В настоящее время основным направлением российского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования. Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация прав каждого ребенка на полноценное образование, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений в работе педагога является создание психологического комфорта во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Воспитателю следует иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто затрудняются и стесняются попросить о помощи у взрослого, оставаясь один на один со своими проблемами, поэтому в своей педагогической деятельности я привлекаю детей к общественной жизни группы, к участию в различных конкурсах - это помогает им приобрести определенные навыки, стать социально адаптированными.
В моей группе воспитывается четверо детей с ограниченными возможностями здоровья, диагноз - задержка психического развития. Проблем много: особенности познавательной сферы; трудности, связанные с физиологическими особенностями (речевые нарушения).
Мы свою работу строим таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника.
Развитие речи - это важнейший компонент в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ. Если помочь дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируются у него способности к самоконтролю, познанию окружающего мира.
Наш педагогический коллектив разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, который включает следующие основные направления: смену различных видов деятельности, развитие эмоционального и предметного общения, развитие общей и мелкой моторики, развитие предметной деятельности, развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического, расширение и накопление пассивного словаря, стимуляцию активной речи, выработку представлений о себе, формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности, закрепление навыков самообслуживания.
Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования предметно-развивающей среды зависит развитие, становление, оздоровление детей.
Создавая здоровьесберегающую среду, учитываем требования СанПиН. Она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психологического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности. Среди воспитанников нашей группы есть дети, которые имеют тяжелую речевую патологию, сниженную память, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим мы внедряем комплексные здоровьесберегающие технологии для оздоровительно-коррекционной реабилитации детей. Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий используем дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массаж кистей рук и активизация биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (ребристые дорожки, ортопедические коврики). Ежедневно проводим дыхательную гимнастику, которая является очень значимой частью оздоровительной работы. С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика.
Известно, что дети с тяжелой речевой патологией имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность.
Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время непрерывной образовательной деятельности мы проводим мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. На разных этапах обязательно вводим динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключать детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти. Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они способствуют развитию воображения и фантазии, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. В группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек.
Также важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных тексов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания.
Развивающая среда в группе обновляется пособиями, направленными на развитие мелкой моторики, развитие речи, развитие психических процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
Среди родителей наших детей проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования, выявления не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка и оказание ранней помощи в условиях ДОУ.
Таким обрезом можно сказать, что комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья с участием специалистов, родителей и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки.
Литература
- О.С.Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет». М., 2011.
- О.С.Ушакова «Программ развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». М., 2009.
- Ф.А.Сохин «Психолого-педагогическая основа развития речи дошкольников» М., Воронеж, 2002.