Работаю с детьми с ОВЗ уже много лет. По моим наблюдениям у таких учащихся:
- не сформирован грамматический строй речи;
- нет владения связной речью;
- словарь ограничен обиходными понятиями.
- затрудняются в подборе слов-обобщений (посуда, мебель, одежда и др.)
- не могут согласовывать числительные с именами существительными (одна лиса, две лисы, а как будет пять?)
В связи с этим возникает необходимость учителям-логопедам, дефектологам, учителям начальных классов не только работать над звукопроизношением, но и корректировать эти недостатки устной речи.
Помогает мне в этом моё логопедическое пособие «Весёлые кубики».
Хочу представить Вашему вниманию работу с данным пособием.
У каждой женщины найдутся пустые коробочки из-под крема. Я использовала серию «Чёрный жемчуг». Их, конечно, можно и выбросить. Но можно из них изготовить дидактическое пособие, которое понравится, я думаю, каждому логопеду, дефектологу, учителю.
Этапы изготовления:
- найти в интернете картинки на определённую лексическую тему (дикие животные, домашние, транспорт, обувь, посуда, мебель…);
- вырезать картинки по размеру сторон кубика и заламинировать их;
- обклеить кубик с помощью скотча со всех сторон.
Получается на каждую тему есть возможность взять 6 картинок.
Далее представлю виды работ с этими кубиками. Если учителя-логопеды изготовят такие для своей работы, то смогут придумать другие дидактические игры, помимо тех, которые я предлагаю.
Представляю Вам виды работ с использованием этих кубиков.
- Взять кубик правой /левой рукой, обеими руками.
- Начинай поворачивать кубик к себе/ от себя.
- По команде «Стоп!» назови, что изображено на картинке.
- Скажи, как можно назвать всех этих животных (дикие животные наших лесов).
- С каждым животным поиграем в игру «Один-два-пять» (один медведь - два медведя - пять медведей).
- Назови семью каждого животного (волк - волчица - волчонок - много волчат).
- Назови как называется жилище у каждого животного (у волка - логово, у белки - дупло…)
- Назвать травоядных и хищников.
- Назвать, кто из диких животных наших лесов меняет цвет шубки зимой.
- Составь предложение со словом на картинке (н-р БЕЛКА).
- Если работа над звуком Л: назови животных, в названии которых есть звук Л (волк, лиса)
- Определи местонахождение звука Л в слове (начало, середина, конец).
Для уроков по коррекции письменной речи:
- Поставь ударение в слове «БЕЛКА».
- Назови гласные и согласные в слове.
- Составь схему слова.
- Запиши предложение с этим словом.
Для кубиков с домашними животными дополнительные задания :
- Назови пользу домашних животных для человека. (корова даёт молоко (коровье), мясо (говядина, телятина),
- Свинья -…, , коза… и т.д.
- Отгадай загадку. (отгадка есть на кубике).
- Сам придумай загадку про этого животного, а я отгадаю.
Хочу отметить, что ребятам нравится заниматься с кубиками. Этот интерес ещё вызван тем, что есть элемент непредсказуемости. Ведь ребёнок не знает, на какой картинке он услышит команду «СТОП!»
Буду рада, если моим пособием заинтересуются учителя-логопеды, учителя, дефектологи и изготовят такие кубики для своей работы.