменте, но так и не умею. Отгадайте загадку и узнаете, на каком именно инструменте я мечтаю научиться играть. | |
Загадка:
показывает дудочку |
Звук хранится непростой
- Да, это дудочка, молодцы. - Ребята, а вы знаете, чтобы уметь играть на музыкальных инструментах, нужно уметь слышать звуки. Давайте сядем ровно и попробуем послушать. |
- Дудочка. |
Педагог играет на дудочке, воспроизводит звуки в пределах 3.
Задание повторяется 2-3 раза. |
- Ребята, послушайте и посчитайте звуки и положите столько же счетных палочек.
|
Дети откладывают счетные палочки. |
Педагог обращает внимание на 2-3 детей, таким образом, реализовывая индивидуальный подход. |
- В столе спрятались игрушки.
|
Дети достают 3 матрешки и хлопают три раза. |
Знакомство с цифрой 3. Показ цифры. |
Число три обозначают цифрой три - вот она. На что похожа цифра три?
А за двойкой - посмотри -
Ты на змейку посмотри -
Погляди на цифру 3 -
|
Дети рассказывают по картинкам, на что похожа цифра 3. |
Конструирование цифры 3 из Лего |
- Где в кабинете увидим цифру 3?
- Составим цифру 3 из конструктора по схеме. - Но сначала напомните основные правила при работе с Лего-конструктором. |
Дети рассказывают о правилах работы:
- Нельзя брать детали в рот, класть в уши. Если не получается разъединить - попросить помощи у взрослого. - Нельзя разбрасывать детали. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять - Нельзя начинать работу без разрешения взрослого. |
Показ и объяснение.
|
1. Для работы нам надо пять кубиков 2х2, три кирпичика 2х4.
|
Самостоятельная работа |
Физкультминутка
|
Три хлопка над головой,
|
|
Треугольник и квадрат - плоскостные геометрические фигуры. |
- Как называется эта синяя геометрическая фигура?
- Почему её называют треугольник? Чего у неё три? - Давайте обозначим каждый угол одной фишкой. Считаем: 1, 2, 3 |
- Это треугольник. |
- Ещё чего три?
Три угла. Три стороны
|
- Три стороны. | |
- Кто знает эту зеленую фигуру? Как она называется?
Все четыре стороны
-Чем похожи фигуры?
|
- Это квадрат.
- У квадрата 4 стороны.
- Стороны одинаковые. |
|
Построение из Лего-конструктора треугольника и квадрата (без предварительного показа). При затруднении - показать образец. |
- В синей тарелке у вас лежат пластины.
|
- Пластины разной длины. Самостоятельная работа |
Логическая задача «4 лишний». |
- Три предмета одной формы, а один - другой. |
|
Печатание цифры 3.
|
1. Упражнения с карандашом:
|
|
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть |
||
- С какой цифрой мы сегодня познакомились?
Что вам сегодня показалось особенно интересным. - Вы все сегодня постарались, а сейчас нужно привести свои рабочие места в порядок.
Очень жаль нам расставаться,
|
Высказывают свое мнение. |
Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:
На прогулке предложить детям посмотреть кругом и сказать, где можно встретить число 3. Например, трёхколёсный велосипед, три скамейки на участке и т.д.
Лото «Найди 1, 2, 3 предмета» Соотнесение числа, цифры и количества.